Новый порядок воинского учета свидетельствует об усилении контроля за ним, однако может негативно повлиять на показатели официального трудоустройства – юристы
Новый порядок воинского учета свидетельствует об усилении контроля за таким учетом, однако может негативно повлиять на показатели официального трудоустройства, считают опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" юристы.
В частности, комментируя утвержденный постановлением Кабмина 30 декабря 2022 года порядок организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов (ПВР), эксперты рабочей группы по мобилизации юридической фирмы Asters отметили, что он призван повысить уровень осведомленности военкоматов о местонахождении ПВР и унифицировать их воинский учет.
При этом сами ПВР в соответствии с новым порядком обязаны лично в семидневный срок сообщить об изменении адреса их места жительства или других персональных данных через соответствующие центры предоставления административных услуг и информационно-коммуникационные системы или через соответствующие ТЦК (территориальный центр комплектации).
Как отмечают эксперты, на предприятиях обязанности по ведению персонального воинского учета должны осуществлять работники службы персонала (HR), а при их отсутствии – лица, уполномоченные вести такой учет. Таким образом, HR или другие ответственные лица фактически являются контактными лицами от предприятия, они ведут непосредственную коммуникацию с ТЦК, которая, среди прочего, проявляется в уведомлении по требованию ТЦК имеющихся на учете ПВР об их вызове и обеспечении их своевременного прибытия, представления к ТЦК по их требованию сведений о имеющихся ПВР, а также постоянное информирование ТЦК о ПВР, нарушающих правила воинского учета.
В частности, в случае получения распоряжений от ТЦК о вызове ПВР руководитель, среди прочего, обязан издать приказ об уведомлении ПВР, вручить ПВР повестку и проконтролировать прибытие ПВР в ТЦК.
"Указанный механизм оповещения ПВР не новый, однако пока не пользовался особой популярностью в ТЦК. В то время как обновление этого института в новом порядке и его детализация могут свидетельствовать об определенном проявлении интереса к этому инструменту со стороны военных и возможных перспективах его применения в будущем", - подчеркнули в рабочей группе Asters.
По мнению юристов, текст нового порядка позволяет предположить, что "бизнес может ожидать проверки, призванные сверить состояние организации и ведения воинского учета ПВР на предприятиях".
Комментируя порядок воинского учета СПД/ФЛП и мужчин, не имеющих официального места работы, в рабочей группе Asters отметили, что "законодательство не предусматривает такого ограничения по призыву на военную службу как "нетрудоустроенность" мужчины, а учетом нетрудоустроенных лиц занимаются Центры занятости.
При этом основания для получения нетрудоустроенными лицами отсрочки от призыва являются общими, в частности, отсрочка от призыва на срочную военную службу предоставляется по решению ТЦК и СП по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья, для получения образования и т. д.
Также как и нетрудостроенные подлежат призыву в общем порядке и СПД/ФЛП.
"В целом содержание нового порядка свидетельствует об усилении контроля за ведением воинского учета в Украине, что, по нашему убеждению, будет дополнительным триггером для подачи предприятиями своих военнообязанных работников на бронирование при наличии аргументированных оснований", - считают эксперты Asters.
В свою очередь, советник киевского офиса фирмы Baker McKenzie Марьяна Марчук, комментируя нововведения воинского учета ПВР, также отметила, что новый порядок установил широкий круг обязанностей как для компаний, так и для их руководителей лично.
В частности, одной из таких обязанностей становится определение работника, на которого будут возложены обязанности по ведению воинского учета. Так, для работодателей, у которых менее 500 ПВР, эти обязанности возлагаются на работника службы персонала, которому необходимо установить за это доплату в размере 50% заработной платы.
Вместе с тем юрист отметила, что перечень и объем документов по воинскому учету, которые должны составляться и представляться работодателями в центр комплектования, достаточно большой и работодатели обязаны соблюдать установленные сроки их предоставления.
При этом Марчук называет "слабым местом" нового порядка систему проверок состояния воинского учета на предприятиях и, в частности, слишком обширный перечень структур, которые уполномочены осуществлять такие проверки.
"Можно предположить, что это лишь неудачная формулировка соответствующих параграфов и замысел был не таким. Однако в результате действующим текстом порядка не установлены четкое распределение полномочий на проверки по кругам субъектов и, соответственно, конкретный ответственный за обеспечение надлежащего состояния воинского учета у работодателей (и других субъектов воинского учета) различных категорий. Вряд ли это можно считать эффективным и благоприятным для бизнеса", - сказала она.
