Интервью

Директор Мариупольского порта: Мы продолжаем работать вопреки всему

Эксклюзивное интервью директора государственного предприятия "Мариупольский морской торговый порт" Александра Олейника агентству "Интерфакс-Украина"

Вопрос: Расскажите о результатах работы Мариупольского порта в сложных условиях 2014 года, особенно для Донбасса.

Ответ: 2014 год стал, пожалуй, самым сложным для Донбасса за всю историю независимости Украины. По итогам прошлого года перевалки грузов превысили немногим более 12 млн тонн, что составило 92,3% выполнения плана. Во многом этому способствовал задел первого полугодия. Позже, с началом активных боевых действий на территории региона, от нас ушли такие традиционные грузопотоки, как глина и уголь. Кроме того, производители металлопродукции (еще один традиционный для нас груз) также были вынуждены существенно снизить объемы производства.

Поэтому для того, чтобы сохранить коллектив и обеспечить безубыточную работу предприятия нам пришлось прибегнуть к определенным мерам сокращения расходов: ввести четырехдневную рабочую неделю для всех несменных сотрудников, а затем и пятисменный график для работников грузовых площадок, приостановить некоторые проекты по модернизации мощностей. Но даже в таких кризисных условиях, мы постоянно искали возможности для привлечения новых грузов.

Результатом этой работы стало налаживание каботажного сообщения с другими портами Украины по доставке в Мариуполь сырья, необходимого местным металлургическим комбинатам. К примеру, в ноябре в порт зашел самый крупный за всю историю предприятия балкер с 36 тыс. тонн коксующегося угля из Австралии для наших меткомбинатов. Да, в 2014 году нам, как и другим предприятиям региона, было очень сложно. Тем не менее, мы продолжали работать, своевременно и в полном объеме выплачивать зарплату сотрудникам, производить отчисления в бюджеты всех уровней, и даже помогать городу в этой непростой ситуации. Мы сумели сохранить предприятие и трудовой коллектив вопреки всем трудностям.

Вопрос: Каковы планы работы порта на 2015 год, если о таковых уместно говорить в настоящее время?

Ответ: Действительно, события декабря 2014 года – января 2015-го свидетельствуют о том, что ситуация только усугубляется. Вспомните подрывы железнодорожных мостов и магистралей, из-за чего у нас прерывалось сообщение с грузоотправителями. В результате недавнего обстрела жилых кварталов Мариуполя многие портовики получили значительные повреждения жилья, а некоторые, к сожалению, лишились родных и близких. С такой непредсказуемой ситуацией невозможно с уверенностью сказать, куда "стелить солому". Конечно, мы стараемся заранее просчитать объемы перевалки, исходя из предварительных договоренностей с грузоотправителями, определить порог безубыточности с учетом возможных колебаний валютного курса и в конечном итоге спрогнозировать ожидаемую прибыль от нашей работы. Но все эти расчеты применимы в обычной жизни, а не в военной обстановке.

Мы будем стараться и дальше всеми силами держаться на плаву и сохранить коллектив, а при первой возможности – возобновить проекты по модернизации.

Вопрос: Каковы настроения в коллективе порта?

Ответ: Вопросы дальнейшей перспективы работы порта сейчас для трудового коллектива очень важны. Поэтому я и главные специалисты предприятия практически ежедневно общаемся с сотрудниками.

Текущее положение дел от людей мы, конечно, не скрываем. Рассказываем, чего можно ожидать в той или иной ситуации, откровенно отвечаем на самые острые вопросы. Взаимопонимание у нас всегда было и сегодня, когда это оказалось так важно, я очень благодарен коллективу за поддержку предприятия и города.

Вопрос: Относительно обстрела жилых кварталов. Участвовало ли ваше предприятие в ликвидации его последствий?

Ответ: Уже со следующего дня после обстрела, 25 января, мы ежедневно выделяли спецтехнику для вывоза битых стекол, оконных рам и прочих элементов разрушенных зданий. А бригады наших работников помогали пострадавшим от обстрела мариупольцам в ремонте жилья. Для этого мы выделили 10 тыс. кв. м полиэтиленовой пленки, фанеру, стекло и другие стройматериалы. Всего планируем отремонтировать 41 подъезд в девяти многоквартирных домах микрорайона Восточный.

Понимаю, что для кого-то такая помощь может показаться недостаточной, но мы являемся государственным предприятием, которое живет в соответствии с утвержденным финансовым планом. В этом документе четко указывается, в том числе, и размер помощи, которую мы можем оказать городской общине в течение года. Без утвержденного финплана помощь, оказываемая нами сейчас, - это максимум, который мы имеем право выделить. И здесь городская власть с пониманием относится к нашей ситуации и приветствует наше участие в жизни города.

Вопрос: Финансовый план Мариупольского порта на 2015 год еще не утвержден?

