Влияние парамилитарных структур Майдана растет — политологи
В Киеве уже появились альтернативные милицейские подразделения — Березовец. Вооруженные структуры Майдана спасают силовиков президента — Карасев. Протестующие вовсе не успокоились и не разуверились, ситуация радикализуется — Бала
На круглом столе «17 февраля: что произойдет после окончания действия закона об "амнистии"», организованном проектом «Мнения» 14 февраля 2014 года, политологи обсуждали ситуацию на Майдане и возможность участия его силового крыла в переговорном процессе.
Напомним, 14 февраля народный депутат фракции «Батькивщина», комендант Майдана Андрей Парубий рассказал на пресс-конференции, что начинается структуризация сотен самообороны по областям, поэтому часть командиров едет в регионы. «Чтобы в случае необходимости мы могли в Киеве собрать 10, 20, 30 тысяч людей, которые могли бы активно и существенно противодействовать существующему режиму», — сказал Парубий.
Директор компании "Berta Communications" Тарас Березовец охарактеризовал ситуацию в стране следующим образом: «Растет роль силовых подразделений во власти – и, может быть, даже вопреки воле оппозиции, происходит рост влияния силовых структур Майдана. На этой неделе (11 февраля 2014 года. — «Мнения») впервые вооруженные подразделения самообороны вышли за пределы Майдана, пошли к отделению милиции, где содержались задержанные афганцы». По его словам, в Киеве уже сформированы параллельные силовые структуры, которые следят за общественным порядком.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает: «Майдан переживает фазу парамилитаризации, формируются парамилитарные структуры – гвардии, дружины. Первый генерал Майдана – Парубий». По словам политолога, выход на публику парамилитарных структур Майдана спасает силовиков Януковича: ведь нужно, чтобы силовые подразделения имелись с двух сторон.
«Майдан иногда искусственно подталкивают к парамилитаризации, — заявил Карасев, выступая на круглом столе, организованном проектом «Мнения». — Не потому, что нужно наступление на власть, а потому, что были опасения: на Майдане возникнут автономные от оппозиции парамилитарные структуры». Как утверждает политолог, «сейчас оппозиция пытается получить больший контроль над автономными силовыми группами Майдана, чтобы стать более договороспособной».
В этих структурах, по словам политолога, не все однозначно: «Афганцы есть и на стороне власти, и на стороне Майдана. На этой неделе — годовщина вывода войск из Афганистана (15 февраля. — «Мнения»). Собирали всех афганцев, мирили. Власть понимает, что это серьезная сила — взрослые опытные люди, а не добровольцы».
Парубий же, по словам политолога, – человек, не входящий в политическое руководство Майдана, он занимается силовыми структурами, а силовиков не будут вводить в круг переговорщиков.
Социальный психолог Олег Покальчук предположил, что характер переговоров между властью и оппозицией выйдет из тупика как раз в случае, если Парубий будет признан полноценным переговорщиком: «Но власти такое признать будет катастрофически сложно, хотя это человек с колоссальным организационным опытом».
Директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, говоря о возможном развитии ситуации, заявил, выступая на круглом столе, организованном проектом «Мнения»: «Я не вижу мирных путей выхода из ситуации: нет желания с одной стороны и умения с другой. Если кому-то кажется, что протестующие успокоились или разуверились, то это не соответствует действительности. Ситуация радикализуется. Мы можем стать свидетелями серьезных и неконтролируемых действий. Можно говорить о разных сценариях – балканском, тунисском, египетском, румынском… Все будет зависеть от одного события, которое сложно предсказать».
ЭКСПЕРТЫ
Тарас Березовец, директор компании персонального и стратегического консалтинга "Berta Communications"
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий
Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций
Олег Покальчук, социальный психолог
РАНЕЕ
Митингующие освободят часть админзданий к 17 февраля – политологи
Ни у власти, ни у оппозиции нет ресурсов для силового сценария – политолог