10:45 26.09.2016

Директор по коммуникациям "JTI Украина": Никто из альтернативных игроков не пришел на смену дистрибьютору сигарет Tedis Ukraine

10 мин читать
Директор по коммуникациям "JTI Украина": Никто из альтернативных игроков не пришел на смену дистрибьютору сигарет Tedis Ukraine
Эксклюзивное интервью директора отдела корпоративных вопросов и коммуникаций JTI Украина Александра Когута агентству "Интерфакс-Украина" Вопрос: На каком сейчас этапе диалог производителей сигарет, АМКУ и компании Tedis Ukraine., ведь АМКУ 16 августа завершил расследование в отношении Tedis Ukraine? Ответ: Да, мы ознакомились с предварительными выводами АМКУ по вопросу злоупотребления монопольным положением компанией Tedis. Ждем их окончательные заключения по этому поводу. Вопрос: Есть ли установленный период, в рамках которого вы должны дать свои замечания в отношении решения АМКУ по ситуации с компанией Tedis? Ответ: У меня нет такой информации. Конкретных писем со сроками от АМКУ мы не получали. Вопрос: В прошлом году АМКУ рекомендовал табачным компаниям опубликовать на своих сайтах критерии отбора дистрибьюторов в рамках расследования о злоупотреблении монопольным положением компанией Tedis Ukraine. Вы публиковали эти требования? В чем они заключаются? Ответ: Мы опубликовали на нашем сайте jti.pat.ua все, что касается требований JTI к работе дистрибьюторов. Среди основных критериев: работа со всем портфелем наших торговых марок, сквозное покрытие согласно графику и объемам, которые соответствуют рыночному спросу, разветвленная система сбыта, наличие складских помещений, развитая логистика. К нашему удивлению, никто из новых компаний к нам не обратился и не сказал, что хочет c нами работать. Наши требования резонные с точки зрения того, как делается бизнес. Мы понимаем, что есть желающие быть нашими партнерами, но для этого компания должна иметь логистику, чтобы доставлять товар в разные точки Украины. Это серьезный бизнес, в который должны быть инвестированы серьезные деньги. Никто не пришел из альтернативных игроков на смену Tedis. Были компании, у которых есть лицензии на оптовую торговлю. Возможно, у них 100 киосков, а возможно, 1 тыс. магазинов, но от этого такие компании не становятся дистрибьюторами. Вопрос: Ваша компания является акционером российского дистрибьютора "Мегаполис". В Украине не рассматривали возможность приобретения доли в компании Tedis Ukraine? Ответ: Да, JT International является акционером российского подразделения компании "Мегаполис" с 2013 года. Вопрос приобретения доли в Tedis Ukraine мы пока мы не рассматриваем. Вопрос: Сейчас в парламенте зарегистрированы новые законопроекты, предусматривающие ограничения в части выкладки сигарет в торговых точках, дизайна пачки сигарет, увеличения перечня мест, в которых запрещено курить. Как полагаете, отрасль готова к таким ограничениям? Ответ: Мы как компания-производитель выступаем против любого регулирования, которое ужесточает наше взаимодействие с покупателем. Те, кто пишет эти законопроекты, никогда почему-то не вспоминает такую страну, как США, где выкладка не запрещена, в том числе в Нью Йорке, который считается одним из самых агрессивных борцов с курением. Если говорить о России и Австралии, где выкладку запретили, то это никак не повлияло на объем потребления сигарет, но негативно отразилось на возможности покупателя относительно выбора бренда. Когда человек не видит, что продается, это сужает его потребности как потребителя. При этом преимущество будет у нелегальной продукции, которая будет продаваться из-под полы. Вопрос: Как в странах, где выкладка сигарет запрещена, потребитель информируется о наличии ассортимента сигарет в торговой точке? Ответ: Предусмотрено наличие напечатанного перечня позиций, которые есть. Когда у людей плохое зрение, то возникает проблема: человек