По закону Колесниченко-Олейника смогут посадить кого угодно и за что угодно – юрист
Формулировки «экстремизма» и «клеветы» в тексте настолько туманны, что человека можно привлечь к уголовной ответственности за запись в соцсетях - Шевченко
16 января 2014 года Верховная Рада Украины в режиме ручного голосования утвердила так называемый «Закон Колесниченка-Олейника» - законопроект, который предусматривает внесение изменений в действующий закон «О судоустройстве и статусе судей». О том, чем это обернется для гражданам Украины, проекту «Мнения» рассказал директор аналитического центра "Институт медиа-права" Тарас Шевченко.
«Закон однозначно был принят с нарушением процедуры и не проходил обсуждения, поскольку ВРУ не считала поднятые руки» - говорит юрист. Напомним, что голосование прошло без спикера, без оппозиции, а вместо использования депутатских карточек депутаты поднимали руки. Закон был принят «единогласно» 235 голосами: Партией Регионов, коммунистами и частью внефракционных депутатов. «Несмотря на нарушения, с точки зрения обращения в суд перспективы отменить закон нет. Суды общей юрисдикции не уполномочены рассматривать дела о законах, принятых Верховной Радой. Конституционный же суд Украины, помимо того, что он в принципе находится под контролем власти, как правило, говорит, что внутренняя процедура принятия законов его не интересует. Для него главное – что «за закон проголосовали». Мы знаем историю с сомнительной выездной сессией, которая происходила в другом помещении. Все законы, принятые на этой сессии, действуют до сих пор, отменить их никто не смог», - аргументирует Шевченко.
«Поэтому единственной точкой, имеющей власть над принятием решения, будет президентская администрация. Будут ли внедрены все эти нормы - зависит от того, появится ли на документе подпись президента» - подчёркивает он. Напомним, закон Колесниченка-Олейника устанавливает уголовную ответственность за клевету, распространение экстремистских материалов, ужесточает регулирование деятельности общественных организаций, позволяет закрывать сайты без решения суда, обязывает регистрировать интернет - СМИ, запрещает «незаконный» сбор и распространение конфиденциальной информации о правоохранителях, судьях и их родных, позволяет президенту и Верховной Раде досрочно прекращать полномочия членов Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания.
Если закон вступит в силу, свобода слова в Украине, как и права граждан, станут вопросом весьма сомнительным. Тем не менее, Шевченко не уверен, что закон будет подписан. «Пока что трудно говорить о точных сценариях. Этот закон принимался как попытка внедрить в Украине российские технологии и, по сути, российские законы – потому что подобные нормы там уже действуют. Возможно, этот законопроект принят для отвлечения внимания от кошмарного бюджета, который был принят в тот же день. Поэтому есть вероятность, что президент и не собирается подписывать этот закон», – объясняет «Мнениям» эксперт. Тем временем, ночью 16 января в медиа появилась информация о том, что Янукович закон подписал, хотя официального подтверждения до сих пор нет. Шевченко считает, что судьба конфликтного закона зависит от реакции на него – но не столько иностранных посольств и международных организаций, сколько граждан Украины.
Эксперт говорит, что угроза, которую новый закон несет каждому гражданину Украины, более чем реальна. «Зн дает неограниченную возможность привлечь человека к ответственности за что угодно. Достаточно даже одного-единственного положения про экстремизм, которое сейчас активно используется в России. По сути, «экстремизмом» можно обозвать что угодно – особенно в соцсетях. Почти любое политическое высказывание при желании превращается в «оскорбление», а за него предусмотрена уголовная ответственность: лишение свободы на несколько лет» - уточняет Шевченко. Юрист говорит, что подобные прецеденты уже есть. «Россия, Азербайджан и Казахстан преспокойно этими нормами пользуются» - рассказывает он.
«Остатки свободы и демократии в Украине уничтожаются принятием этого закона. Ни один юрист не сможет четко разъяснить границы высказываний, за которые может наступить уголовная ответственность. Но именно такой и была цель авторов: широкие рамки и нечеткие формулировки, чтобы потом в суде это можно было натянуть на что угодно. Такие вещи есть и сейчас – к примеру, статья «хулиганство», к которой можно приписать любые действия. А теперь к ней добавятся еще и экстремизм, оскорбление сотрудников правопорядка, неуважение к суду. Власть получит в свое распоряжение широчайший арсенал» - констатирует юрист.
ЭКСПЕРТ
Тарас Шевченко – юрист, директор аналитического центра "Институт медиа-права"