Ответ: Так и есть. Более того, и весь прошлый год мы прожили без утвержденного Кабинетом министров финансового плана. Проще говоря, мы не получили "добро" на инвестирование в развитие предприятия, повышение заработной платы сотрудникам, оказание помощи городу и т.д.

Вопрос: Почему этот документ целый год не могли утвердить?

Ответ: Здесь, считаю, основополагающим являлся вопрос нераспределенной прибыли в размере 280 млн грн, которую у ММТП планировали изъять. Мы обращались во все инстанции, доказывая, что нераспределенная прибыль – это гарантия бесперебойной работы порта в условиях продолжающейся АТО в 2015 году, и особенно в первом квартале с учетом возможного начала ледовой навигации. Мы убеждали, что если предприятие продолжит работать, то это поможет снять социальную напряженность в регионе нашего присутствия, поскольку мы сможем сохранить социальные программы и не сокращать персонал.

Мы показывали цифры, свидетельствующие, что даже в таких сложных условиях именно бесперебойная работа предприятия позволила нам перечислить в бюджет и государственные целевые фонды порядка 528 млн грн, в том числе в виде текущих налогов и обязательных платежей в госбюджет – 377 млн грн (что превышает сумму, подлежащую изъятию).

В итоге мы нашли понимание и поддержку у нынешнего министра инфраструктуры. И надеемся, что совместными усилиями мы сможем донести нашу позицию до Кабинета министров.

Вопрос: Прокомментируйте декабрьские обыски в ММТП в рамках якобы расследования фактов злоупотребления служебным положением должностными лицами порта.

Ответ: Внешне это выглядело как силовой захват. Хотя на самом деле утром 9 декабря 2014 года правоохранительные органы области провели весьма своеобразную процедуру выемки документов, касающихся одного из тендеров годами раньше. Эти документы, к слову, были подготовлены еще в августе по запросу областной прокуратуры, но тогда никому не понадобились. Поэтому методы выемки обычных документов с "маски-шоу" у меня, как у руководителя, вызвали недоумение, а многих сотрудников откровенно испугали, учитывая в каком постоянном напряжении последние месяцы живут все мариупольцы. Мы являемся законопослушным предприятием, проходим регулярные проверки контролирующих органов – финансовой инспекции и налоговой службы. И никаких нарушений в нашей деятельности не выявлено.

Вопрос: В последнее время многие госпредприятия обвинялись в проведении непрозрачных торгов. Также звучали обвинения в адрес ММТП по поводу закупки стройматериалов для ремонта автодороги и металлопродукции по значительно завышенным ценам, что причинило ущерб государству. Насколько такие обвинения обоснованы?

Ответ: Порт, как и все прочие государственные предприятия, обязан публично проводить все процедуры закупок – публиковать, в том числе в "Вестнике государственных закупок", информацию об условиях любых проводимых конкурсов, их участниках и победителях. Что мы и делаем согласно закону Украины "О государственных закупках". Отдел ценообразования порта проводит мониторинг всех предложений, подаваемых на конкурсы, сравнивая цены конкурсантов с ценами на аналогичные товары и услуги на рынке по данным из открытых источников.

Тот, кто пытается "накрутить" цены, не сможет выиграть наш конкурс. В конечном итоге цены, предложенные победителем конкурса, проходят тщательную проверку государственных контролирующих органов.

Конечно, всегда находятся недовольные из числа проигравших конкурс. Вторая причина появления такой информации – искажения журналистов, которые не разобрались в спецификации предмета закупки и начинают сравнивать, образно выражаясь, детский самокат со скоростным велосипедом, возмущаясь разницей в цене. Как известно, сейчас Министерство инфраструктуры инициирует проведение процедуры вскрытия конкурсных предложений в режиме он-лайн на всех своих предприятиях. Надеюсь, это нововведение в разы снизит количество недовольных итогами конкурсных торгов большинства отечественных предприятий.

Вопрос: Если предположить дальнейший спад грузопотоков, будут ли какие-либо изменения в социальных гарантиях портовиков?

Ответ: все социальные обязательства перед работниками, заложенные в коллективном договоре, мы выполняем. К примеру, в январе за счет средств предприятия мы уже застраховали жизнь и здоровье наших сотрудников. Портовики продолжают получать льготные путевки, а при уходе в отпуск – материальную помощь на оздоровление в размере оклада. В ближайшее время мы планируем выплату "экологических" и 13-й зарплаты. И это далеко не полный перечень.

В нашем коллективном договоре есть пункт, предусматривающий, что условия следующего коллдоговора не могут быть хуже предыдущего. Надеемся, что к принятию следующего коллективного договора ситуация в регионе стабилизируется. А руководство предприятия, со своей стороны, продолжает делать все возможное для обеспечения портовиков стабильной работой, зарплатой и конкурентными социальными гарантиями.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