такой перечень просто физически не может увидеть. Второй момент: потребитель будет вынужден общаться с продавцом, что всегда создает неудобства. Здесь важно предусмотреть переходный период для внедрения торговыми точками предложенных изменений. Россия и отдельные страны ЕС имели достаточно адекватные переходные периоды для внедрения новых требований к выкладке для всех видов ритейла - большого, среднего и мелкого. Мелкий бизнес более уязвим при таких перезагрузках. Вопрос: Какой переходный период для Украины в случае принятия запрета выкладки, по вашему мнению, нужно предусмотреть? Ответ: От года до четырех лет в зависимости от размера розничной сети. Киоски в Украине составляют львиную долю торговых точек, это порядка 50-70 тыс. лицензий. Для них, считаю, адекватным был бы переходной период в четыре года. Вопрос: Как оцениваете результаты работы правительства и таможни по борьбе с контрабандой и контрафактом сигарет? Насколько изменились показатели по доле этой продукции на рынке за последние два года? Ответ: Нелегальный рынок в худшие времена у нас достигал 10%. Сейчас вследствие активных действий властей и девальвации этот показатель существенно снизился - до 1,7% по итогам 2015 г. В 2014 году новое правительство услышало индустрию и закрыло 7 нелегальных производств, которые подделывали продукцию всех производителей: в Днепре, Николаеве, Кировограде, два предприятия в Сумах и два - в Ривненской области. Более точным списком закрытых предприятий могут поделиться контролирующие органы. Сейчас цены на легальные сигареты с учетом уплаты акцизов достаточно низкие. Это плохо для производителя, который не зарабатывает деньги, но, с другой стороны, это не дает возможности нелегальному рынку здесь развиваться. В то же время легальные сигареты нелегально вывозятся в ЕС и это плохо для имиджа страны и для отрасли Вопрос: На каком этапе сейчас находится решение проблемы с минимальными розничными ценами на табачные изделия? Представительство ЕС в Украине выступило с заявлением о невозможности их принятия, поскольку это противоречит обязательствам Украины в рамках ЗСТ с ЕС. Какова сейчас ценовая ситуация на рынке сигарет? Ответ: Действительно, было письмо от украинского представительства Евросоюза о том, что минимальная цена в ЕС запрещена. Этот документ, по моему мнению, был не полностью корректным. Никто не указал в нем, что Евросоюз не возражает против госрегулирования цен, если производители начинают торговать себе в убыток. Такие прецеденты в ЕС уже были. В конце 2015 года при цене 8 грн за пачку сигарет 7,42 грн в этой стоимости составляли акцизы и НДС. При этом есть еще и затраты на табак, упаковку, логистику. Нереально иметь такую себестоимость и быть прибыльным. Для того, чтобы бюджет не терял поступления из-за снижения цен, мы выступили за введение минимальных розничных цен. ГФС просчитала их исходя из минимальной себестоимости пачки сигарет. Цифры, которые они предложили, были адекватными. В результате ценовых войн в этом году отрасль будет убыточной. Мы не были убыточной компанией до этого в последние 10 лет, но, согласно нашим сегодняшним расчетам, в 2016 году мы можем получить убытки, поскольку при 40%-ном увеличении специфической ставки и 20%-ном увеличении адвалорной в 2016 году производители не готовы одномоментно переложить это на плечи потребителя. Никто не хочет терять долю рынка. Соответственно, ты вынужден акциз выплачивать сам за счет своей прибыли и становиться убыточным. Именно поэтому мы считаем, что механизм минимальных цен мог бы стать тем предохранителем, который не давал бы производителям продавать сигареты ниже себестоимости. Вопрос: Но сейчас ситуация с ценами начала меняться в сторону увеличения? Ответ: Сейчас цены немного начали расти, но средневзвешенная цена 2016 года на сигареты все еще находится фактически на уровне