19:54
17.01.2014
Власть могла проголосовать и за отмену Третьего закона Ньютона, чтоб продемонстрировать оппозиции свою силу — политологи
Власть действовала с показной эффективностью, оппозиция выбирала эффектность — Бондаренко, Копатько, Покальчук. Парламентаризм в Украине находится в состоянии клинической смерти, оппозиция не разрабатывает вовремя планы В и С. — Фесенко.
В рамках круглого стола, организованного проектом «Мнения» 17 января 2014 года, политологи и социологи обсуждали возможные действия оппозиции после принятия 16 января 2014 года пакета законов, существенно ограничивающие права граждан. В частности, законопроекты объявляют уголовным преступлением клевету, дают возможность во внесудебном порядке прекращать деятельность сайтов, вводят уголовную ответственность за незаконный сбор информации о судьях и работниках правоохранительных органов, позволяют рассматривать дела в суде заочно и т. д. За законопроекты поднятием рук голосовало парламентское большинство (прежде всего, регионалы и коммунисты), оппозиция не смогла этому воспрепятствовать, хотя и пыталась.
Директор Института украинской политики Кость Бондаренко заявил на пресс-конференции проекта «Мнения», что депутатам от оппозиции в количестве 150 человек нет смысла слагать мандаты, хотя такие предложения звучали: «Это ничего не даст в нынешних условиях. Если есть несогласие, есть желание продемонстрировать позицию, то надо собрать 150 голосов и сделать обращение в Конституционный суд. Далее – обращаться к мировой общественности, если оно не сработает. Есть множество ходов».
Речь шла о том, что статья 64 Конституции запрещает ограничение прав и свобод человека, кроме случаев, предусмотренных самим Основным законом.
Директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко на пресс-конференции проекта «Мнения» ответил на это: «Безусловно, проблема есть. Решать ее через Конституционный суд можно только тактически, не более. Потому что совершенно очевидно, каково будет его решение». Эксперт отметил, что свое слово должны сказать юристы: им еще предстоит дать заключение по поводу того, насколько соотносятся принятые законы с международными обязательствами Украины по правам человека. А затем добавил, что накануне, 16 января, впервые согласился с Олегом Тягнибоком, который сказал о смерти украинского парламента: «Украинский парламентаризм в самом деле находится в состоянии клинической смерти. Парламентаризм – это когда согласовывают интересы в парламенте. А в данном случае депутаты от большинства штамповали законы, которых даже не читали. Они проголосовали бы при любых условиях, если не в зале Верховной Рады, то в другом помещении. Скорее всего, оппозиция была не готова к этому пакету. Она готовилась к бюджету. И это для нее урок: должен быть и план А, и план В, и план С. Сегодня и в парламенте, и в центре Киева есть некое преимущество у большинства перед оппозицией. Им и воспользовались».
Социолог, учредитель компании Research & Branding Group Евгений Копатько заметил на пресс-конференции проекта «Мнения»: «Решает вопрос сейчас большинство, оно переигрывает оппозицию тактически. У нее был и план А, и план В – блокировать, закрывать. Но если была бы альтернативная позиция, в этом была бы интрига. А тут не было интеллектуального соперничества. Ключевой запрос Майдана – единый лидер от оппозиции. Его не было априори». По словам социолога, теперь уже намечаются не три, а четыре колонны на выборах 2015 года. «Пример того, что в оппозиции конфликт – недавнее заявление Анатолия Гриценко, который входил в первую пятерку «Батьківщини», хотя раньше был ярым критиком Юлии Тимошенко», — подчеркнул эксперт.
Бондаренко добавил: у политиков разных лагерей выбор между эффектности и эффективности решается в пользу второй: «Любят эффекты и спецэффекты, но не думают о коэффициенте полезного действия». Оппозиционеры, по словам политолога, 16 января демонстрировали эффектность, прекрасно понимая, что вряд ли остановят процесс, а власть действовала с показной эффективностью: «Отмену Третьего закона Ньютона тоже проголосовали бы – просто чтоб продемонстрировать «мы сильны, мы работаем». Вершиной стали слова Виталия Кличко, который заявил, что не хочет участвовать в этом абсурде и уходит из парламента».
Социальный психолог Олег Покальчук резюмировал на пресс-конференции проекта «Мнения»: «Поведение оппозиции напоминает поведение обезьяны из анекдота, которая никак не могла решить, к умным ей или к красивым. Поведение власти достаточно четкое: они себе выбрали хорошего Виктора Федоровича, им счастье. А те, кто пытался и угодить улице, и сохранить себе поле для маневра…Оппозиционные депутаты чувствуют, что не входят в этот вираж истории, не отвечают запросам, которые к ним выдвигают, и не могут сформулировать конкретные предложения».
В ответ Фесенко заметил: «Никто так не работает на единство оппозиции, как власть своими дурными действиями, в частности, проголосованными 16 января законопроектами. Чем большим будет противостояние власти и оппозиции, тем более единой будет оппозиция».
ЭКСПЕРТЫ
Олег Покальчук, социальный психолог
Кость Бондаренко, директор Института украинской политики
Евгений Копатько, социолог, учредитель компании Research & Branding Group
Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»
РАНЕЕ
Радикализация общества неизбежна — политологи, социологи
Во второй тур президентских выборов могут выйти неожиданные персоны - эксперты
Создается механизм тоталитарного управления парламентом, причем в первую очередь — провластными депутатами — парламентарий
Партия регионов начала действовать «по беспределу», а оппозиция снова проиграла – депутаты