АМКУ рекомендовал ГФС урегулировать порядок выбора субъектов для размещения таможенных постов, взимания ими платы за услуги

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) рекомендовал Государственной фискальной службе (ГФС) закрепить нормативно-правовым актом прозрачный порядок определения субъектов хозяйствования, на территории которых размещаются таможенные посты, и перечень предоставляемых такими компаниями услуг, связанных с таможенным оформлением, в том числе порядок взимания ими обоснованной платы за эти услуги.
Соответствующие рекомендации АМКУ дал на основании рассмотрения заявления гражданина Терещенко от 27 октября 2015 года о наличии в действиях ООО "Автомобильные интеллектуальные технологии" ("АИТ") признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции – взимании экономически необоснованной стоимости за услуги пребывания и обслуживания транспортного средства на таможенном терминале поста "Специализированный" в Киеве.
По информации заявителя, приведенной в документе, киевляне, временно ввозящие автомобиль в Украину, могут получить свидетельство о его регистрации только на этом таможенном посту, расположенном на территории, которой владеет ООО "АИТ".
Кроме того, заявитель сообщил, что "АИТ" взимает плату за пребывание авто на территории за сутки, а не за фактическое количество часов.
По результатам рассмотрения АМКУ 18 октября рекомендовал ООО "АИТ" установить экономически обоснованную цену за услугу пребывания автомобиля, взимать оплату за фактическое время его пребывания на территории отделения таможенного оформления.
Срок рассмотрения рекомендаций АМКУ – 60 дней, который длится в настоящее время.
В то же время АМКУ отмечает: в частности, соглашением между Киевской городской таможней ГФС и ООО "АИТ" вопросы финансового характера не урегулированы.
"Т. е. на территории таможенных постов органы доходов и сборов предоставляют только административные услуги, а компании, на территории которых работают подразделения таможенного оформления, предоставляют услуги, связанные с таможенным оформлением, и без которых невозможно пройти необходимые таможенные формальности", - отмечается в документе.
Согласно предоставленной ГФС информации, вопросы предоставления платных или бесплатных услуг за въезд, пребывания авто на территории не входят в компетенцию таможни, поскольку законодательно не предусмотрена возможность влиять на финансовую политику владельцев территории, на которой расположен таможенный пост.
Таким образом, возникает правовая неопределенность, в частности, отсутствие контроля со стороны органов доходов и сборов (ОДС) за устанавливаемые субъектами хозяйствования цены приводит к экономически необоснованной стоимости на эти услуги, что ложится на конечного потребителя.
"Каждую зону таможенного контроля можно рассматривать как монопольное образование, поэтому объем прав и полномочий, которыми ОДС наделяют субъектов хозяйствования, как и вопросы размера стоимости должны регулироваться органами власти", - отмечается в рекомендациях.
АМКУ рекомендует ГФС нормативно-правовым актом определить четкий и прозрачный, конкурентный порядок определения компаний, на территории которых размещаются таможенные посты, порядок их деятельности, в том числе в части взаимодействия с органами доходов и сборов, а также перечень и правовую природу предоставляемых услуг.
Кроме того, рекомендовано определить порядок формирования и взимания платы за услуги, связанные с таможенным оформлением, без которых невозможны таможенные формальности.
Для рассмотрения рекомендаций АМКУ установил 60-дневный срок.