Марчук также подчеркнула, что "для компаний, не имеющих забронированных работников, предусмотрена некая защита: по крайней мере, районный центр комплектования сможет прийти только раз в четыре года".
"Но ведь у большинства работодателей (даже не очень больших) хоть один забронированный специалист, скорее всего, найдется", - отметила юрист.
В свою очередь, юрист юрфирмы "Правовой Альянс" Анна Минакова добавила, что обязанность ведения воинского учета возлагается на работодателей не впервые, поэтому для работодателей, четко соблюдавших установленные правила учета, "новый порядок принесет лишь несколько изменений и дополнительных обязанностей".
"А тем, кто слышит об этом впервые, придется разбираться еще с одной системой ведения отчетности, к тому же быстро - для всех процедур установлены конкретные сроки", - сказала она.
По словам Минаковой, согласно новому порядку, кардинальных изменений не предусмотрено для самих военнообязанных. Основными их обязанностями были и остаются прибытие в Центры комплектования для постановки на воинский учет, предоставление информации о любых изменениях в личных данных, снятие с учета.
При этом, по ее мнению, в отношении военнообязанных "Кабмин полагается сугубо на их добродетель и совестливость в осуществлении ими всех действий в контексте воинского учета, для бизнеса же ситуация противоположная".
Вместе с тем, согласно новому порядку, работодатели не только продолжат выполнять ряд обязательных процедур, но будут также обязаны выполнить ряд новых.
Среди новаций, в частности, процедура сверки, предусматривающая не только ежегодное утверждение данных работников, но и поездки представителя работодателя в Центр комплектования, введение плановых проверок ведения учета как ежегодно, так и раз в четыре года в зависимости от наличия забронированных и мобилизованных работников.
Кроме того, в целом новый порядок расширяет количество необходимых документов, требуя утверждения новых приказов, положений, списков, ранее не требовавшихся.
"Для каждого действия устанавливаются конкретные сроки, начиная уже с 25 января, так что приведение всей отчетности в соответствие с порядком должно стать приоритетом для бизнеса на ближайшее время", - констатирует Минакова.
Комментируя ответственность, предусмотренную за нарушение нового порядка, она отметила, что военнообязанные будут ответственны именно за нарушение правил воинского учета, а руководство работодателя - уже за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Для работодателей штрафы составят от 3400 грн до 8500 грн.
Административные штрафы для военнообязанных будут варьироваться от 510 грн до 1700 грн, а уголовная ответственность возможна как в виде штрафа в размере от 5100 грн до 8500 грн., так и исправительных работ сроком до одного года.
При этом решение о привлечении к админответственности будут принимать сами Центры комплектования. К лицам, уклоняющимся от призыва на воинскую службу, может быть применено лишение свободы на срок от трех до пяти лет. Если же такое лицо использовало поддельный документ для уклонения от мобилизации, то такие действия могут быть дополнительно квалифицированы в пределах Уголовного кодекса Украины.
"В сегодняшних реалиях вполне ясна необходимость ведения воинского учета и получения государством точной информации о военнообязанных. В то же время обязанности, возлагаемые новым порядком на работодателей, не только административно усложняют и так непростое положение бизнеса, но и могут частично перечеркнуть достижения последних лет по увеличению показателей официального трудоустройства граждан. Часто работодатели не желают быть посредниками между центрами комплектования и работниками. Да, можно спрогнозировать новую волну выплат "черной" зарплаты и неоформления работников, в том числе мужчин", - считает юрист.
В свою очередь, адвокат, арбитражный управляющий юрфирмы "Ильяшев и Партнеры" Александр Камша утверждает, что вопросы воинского учета тесно связаны с рядом других, в частности, с вопросами трудоустройства лиц и организации воинского учета работодателями.
При этом на работодателей возлагаются обязанности по доведению до ПВР правил воинского учета под личную подпись при принятии на работу, а также проведение соответствующей разъяснительной работы.
Порядок также предусматривает обязанность работодателя вручить ПВР повестки о явке по вызову в центр комплектования, "но только при наличии надлежащим образом оформленного распоряжения от центра комплектования".
Комментируя ответственность за нарушения, юрист отметил, что "работодатели имеют значительный объем обязанностей, касающихся воинского учета военнообязанных работников".
"Для минимизации вероятных последствий и привлечения к административной ответственности должностных лиц руководителям предприятий следует заблаговременно упорядочить и соблюдать требования законодательства Украины в части воинского учета", - резюмировал он.