Ефремов: Меня беспокоит, что отдельные силы пытаются раскачать политическую ситуацию в Украине
Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" председателя фракции Партии регионов, народного депутата Украины Александра Ефремова
Вопрос: Будет ли Верховная Рада вносить изменения в закон о выборах народных депутатов?
Ответ: Мы приняли закон в зале почти единогласно, почти конституционным большинством. Все, в том числе оппозиционные представители в парламенте, руководители фракций заявили, что принятый документ не позволяет фальсифицировать избирательную кампанию. И вот в последнее время вбрасывается информация, что кто-то будет пересматривать этот закон. Я сразу могу сказать, что наша фракция этот закон пересматривать не собирается. Раз закон принят консенсусом, большинством и по нему можно провести честные выборы, он нас устраивает.
Единственный вопрос, который, по-моему, может возникнуть, и об этом сейчас много идет разговоров, – это вопрос выдвижения кандидата одновременно и по спискам, и по мажоритарным округам.
Во-первых, у меня есть и своя личная точка зрения - когда мы принимали этот закон, я и тогда был глубоко убежден, что данная норма неправильная и противоречит Конституции. И как минимум - это нечестно по отношению к избирателям, когда человек боится в силу каких-то причин баллотироваться только по одному месту и на всякий случай страхуется еще и в другом месте. Тогда возникают вопросы просто о честности этого кандидата. Это моя личная точка зрения. И опять-таки, наша фракция не собирается оппонировать по данному вопросу. Но если кто-то его подымет, я больше чем уверен, что наш Конституционный суд примет соответствующее решение по данному вопросу (признает данную норму неконституционной – ИФ).
Вопрос: А все остальные положения закона, формирование избирательных комиссий, проходной барьер…
Ответ: Комиссии, барьеры - эти вопросы обсуждались как среди экспертов внутри нашего государства, так и на международном уровне в Венецианской комиссии. Поэтому если нашим коллегам из Европарламента что-то непонятно, пусть они обратятся к своим специалистам в Венецианской комиссии и узнают, почему они дали именно такие рекомендации нашему государству, и мы их учли в этом законе.
Вопрос: Если не будет изменена норма, которую вы считаете неконституционной, вы для себя сами решили, будете выдвигаться по партийным спискам или по мажоритарному округу?
Ответ: Вы знаете, я один из руководителей партии (Партии регионов – ИФ). Все зависит от того, какое решение будет принято на съезде. Если мне коллеги доверят быть в партийном списке, то, безусловно, я не могу отказаться.
А вообще-то я хотел бы баллотироваться у себя на родине в Луганской области и хотел бы быть депутатом по мажоритарному округу.
Вопрос: Когда состоится партийный съезд?
Ответ: Я думаю, что съезд мы проведем где-то в марте месяце.
Вопрос: На этом съезде и будет утверждаться партийный список?
Ответ: Нет, в марте он утверждаться не будет Мы по закону должны его утвердить за три месяца до выборов, то есть 31 июля мы должны утвердить партийный список. Мы будем действовать по закону, и съезд у нас пройдет в рамках, отведенных законом. А этот съезд (в марте - ИФ) будет другой. Как мне кажется, он может быть интересным.
Вопрос: Партия регионов будет выдвигать кандидатов во всех мажоритарных округах?
Ответ: Да. Но, возможно, будут какие-то округа, где мы будем сотрудничать с нашими коллегами. Если у них будет более рейтинговый кандидат, мы можем поддержать.
Вопрос: А кто ваши коллеги?
Ответ: Ну, у нас же есть и Народная партия, и Коммунистическая партия, которые сегодня в большинстве в парламенте.
Мы будем стараться по максимуму выдвигать наших кандидатов в округах, там, где есть у нас проходные фигуры.
Вопрос: Каковы шансы на выборах у вашей партии? Прикидывали, сколько вы набираете процентов?
Ответ: Вы знаете, желание - это одно, а действительность - это другое. Конечно, мое желание, чтобы наша политическая сила набрала максимально большое количество голосов. А будет то, что будет. Мы наберем голосов ровно столько, на сколько нашу работу за два с половиной года оценят избиратели.
Вопрос: Какова ваша личная точка зрения - кандидаты в депутаты по мажоритарным округам должны быть людьми местными? Ведь могут быть случаи, когда кандидатом по мажоритарному округу выдвигается человек, который в этом округе никогда не появлялся и не работал?
