Мнения

Народные Рады в регионах можно легализовать через парламент или с помощью международного признания, – эксперты

Народные Рады не заменят собой облгосадминистрации, но могут выступить в роли общественной коллегий, – Ганущак. Такие организации необходимы оппозиции в качестве аргумента на переговорах с властью, – Тарас Шевченко

«Народные Рады в регионах можно легализовать через парламент или областные советы. Для этого следует принять решение «Про порядок осуществления Народной Радой своих полномочий», – заявил в комментарии проекту «Мнения народный депутат 6 созыва Юрий Ганущак.

По его словам, согласно законодательству, областные советы имеют право контролировать работу местного исполнительного органа, в роли которого выступает облгосадминистрация. В свою очередь, контрольные функции может осуществлять Народная Рада. В соответствующем решении, говорит Ганущак, следует обозначить, в какой форме осуществляется этот контроль: визированием документов ОГА или мониторингом постановлений обладминистраций.

Конечно, подчёркивает эксперт, заменить собой ОГА Народные Рады не могут, поскольку функции органов местного самоуправления, согласно статье 118 Конституции, выполняют госадминистрации, но НР позволительно выступить в роли общественной коллегии.

Напомним, 22 января лидеры оппозиции объявили о создании Народной Рады Украины и формировании местных Народных Рад. На данный момент благодаря штурму облгосадминистраций подобные «исполкомы» действуют практически во всех западных областях, а также частично в восточных и центральных регионах.

Ганущак уверен, что захваты ОГА и создание альтернативных органов власти происходят по одной простой причине: украинцев не устраивает работа местного самоуправления. «Ситуация, когда выполнением местного бюджета занимается государственный орган, а не орган местного самоуправления, в цивилизованном мире невозможна. У нас же, по сути, нет обратной связи между ОГА и населением. Отсюда и попытки «разрушить Бастилию», - говорит он.

Как отметил в комментарии проекту «Мнения» директор аналитического центра «Институт Медиа Права» Тарас Шевченко, в сегодняшних условиях нельзя оценивать захват облгосадминистраций и формирование Народных Рад без учёта всех событий в стране.

Формально, объясняет Шевченко, штурм административных зданий является нарушением закона, но с другой стороны, так же незаконно жёстко разгонять демонстрантов, избивать активистов и осуществлять циничные аресты. «Поэтому оппозиция и люди, которые её поддерживают, прибегают к протестным действиям, выходящим за рамки правового поля», - говорит юрист.

В целом, подчёркивает он, гражданам не запрещено формировать какие-либо организации и объединения, а Народные Рады вполне могут представлять интересы украинцев в местном самоуправлении.

Легализация таких органов возможна, помимо утверждения парламентом, с помощью международного признания, как это произошло в Ливии, уточняет Шевченко. И напоминает, захват админзданий и формирование параллельных институтов власти были необходимы оппозиции в качестве одного из аргументов на переговорах с президентом. Важно было продемонстрировать, что есть альтернативные структуры, которые в случае смены власти готовы брать на себя ответственность.

«Поэтому сейчас речь не идёт о том, чтобы форсировать события и пытаться получить признание НР Западом», - отмечает эксперт. При этом, резюмирует он, также не стоит спешить и распускать Народные Рады в случае каких-либо договорённостей с властью, поскольку нет уверенности, что эти условия и обещания будут выполнены.

ЭКСПЕРТЫ

Юрий Ганущак – народный депутат VI созыва(2011-2012 гг), экс-директор департамента местного самоуправления и территориального устройства Министерства регионального развития и строительства

Тарас Шевченко – юрист, директор аналитического центра «Институт Медиа Права»

РАНЕЕ

Создание Народной Рады Украины – пока политический, но целесообразный шаг -эксперт

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