Привлечение инвесторов в добывающую отрасль в рамках Плана победы потребует огромной домашней работы - НАДПУ
Национальная ассоциация добывающей промышленности Украины (НАДПУ) ставит под сомнение возможность привлечения инвесторов в отрасль добычи критических материалов, как это предусмотрено четвертым пунктом обнародованного в октябре "Плана победы", в условиях нынешнего государственного регулирования добывающей отрасли.
"Для того, чтобы сюда звать инвесторов, нам надо провести огромную домашнюю работу, начиная от дерегуляции рынка, чистки инвестиционных барьеров, а также наработки решений о льготах и страховании", - сказала в комментарии агентству "Интерфакс-Украина" исполнительный директор НАДПУ Ксения Орынчак.
По ее словам, пока профильный бизнес скептически настроен в отношении заявления президента в рамках "Плана победы", учитывая госрегулирование отрасли на практике.
Орынчак добавила, что ключевые стейкхолдеры отрасли критических материалов не были вовлечены в подготовку этого пункта Плана победы.
"Откуда, что и в каком качестве предлагалось партнерам – не понятно, как и то, откуда была предоставлена эта информация", - подчеркнула глава НАДПУ.
Согласно ее данным, из указанных президентом критических материалов на сегодняшний день Украина экспортирует только титаносодержащие руды, при этом половина титановых украинских месторождений находятся под оккупацией РФ.
Глава НАДПУ добавила, что раньше в Украине в сегменте критического сырья работал один добытчик графита – ООО "Завалливский графит", однако он остановил свою деятельность из-за повышения тарифов.
В то же время она отметила позитивный настрой рынка в связи с заявлением руководства страны о намерениях заключить специальное соглашение о совместной защите имеющихся в стране критических ресурсов, а также планах совместного инвестирования и использования экономического потенциала Украины в этом направлении.
Среди основных сдерживающих факторов для входа инвесторов на украинский рынок директор ассоциации выделила следующие: устаревшие недостоверные и засекреченные данные касательно имеющихся ресурсов, частое отсутствие лабораторных заключений по ним, отсутствие фонда кернохранилищ, технологическую отсталость, потребность в развитии частной геологоразведки, обеспечения более благоприятной тарифной политики (на фоне повышения тарифов на э/э и ж/д перевозки), недоступность страхового обеспечения.
Орынчак уточнила, что в настоящее время ни один вид экспортной продукции добывающей отрасли не страхуется. Что касается засекреченных данных, то, по мнению главы НАДПУ, это выступает препятствием для потенциальных инвесторов, которые хотят иметь возможность оперативно узнавать данные о потенциале того или иного производства.
"У нас нет лабораторий, где можно фактически сделать экспертизу критического сырья (графит, титан, литий и так далее) на факт того, действительно ли эта минералогия подходит для определенных технологий, чтобы изготавливать те или иные коммерческие продукты. У нас нет на сегодняшний день технологической базы вообще, мы отстали в этом плане", - констатировала Орынчак.
По ее словам, украинские компании возят образцы в лаборатории Польши, Германии из Украины, чтобы подтвердить наличие тех или иных ресурсов.
Глава ассоциации добавила, что общую оценку текущему ресурсному потенциалу страны дать сложно, поскольку последняя полноценная первичная геологоразведка проводилась еще во временна Советского Союза.
"В георазвитие в Украине не вкладывались нормальные средства, начиная с 2015-го года, и это все накладывает отпечаток на качество, уровень компетентности, на современность. (…) Вот вам и ответ, насколько это привлекательно", - добавила директор НАДПУ.
Она привела данные, что для проведения качественной геологоразведки критических материалов на территории в 50-100 га требуется от $1 до $3 млн.
Орынчак также заявила о потребности продажи спецразрешения на добычу сырья на аукционе в одном пакете вместе с зарезервированной землей и оценкой воздействия на окружающую среду. По ее мнению, данные меры помогли бы инвестору избежать потенциальных проблем с получением земли под цели добывающей промышленности и сэкономить время в этом процессе.
Среди привлекательных сторон украинской добывающей промышленности Орынчак упомянула выгодную геополитическую позицию страны для Европы с учетом ее желания снизить зависимость от Китая, а также принятие 18 декабря закона №3939-IX (зарегистрированный законопроект №6227) об актуализации общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2030 года, в частности, путем улучшения законодательства в части геологического изучения недр, цифровизации обмена и сохранения информации для усовершенствования ее использования потенциальными недропользователями.
"Дальнейшее проведение работ по разведке месторождений полезных ископаемых не будет осуществляться за счет средств государственного бюджета и должно финансироваться недропользователями на условиях инвестиционного риска. Со своей стороны, государство обеспечивает создание необходимых прозрачных и стабильных регуляторных условий для деятельности недропользователей по приращению запасов полезных ископаемых и их дальнейшей добычи", - указано в пояснительной записке закона.
Экс-глава Госгеонедр Роман Опимах в интервью профильному изданию "Nadra info" ранее сообщил, что служба также не привлекалась к подготовке четвертого пункта Плана победы.