Ответ: Моя личная точка зрения и позиция нашего политсовета партии состоит в том, что сегодня на округах может себя пробовать кто угодно. Когда мы будем принимать окончательное решение по утверждению списка мажоритарщиков, мы, естественно, проведем социологические исследования, и наша политическая сила поддержит в округе своего представителя только в том случае, если у него будет максимально проходной рейтинг.
Поэтому желание - это одно, а возможности будут совершенно другие. Мы будем, безусловно, считаться с мнением избирателей, которые проживают в данном округе - насколько им данный кандидат желателен или не желателен. По-другому невозможно.
Вопрос: Выборы всегда откладывают отпечаток на работу, в том числе парламента, вы прекрасно понимаете, что люди ждут социально-направленных законов. И в принципе вам, как партии власти, наверное, перед выборами надо было бы принять законы, которые каким-то образом укрепляли материальное благосостояние как можно более широкого круга людей. Вы готовы к этому?
Ответ: Прежде всего мы должны быть ответственной политической силой, чем, наверное, отличается Партия регионов от всех остальных политических сил. Мы никогда не кричали о том, чего не в состоянии были сделать сами. Вы помните нашу дискуссию, которую мы полгода вели с правительством Тимошенко, когда мы были в оппозиции. Тогда мы говорили о реальной возможности в тот период на 200 с лишним гривен поднять минимальную заработную плату и нам кричали в ответ, что это невозможно, что вы разрушите государство. И когда Янукович стал президентом, то первым указом он принял решение, и Кабинет министров повысил минимальную заработную плату. А потом, буквально на второй день те люди, которые нам говорили, что это невозможно сделать и мы разрушаем государство, предлагают: давайте мы еще в 1,5 раза повысим. Вот это я считаю - безответственная позиция политиков. Это больше политиканство. Это не политика. Мы этим не отличались никогда. Поэтому, безусловно, очень привлекательно принимать социальный пакет законов, особенно в преддверии выборов. Это способствует росту рейтинга политической силы, но мы должны понимать последствия, к которым это приведет.
Мы будем принимать те решения, которые могут улучшить жизнь наших людей, но которые в перспективе не ударят по ним. Ведь можно принять решение на краткосрочный период, на полгода и улучшить жизнь, а потому в следующие два или три года эту жизнь значительно ухудшить.
Сегодня стоит вопрос о том, что Кабинет министров должен просчитать возможности, которые есть у государства для повышения пенсий, для повышения заработной платы работникам бюджетных организаций.
…У нас масса проблем накопилась в регионах, и эти проблемы касаются непосредственно людей – это решение вопросов жилищно-коммунального хозяйства. Нужно пересмотреть перераспределение государственного бюджета в рамках поддержки регионов. И мы это обещали.
Есть еще вопросы, которые стоят уже много лет, такие, как возвращение людям обесцененных сбережений в учреждениях Сбербанка бывшего СССР. Мы должны дать четкий ответ людям о наших возможностях в текущем году и о перспективах решения этого вопроса в будущем. Над всеми этими вопросами сегодня работают специалисты.
На последнем согласительном совете я обращался к Кабинету министров, чтобы они ускорили решение этого вопроса, поскольку для этого необходимо будет принимать законодательные акты по изменениям в государственный бюджет. Нам бы очень хотелось, чтобы все эти вопросы в марте были отработаны, чтобы мы во втором квартале вошли в их решение.
Вопрос: На этой сессии?
Ответ: Да, на этой сессии.
Вопрос: Много новых лиц мы увидим от вашей партии в новом парламенте?
Ответ: Я думаю, да. Мажоритарные округа предполагают, что человек должен доказать свою состоятельность в выборах – это одно. И второе: вы видите, что политическая культура в нашем государстве повышается. И мы должны понимать, что общественность, в том числе журналисты, будут предъявлять более высокие требования к персональной работе депутатов в парламенте, поэтому необходимо подходить к подбору кандидатур более строго. Человек, который будет избран народным депутатом должен быть работоспособен и в округе, и в парламенте.
Вопрос: А кем могут быть эти новые люди? Это представители бизнеса, органов власти.
