Рейтинг оппозиции пока стабилен, их план — добиться своего не мытьем, так катаньем – эксперты
Социальная поддержка оппозиции пока не уменьшается только потому, что другой оппозиции нет – Бекешкина. Оппозиционеры ждут, что власти с ними все равно придется договариваться – Голобуцкий
Проект «Мнения» поинтересовался у социологов и политологов, чего удается добиваться оппозиции в условиях кризиса.
Напомним, после отставки Кабинета министров оппозиция своей главной задачей считает возвращение к Конституции 2004 года. Уже две недели оппозиционеры ведут по этому поводу переговоры с властью. В тоже время задержанные и арестованные активисты Майдана не освобождены, а виновные в разгоне мирных акций не наказаны.
Социолог, директор Фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина отмечает: оппозиция не контролирует Майдан и не может предложить протестующим действия и решения, которые их удовлетворили бы; она не добилась успехов в переговорах; но, тем не менее, уровень поддержки ее населением не падает. «Рейтинг не уменьшается, потому что другой оппозиции просто нет, альтернативы нет», — говорит социолог. При этом Бекешкина констатирует, что происходят изменения внутри оппозиционного лагеря – растет рейтинг Виталия Кличко и Петра Порошенко, а падает, соответственно, Арсения Яценюка и Олега Тягнибока.
По словам Бекешкиной, среди оппозиционного электората растет спрос на радикальную политическую силу, но для трансформации этого запроса в какое-то новое образование должно пройти много времени. «”Правый сектор” сейчас популярен, но вспомните, например, какой путь прошла “Свобода”. В 2007 году на выборах они набрали 0,7% голосов, а в 2012 году — уже 10,4%. Но в это время их постоянно приглашали на телеэфиры, им давали донести свои идеи. Сейчас никто не знает, кто лидер “Правого сектора”. Если им предоставят такую же возможность — будет видно», — резюмировала социолог.
Политолог, заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий характеризует план оппозиции по выходу из кризиса выражением “не мытьем так катаньем”. «Расчет на то, что экономическая ситуация в стране явно не будет улучшаться. Деньги понадобятся, власти придется ориентироваться на реакцию доноров страны. Плюс у той же России есть интересы, которые не всегда совпадают с интересами украинской власти. Так что власти или иностранным государствам придется договариваться и с оппозицией», — уверен эксперт.
Голобуцкий считает, что оппозиция и власть придут к активным переговорам только при реальной угрозе для них самих: «Мы не стоим на краю пропасти. Многие считают, что стоим, но власть и оппозиция так не думают. Вот когда пропасть, как в известном выражении, посмотрит на нас всех, тогда они уже начнут по-настоящему договариваться и искать компромисс. И власть и оппозиция понимают, что если будет перейден Рубикон, то они уже не будут нужны».
Эксперт уверен, что со стороны и оппозиции, и власти есть люди, которые ищут пути выхода из сложившегося кризиса, и пока есть возможность договариваться, нужно ее использовать.
ЭКСПЕРТЫ
Алексей Голобуцкий, политолог, заместитель директора Агентства моделирования ситуаций
Ирина Бекешкина, социолог, директор Фонда «Демократические инициативы»
РАНЕЕ