Упрощенный порядок присоединения электроустановок к сетям необходимо продлить на 2026г - исследование АММУ

Упрощенный порядок присоединения объектов новой распределенной генерации к электрическим, газораспределительным и тепловым сетям должен быть продлен на 2026 год с одновременным снижением технических требований к емкости установок хранения энергии (УЗЭ) для их интеграции с СЭС и ВЭС.
Такая рекомендация предоставлена в исследовании "Усиление энергетической устойчивости общин путем внедрения распределенной генерации в Украине" Ассоциации малых городов Украины (АММУ), которую представила ее соавтор и председатель Всеукраинского Агентства инвестиций и устойчивого развития Юлия Усенко в пресс-центре информационного агентства "Интерфакс-Украина" во вторник.
"Мы пытались найти основные барьеры, сдерживающие развитие проектов распределенной генерации в Украине и так же попытались наработать рекомендуемые решения, которые позволят соответствующие преграды устранить", - сказала она.
В числе ключевых регуляторных барьеров, которые надо устранить, авторы документа назвали также необходимость продления налоговых льгот на импортное оборудование для распределенной генерации с расширением их перечня для ВЭС, упрощение разрешительных процедур для установки крышных СЭС, а также упрощение изменения целевого назначения земельных участков в случае отсутствия градостроительной документации на местном уровне и для размещения накопителей энергии.
Кроме того, авторы исследования считают необходимым пересмотреть критерии классификации малых систем распределения (МСР) и условия их лицензирования с целью развития МСР и микросетей, освободить объекты газовой распределенной генерации от требований по созданию обязательных резервов топлива и создать более благоприятные условия для активных потребителей, в частности, относительно беспрепятственной продажи излишков электроэнергии и участия в агрегированных группах.
В свою очередь, среди финансовых барьеров для строительства новых объектов распределенной генерации авторы документа назвали дефицит бюджетного финансирования, высокую стоимость кредитов коммерческих банков, а также отсутствие действенных государственных механизмов страхования военных рисков для распределенной генерации.
Среди предложенных решений для устранения финансовых барьеров названы, в частности, разработка смешанных моделей финансирования проектов, использование механизма консолидированных облигаций с последующей разработкой и адаптацией к муниципальным проектам (вроде BGK Climate Bonds), внедрение системы страхования военных рисков с созданием специального страхового фонда и распространение успешной практики применения механизма ЭСКО-контрактов для проектов распределенной генерации.
В то же время среди организационных барьеров в исследовании названы, в частности, нехватка квалифицированных специалистов с недостаточной институциональной способностью громад по муниципальному энергетическому планированию и административные осложнения со стороны операторов электрических и газовых сетей при взаимодействии с заказчиками присоединения. Среди технических барьеров - устаревшая сетевая инфраструктура, не рассчитанная на интеграцию большого количества малых генерирующих установок, а также радиальный принцип построения сетей (0,4 кВ), что не позволяет эффективно управлять двунаправленными потоками мощности
Указанное исследование содержит также анализ современного состояния распределенной генерации в Украине, анализ эффективности применения различных технологий генерирующих установок, оценку потенциала для внедрения распределенной генерации в различных регионах Украины и Дорожную карту для дальнейшего ее развития.