Ответ: Вы знаете, жизнь не стоит на месте. И, как правило, ошибаются те, кто считает, что незаменимых людей на любых должностях нет. Есть люди, которые доказали за последние пять лет, что они в своей жизни что-то сделали. К этим людям есть доверие у населения, где они живут, у избирателей и, естественно, без внимания это оставлять нельзя. И так было, и так будет всегда. Общество движется вперед, идет вперед и на смену одним приходят другие.
Вопрос: Может получиться, что вы поддержите человека, который не является членом вашей партии?
Ответ: Вполне возможно. Если человек пожелает получить нашу поддержку и он является авторитетным человеком в своем округе, почему бы и нет?!
Да, нам хотелось бы, чтобы как можно больше наших представителей были кандидатами, но это не является догмой.
Безусловно, только одно - мы будем очень тщательно подходить к подбору наших кандидатов, потому что мы бы не хотели, чтобы у нас когда-то были те процессы, которые происходят в лагере оппозиции все последние годы. Вы знаете, мы, наверное, отличаемся тем, что, даже будучи в оппозиции, у нас не было вот таких скандалов, переходов, побегов и так далее… Вопрос: Мажоритарные кандидаты по определению более свободны в своем выборе… О какой устойчивости можно говорить, когда половина парламента свободна? Ответ: И это тоже будет проблема… И она требует более тщательного подбора кандидатов в рамках политической системы. Я могу сказать, что только партии, которые работают на постоянной основе, которые поддерживают контакт со своими избирателями, в состоянии по факту выполнить данную работу, а очень многие из тех, кто настаивает сегодня на снижении проходного барьера, кто реализовывает политические проекты только перед выборами и не более того, просто формально отнесутся к данному вопросу. И потом мы получим не парламент, а получим такой конгломерат непонятных политических и личностных устремлений. Вопрос: А еще есть опасность, что эти мажоритарные кандидаты будут стараться на свой округ привлечь как можно больше бюджетных денег, откровенно говоря, будут оказывать давление на Кабинет министров… Ответ: И это будет. Будет давление на Кабинет министров, а впоследствии и на администрацию президента, и на президента, потому что ничего нового не будет. Каждый будет отстаивать свой округ, свои интересы…Но в рамках этого необходимо будет просто больше работать с депутатами. Вопрос: На самом деле будет сложнее? Ответ: Конечно. Вопрос: И интереснее?.. Ответ: И интереснее. Вопрос: Какая, по вашим прогнозам, будет предвыборная кампания, много ли будет скандалов, компромата? Ответ: Вы знаете, меня тревожат некоторые другие вещи. Например, то, что отдельные политические силы у нас делают ставку не на мнение своего народа, а на инициативы из-за рубежа. У нас все больше и больше фактов проскальзывает в разговорах между депутатами о том, где они бывают, куда они ходят, в каких посольствах какие указания получают – вот это я не совсем понимаю. Мы можем поддерживать контакты с любыми людьми и любыми государствами, слушать и слышать их точку зрения, но в конечном итоге мы должны отстаивать интересы своего народа. Когда у нас сегодня представители БЮТ ездят за границу и наносят вред не отдельному какому-то человеку, а всему государству, охаивая нашу страну, то вряд ли это можно оценить положительно. По той информации, которая у меня есть, сегодня отдельные организации, как принято говорить, неправительственные, зарубежные пытаются аккумулировать средства на то, чтобы дестабилизировать ситуацию в нашем государстве, если не по их плану пройдут выборы. Уже сегодня готовится соответствующая группа людей и материалы о признании этих выборов нечестными, если они не получат тот результат, который они хотят. Но согласитесь, если мы нация, если мы народ, если мы хотим сами строить жизнь в своем государстве, то, пройдя уже один раз этот путь, второй раз наступать на те же грабли и получать тем же самым по голове, наверное, просто глупо. Вот это меня беспокоит. И в этом плане я вижу, что ситуацию пытаются в нашем государстве раскрутить. Вопрос: Вы рассматриваете такой вариант: допустим, выборы по каким-то причинам будут признаны недемократичными, ваши дальнейшие действия? Ответ: Здесь есть две составляющие. Выборы недемократичными вообще-то могут быть признаны только на базе мнения людей, которые живут в этом государстве. Можно, конечно, в разрез с мнением людей формально сказать, что у вас выборы недемократичные, но это не будет иметь никаких последствий в государстве. Поэтому будет делаться все возможное