прошлого года, и это несмотря на 40%-ное увеличение ставок акциза, что должно было привести к удорожанию сигарет минимум на 3,5 грн за пачку. Вопрос: Как изменились доли компаний на рынке в результате "ценовых войн"? Ответ: Конечно, доли перераспределились. Все зависит от того, насколько ты готов понижать цены и как долго можешь это делать. "Купить долю" - это значит, проинвестировать деньги в то, чтобы твои сигареты вместо 15 грн стали 12 грн за пачку. В августе доли рынка, по данным аудита розничной торговли AC Nielsen в категории "Сигареты" (материковая Украина), распределялись следующим образом: JTI - 21,2%, PMI – 30,9%, BAT – 25,7%, ITG – 17,7%. Вопрос: Кабмин предложил повысить специфическую ставку акциза на сигареты на 30%, адвалорную – на 3 п. п. (с 12% до 15%). Вы считаете это повышение адекватным? Есть ли смысл менять систему индексации акцизов на процент инфляции? Ответ: Индексировать акцизы на процент инфляции – это правильно. При этом также нужно учитывать цены на сигареты в соседних странах. Мы за то, чтобы у нас был европейский уровень акцизов при европейских доходах наших граждан. Пока этого нет, нужно сравнивать акцизы с соседними странами, в первую очередь, с Россией, Молдовой, Беларусью. Естественно, акцизы должны быть не выше, чем у них, чтобы наш рынок не смог потреблять контрабанду и, естественно, нужно двигаться в сторону ЕС и увеличивать ставки акциза, чтобы повышать налоговую нагрузку на сигареты. То есть, золотая середина при повышении акцизов однозначно выше уровня инфляции. Насколько выше – нужно грамотно и взвешенно просчитывать. На встречах с Министерством финансов перед подачей бюджета и бюджетообразующих законов мы озвучили свои предложения: 20%-ное повышение специфического акциза без повышения адвалора. Повышение адвалорного компонента приведет к разбалансировке рынка и переходу покупателей на более дешевые сегменты сигарет, тем самым снизит акцизные поступления. Наглядный пример: пять лет назад низкий ценовой сегмент составлял около 60% рынка, сейчас его доля достигает 80%. Вопрос: Кабмин утвердил концепцию электронной акцизной марки и планирует ее запуск с 2017 года. Отрасль готова к ее внедрению? Насколько возрастут (сократятся) затраты на производство сигарет с введением электронной акцизной марки? Ответ: Судя по тем обсуждениям, в которых мы участвовали, меняется лишь название марки, а не суть. Марка остается бумажной, но вводятся дополнительные ограничения, которые создадут нагрузку на производителя, дистрибутора, розницу. Это все, я уверен, будет не бесплатно. Суммы нам пока никто не озвучивал. Мы против тех изменений, которые были предложены Минфином. Важно понимать, что доля нелегального рынка снизилась не благодаря марке. Наоборот, марку за последнее время упрощали, а рынок нелегальной продукции сокращался. Марка не является гарантом легальности или нелегальности рынка. Нужно обращать внимание на контроль производства, экспорта, импорта и контролировать точки продаж. В первую очередь, рынки, которые всегда были источником продажи нелегальной продукции. Вопрос: Насколько прозрачной, по вашему мнению, является уплата 5%-го акцизного налога с розничных продаж? Ответ: Если говорить о существующей форме этого акциза, то у нас есть ряд серьезных замечаний. Мы слышим от представителей ГФС о том, что собираемость этого налога – на уровне 60-70% от плана. Соответственно, мы делаем вывод, что 30-40% - это теневые деньги, которые идут в карман недобросовестной розницы, поскольку местные советы не имеют контролирующих функций. Председатель сельсовета не может прийти в магазин и спросить, сколько тот продал сигарет и алкоголя. Ему никто не предоставит такую статистику. Поэтому считаем, что этот налог нужно перенести в специфическую ставку и тогда все производители его заплатят на 100%, а государство будет