Сниженная ставка налоговой амнистии в 2,5% в случае принятия законопроекта будет использоваться редко - PwC в Украине
Предусмотренные пакетом президентских законопроектов №№5153-5156 ставки амнистии капиталов являются компромиссным решением, при этом наиболее эффективной выглядит базовая ставка в 5%, тогда как сниженной ставкой в 2,5% при покупке ОВГЗ, скорее всего, будут пользоваться редко, полагает директор, руководитель практики трансфертного ценообразования и практики консультирования частных клиентов и структурирования частного капитала PwC в Украине Ольга Трифонова.
"Мы понимаем, что ставка 2,5%, предусмотренная для государственных облигаций Украины, на практике будет применяться редко. Хотя она выглядит довольно привлекательной, но покупка ОВГЗ будет означать замораживание денег на какой-то период, то есть теоретически такая ставка может быть интересна тем, кто не использует активно, а сохраняет активы, которые собирается декларировать в спецдекларации, на депозитах", - сказала Трифонова в комментарии агентству "Интерфакс-Украина".
"На наш взгляд, наиболее эффективна ставка 5%, которая предусмотрена для активов, размещенных в банках в Украине, а также других активов, находящихся (зарегистрированных) в Украине. Но многие ли воспользуется этой ставкой? Действительно ли существует так много незадекларированных активов, но при этом таких, которые есть у соответствующих реестрах или на счетах в банках?" - задается вопросом эксперт.
Трифонова также отметила, что ставка 9% (для иностранных активов) равна нынешней ставке налогообложения иностранных дивидендов, она явно будет более эффективной по сравнению с налогообложением подарка или дополнительного блага с иностранного источника по ставке 18%.
"Ставки, предусмотренные проектом закона, являются компромиссом, в окончательный текст законопроекта не попали предложения по применению ставок 18% (хотя в случае обнаружения некоторых нарушений именно по этой ставке налоговый орган вправе доначислить обязательства) и 0%", – отметила она.
Зарегистрированный президентский пакет законопроектов о налоговой амнистии предлагает уплату сбора с задекларированных активов по базовой ставке 5%, а также 9% - в отношении активов, размещенных за рубежом, 2,5% – по ОВГЗ, приобретенных с 1 января 2021 до 20 июня 2022 до подачи декларации. Сделать ставки меньше было фактически невозможно, учитывая позицию МВФ, а также потенциально резонансную реакцию тех, кто получал только официальные доходы и своевременно платил налог, добавила эксперт.
"Конечно, выгоднее будет воспользоваться амнистией капиталов лицам, большая часть имущества которых находится в Украине или может быть перемещена из-за границы до подачи спецдекларации, но это не всегда возможно, например с иностранной недвижимостью или корпоративными правами", - отмечает эксперт PwC в Украине.
При этом законопроекты предлагают установить, что даже если лицо не подаст декларации и не уплатит сбор, часть его активов будет подлежать автоматической легализации в рамках налоговой амнистии. В частности, речь идет об активах на сумму до 400 тыс. грн, уточнила она.
"Да, эта сумма может выглядеть недостаточно большой, но, во-первых, именно сумма 400 тыс. грн - это предельная сумма операций для упрощенного валютного надзора в соответствии с уже существующим законодательством Украины, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, то есть такие финансовые операции не подлежат финансовому мониторингу в Украине. Большую сумму предусмотреть было довольно сложно, учитывая положения этого законодательства. Во-вторых, даже такой лимит позволяет существенной части рядовых граждан не волноваться о процессе декларирования", - прокомментировала Трифонова.
Отвечая на вопрос о гарантиях для налоговых агентов тех, кто задекларирует свои доходы через механизм налоговой амнистии, эксперт отметила возможность не указывать информацию об источниках происхождения задекларированных активов.
"Как таковых специальных гарантий для налоговых агентов проекты законов о налоговой амнистии капиталов не предусматривают. Поскольку субъектом декларирования в одноразовой (специальной) добровольной декларации не будет указываться информация об источниках происхождения задекларированных активов, прямых рисков для стороны, которая выплачивала доходы, мы не видим", - сказала она.
Однако эксперт не исключает, что декларант добровольно может раскрыть источник происхождения своих ранее необлагаемых активов, указав конкретную компанию или физическое лицо-предпринимателя, которые должны выполнить обязательства налогового агента и удержать соответствующие налоги и сборы. В таком случае, конечно, значительно увеличивается риск проведения проверки такого налогового агента на предмет нарушения налогового законодательства и дальнейшего привлечения его к ответственности в случае выявления нарушений, пояснила Трифонова.
"Но в таких случаях для расчета рисков также следует учитывать, что налоговые проверки проводятся за период последних трех лет, а максимальный срок исковой давности для уголовных деяний в сфере умышленного уклонения от уплаты налогов — 10 лет, а может и быть меньше (в зависимости от суммы нарушения)", - добавила эксперт.
Что касается рисков, то они, по мнению Трифоновой, прежде всего связаны с низким уровнем доверия к правоохранительным и налоговым органам. Из-за этого многие граждане могут не решиться воспользоваться налоговой амнистией.