для того, чтобы нагнетать определенную обстановку и делать все необходимое для того, чтобы у людей сложилось такое мнение. Мы приняли закон о выборах, который, казалось бы, убрал все инсинуации, а сегодня пытаются что-то все-таки вбрасывать, расшатывать ситуацию: что вот закон опять-таки не тот, что кто-то хочет вносить изменения. Для чего это делается? И делается руками тех людей, которые непосредственно вчера сказали, что все в порядке и все хорошо. Так когда же они были объективны – вчера, когда говорили, что мы приняли самый лучший закон, или же сегодня, когда им кто-то что-то подсказал или написал и они уже выражают совершенно другую точку зрения? И пытаются раскачать политическую ситуацию в государстве – вот эти моменты меня тревожат. Без привнесения извне этих вопросов, в том числе финансовых, в наше государство, я думаю, внутри, среди политиков мы бы нашли формулу, которая бы способствовала развитию нашего государства и продвижению вперед. А если будет вноситься что-то из-за рубежа, наверняка, найдутся люди, которые падки на эти деньги, и здесь могут быть проблемы. Вопрос: Нельзя не спросить о судьбе закона о рынке земли… Когда он будет принят? Ответ: Закон о рынке земли – это продолжение темы, которую мы затрагивали ранее, только там была политическая составляющая, а здесь уже больше политико-экономическая составляющая. Все без исключения говорят, что Украина - аграрное государство, земли которой позволяют накормить весь мир. И у меня возникает вопрос: почему на сегодняшний день это не соответствует действительности? Значит, мы где-то что-то не так делаем. И мы решили проанализировать мировой опыт и принять закон, который бы решил существующие проблемы. Сразу же вбрасывается мнение о том, что есть люди, которые хотят продать последнее, что есть в Украине, – землю, в результате сразу появляется недоверие к этому документу. По-моему, делают это по двум причинам. Первая причина: люди, которые к этому причастны, боятся, что если мы запустим механизм рынка земли, то через небольшой промежуток времени люди начнут жить намного лучше. И они боятся, что граждане к нам повернутся лицом и отвернутся от них, поскольку они говорили совершенно обратное. И второй момент: в законе мы написали, что земля не продается иностранным гражданам и иностранным компаниям. Как только данная норма была прописана, началась еще более массированная атака на этот законопроект со стороны компаний, имеющих зарубежные средства и обладающих сегодня большим количеством земли в нашем государстве. Используя несостоятельность нынешней законодательной базы, они уже аккумулировали в своих компаниях порядка 4,5 млн гектаров земли, и таких компаний в нашей Украине 36. Вот и все. Смотрите, какое у нас положение с землей. Мы подразумеваем, что земля еще государственная, а она на самом деле приватизирована. Она вся распаевана и находится на руках у людей. Прошли годы со времени получения паев на землю, многих владельцев паев уже нет, и сегодня более 20% земли вообще гуляет где-то в воздухе. Теоретически, она там где-то числится и где-то там что-то учитывается, а на практике более 20% земли можно просто обрабатывать и получать доход в свой карман, особо не задумываясь. И в этом тоже одна из причин, когда люди, не имеющие землю, очень осторожно относятся к этому вопросу. Зайдите на любой базар в областном центре. Задайте вопрос человеку, который кричит – так вы хотите приватизировать землю! Задаешь вопрос: а у тебя земля есть? В ответ - нет. А теперь о перспективах принятия этого закона. Мы работаем над ним. Профильный комитет получил задачу доработать документ до такого состояния, чтобы к нему по возможности не было никаких замечаний, которые бы вызывали недоверие к этому закону. Как только этот законопроект будет доработан, мы выйдем на его принятие. Если эта работа будет проведена до выборов, будем принимать до выборов. Если нет, значит, следующий парламент после выборов все равно вернется к этому документу. Вопрос: Когда будет принят Уголовно-процессуальный кодекс? Ответ: Уголовно-процессуальный кодекс будет принят в ближайшее время. Предстоящие две недели у нас не пленарные, а вот в следующие пленарные две недели, я думаю, будет принят. Вопрос: Как вы расцениваете отказ оппозиции участвовать в работе Конституционной ассамблеи? Ответ: Что такое оппозиция в наше время? Вот некоторые примерят на себя кафтан и кричат – я главный оппозиционер. Особенно это видно в плане отношения оппозиции к Тимошенко .