иметь нулевую нагрузку по администрированию такого налога. Все, что нужно сделать Минфину и ГФС, - разработать справедливую методику распределения собранных поступлений в регионы. Вопрос: Ряд депутатов в прошлом году предлагал обязать табачные компании использовать при производстве сигарет украинский табак. Возможно ли в Украине выращивать табак? Ответ: Да, нам известно, что в некоторых областях страны культивируется табак, при этом Украина никогда не была поставщиком табака на мировой рынок. В производстве наших сигарет мы используем три сорта табака – "Берлей", "Ориентал" и "Вирджиния", которые выращиваются в климатических условиях, не характерных для Украины. Изменение мешки (за счет использования отечественного табака) повлияет на вкус сигарет, что может сказаться на имидже наших брендов. Вопрос: Сейчас все табачные компании работают над возможностью продавать электронные сигареты. Как растут продажи этой продукции в Украине? Есть ли необходимость регулировать рынок электронных сигарет в стране? Ответ: В нашем глобальном портфеле есть электронные сигареты – ТМ e-Lites. Также мы развиваем другое направление новейших продуктов – табачные парогенерирующие изделия под ТМ Ploom. Мы в тренде, как и все глобальные компании. В это направление инвестируем, но в Украине пока рынок маленький, хаотичен и не развит, хотя в целом в мире спрос на эту продукцию растет. Нужно ли регулировать направление электронных сигарет в Украине? Пока однозначные выводы делать рано. Нужно быть адекватными в этом вопросе, а не запрещать сразу все. В Японии наша продукция рекламируется, ее оборот никак не ограничен. Вопрос: Ваша компания планирует запуск электронных продуктов в ближайшее время? Ответ: Пока запуск таких продуктов в Украине мы не планируем. Вопрос: Расскажите о дивидендной политике компании. Может ли она измениться в ближайшие несколько лет? Ответ: Качественно ответить на этот вопрос можно только тогда, когда мы будем понимать, есть ли легальные возможности у иностранных компаний выводить капитал из Украины. На сегодня ограничения, которые есть со стороны регулирующих органов, ущемляют любых инвесторов, не только нас. Вопрос: В какие страны ваша компания поставляет свою продукцию, есть ли возможность увеличивать поставки? По каким направлениям? Ответ: Наша доля в общем объеме экспортных поставок сигарет из Украины составляет 51%. Есть страны, где за последние несколько лет мы закрыли фабрики: это Бельгия и Ирландия. Происходит перераспределение поставок в рамках глобальной компании. Наша фабрика экспортирует продукцию в Армению, Азербайджан, Камерун, Грузию, Гвинею, Молдову, Россию, Саудовскую Аравию, Южную Корею, Тайвань, ОАЭ, Узбекистан, Беларусь, Казахстан, Польшу, Румынию, Турцию. Вопрос: Какую долю произведенной продукции вы экспортировали? Ответ: около 50%.

ПОСЛЕДНЕЕ

Экспорт зерна за первую декаду марта превысил 1 млн тонн - Минагрополитики

ОТП планирует увеличить продажу ОВГЗ населению минимум вдвое

Фокус ОТП Банка в 2025 г.: Расширение линейки партнерских программ для бизнеса и кредитных продуктов для населения

Украина за I полугодие 2024/25 МГ экспортировала более 400 тыс. тонн сахара - отраслевая ассоциация

ЕС может предоставить Украине доступ к единому рынку в рамках мирного соглашения

Первые украинцы использовали сертификат "еВосстановление" для оплаты первого взноса за "еОселю"

Ударами по газовой инфраструктуре Украины РФ хочет добиться возвращения транзита - экс-глава "Нафтогаза" Коболев

Убытки энергетики Украины от ударов РФ выросли до более $20 млрд - вице-президент Energy Club со ссылкой на RDNA4

Нацкэшбек за декабрь-2024 и январь-2025 поступил на счета пользователей программы

Лесная отрасль в 2024 г. получила 23,7 млрд грн рекордного чистого дохода - отчет Гослесагентства

РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА