Украина к началу 2024г примет закон о корпуправлении госкомпаний и в 2024г оценит эффективность деятельности госбанков – меморандум с МВФ
Украина внедрит процедуру проведения оценки эффективности деятельности государственных банков: первая такая оценка эффективности будет проведена для каждого из банков в начале 2025 года по результатам за 2024 год и будет опубликована Минфином с предложениями Кабмину, говорится в меморандуме об экономической и финансовой политике программы расширенного финансирования EFF с Международным валютным фондом, обновленном в рамках ее второго пересмотра.
"Мы продолжим укреплять управление государственными банками (ГБ). Мы по-прежнему привержены поддержанию духа реформ корпоративного управления в госбанках и обеспечению их работы на профессиональной и коммерческой основе без политического вмешательства в операционные вопросы", - отметила украинская сторона в опубликованном Фондом документе.
Указывается, что в первой половине 2023 года были назначены новые составы независимых членов наблюдательного совета государственных органов.
Отмечается, что в настоящее время Национальный банк Украины (НБУ) применяет свою систему подтверждения пригодности и надлежащей оценки к отобранным кандидатам и по завершению процесса отбора в этом цикле Украина оценит эффективность новых процедур и внесет в них некоторые незначительные корректировки по согласованию с заинтересованными сторонами IFI.
В меморандуме обозначено, что для укрепления корпоративного управления на госпредприятиях к началу 2024 года будет принят законопроект №5593-д, который приведет систему корпоративного управления госпредприятиями в соответствие с принципами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и смягчит бюджетные риски.
Ожидается, что реформа усилит подотчетность и расширит полномочия наблюдательных советов, чтобы они имели окончательные полномочия назначать и увольнять гендиректоров, а также устанавливать их вознаграждение (на основе госполитики вознаграждения), поскольку законопроект №5593-д направлен на создание регулярной процедуры независимой оценки наблюдательных советов госпредприятий и имеет четкие критерии досрочного роспуска наблюдательных советов.
Также Украина намерена обеспечить сильную роль Минфина в отношениях с госпредприятиями в области финансовой предсказуемости, отчетности, прозрачности и подотчетности, включая утверждение ключевых финансовых показателей.
Для этого на время военного положения и 12 месяцев после него, но не на период более трех лет, минимальный уровень дивидендов госпредприятий будет установлен в проекте закона №5593-д, но позже будет принят еще один закон, который введет в действие процесс финансового планирования госпредприятий. Это также будет учитывать обновленный процесс номинирования и эффективную процедуру независимой оценки наблюдательных советов госкомпаний в соответствии со стандартами ОЭСР.
При этом уточняется, что правовая база, установленная законопроектом №5593-Д, не распространяется на госбанки.
Кроме того, сейчас Украина изучает варианты укрепления управления госпредприятиями посредством существующей программы реформирования корпоративного управления в тесной консультации с международными партнерами, говорится в меморандуме.
"Опираясь на передовой опыт и помещая его в контекст продолжающихся реформ корпоративного управления госпредприятиями, мы четко определим объем и мандат вариантов укрепления управления госпредприятиями, таких как централизованные методы, учитывая определение ролей и мандатов ключевых госучреждений, участвующих в управлении ГП, такими как Минфин, Минэкономики, КМУ и ФГИ", - подчеркивается в документе.
Предусмотрено, что для этого Украина будет следовать программе реформирования госпредприятий и последовательности политики в тесной консультации с международными партнерами, учитывая принятие закона о корпоративном управлении госпредприятиями, внедрение соответствующего вторичного законодательства, разработку методологии и последующее проведение регулярных независимых оценок наблюдательных советов ГП, в качестве промежуточного шага оценку финансовых условий и налогово-бюджетных рисков ГП в политике госсобственности к концу марта 2024 года и разработку комплексной политики госсобственности, дивидендной политики и стратегии приватизации (предлагаемый структурный контрольный показатель, конец августа 2024 г.).
В меморандуме говорится, что также будет оцениваться финансовая жизнеспособность ключевых госпредприятий в качестве вклада в разработку основы для борьбы с квазифискальными расходами, учитывая устаревшие обязательства по предоставлению государственных услуг.