У меня создается такое впечатление, что представители оппозиции делают все возможное, чтобы ее утопить своими руками. Потому что боятся, что если, не дай Бог, ситуация отыграется в обратную сторону, то те, кто примерил сегодня кафтан оппозиционера, оказываются неизвестно где. Повторюсь: они не защищают, а делают все возможное, чтобы как можно больше ее потопить. Это с одной стороны. А с другой стороны оппозиция делает все возможное, чтобы у международной общественности создать негативный имидж нашего государства. Вы мне скажите, политические структуры, которые работают таким образом, вправе называться оппозиционными политическими структурами, или это структуры, которые отстаивают свои личностные интересы? Президент предложил усовершенствовать Конституцию, сделать Основной закон таким, который бы лучше организовал нашу жизнь. Глава государства поручил возглавить эту работу первому президенту Леониду Макаровичу Кравчуку, который собрал вокруг себя специалистов, разбирающихся в конституционном праве, и которые бы выписали этот документ. Давайте же разбираться, кому в данном случае оппозиция выразила недоверие - Кравчуку или тем людям, которые являются лучшими специалистами в нашем государстве? Вопрос: Стало традицией часто вносить изменения в Конституцию, все-таки это Основной закон страны… По идее он должен быть стабильным. Почему возникла необходимость менять ее сейчас? Где в ней слабые места? Понятно, что там многие вещи устарели… Например, в Конституции выписаны полномочия СНБО, которые не должны быть там выписаны – это право президента… Ответ: Вы сами ответили на вопрос. Если встретиться с человеком, который имеет определенное отношение к какому-то разделу Конституции, он, как правило, хотел бы, чтобы что-то было усовершенствовано. А кусками вносить изменения в Конституцию сегодня нельзя – так ее можно просто порвать. Если конституционная комиссия, проанализировав Конституцию, в конечном итоге скажет, что в Основном законе ничего менять не надо - я думаю, президент с этим согласится. Но она может принять и другое решение, и предложит внести изменения в какие-то разделы… Я даже сегодня не готов сказать, что мы должны менять в Конституции. Не готов. Но у нас же даже герба государства нет. У нас есть малый герб, а герба государства нет. Вопрос: А как вы относитесь к идее выборности губернаторов, например? Ответ: Вы знаете, мне как политику следовало бы сказать: да, я это поддерживаю, это модно, потому что все хотят кого-то избирать. Только я, как практик знаю одно, что после выборов люди идут в вышестоящую организацию и спрашивают, кого вы сюда поставили. И это проблема! Если мы готовы в течение какого-то промежутка времени жить с людьми, которые избираются не по своей профессиональной принадлежности и переживать этот период – а это могут быть десятилетия, .то давайте идти по этому пути. Если считаем, что мы не готовы это сделать, то давайте мы как-то повременим. Хотя в перспективе это, наверное, хорошее дело, но для этого должна быть соответствующая политическая культура людей. Вопрос: Звучат предложения провести выборы мэра Киева и горсовета столицы одновременно с парламентскими выборами. Как вы относитесь к подобной инициативе. Ответ: На сегодняшний момент обсуждение по этому вопросу в рамках нашей фракции еще не проводилось. Я знаю законодательную составляющую этого вопроса. В 2008 году состоялись выборы мэра и выборы депутатов горсовета – депутаты избирались на пять лет по прошлому законодательству, мэр на четыре года, таким образом в текущем году истекает срок полномочий мэра, поэтому Верховной Раде придется рассматривать вопрос выборов мэра Киева. Существует две точки зрения на данный вопрос. Первая - совместить эти выборы с парламентскими и вторая - совмещать нельзя – это совершенно разные выборы, давайте мы их разнесем по времени. Скорее всего, преобладать будет вторая точка зрения. И как мне кажется, не исключен вариант , когда выборы мэра города Киева могут быть до парламентских выборов. Вопрос: Будет ли ваша политическая сила выдвигать своего кандидата на должность мэра столицы? Ответ: Кандидат от Партии регионов, безусловно, будет на выборах и будет определен. Но я думаю, что Попов (председатель Киевской городской государственной администрации Александр Попов – ИФ), которого делегировала сегодня Партия регионов в город Киев, показал, что он хороший руководитель. Вопрос: Вы последний бой Виталия Кличко смотрели? Ответ: В записи видел. Вопрос: И как? Ответ: Я с уважением отношусь, это действительно хороший спортсмен… Но, честно говоря, я бы сказал, что у каждого есть свое время и надо уходить…