Крупные аптечные сети требуют от фармпроизводителей до 40% стоимости фармпродукции – Сысоенко
Крупные аптечные сети требуют от фармпроизводителей до 40% стоимости их фармацевтической продукции.
Об этом агентству "Интерфакс-Украина" сообщила член парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ирина Сысоенко, ссылаясь на данные, озвученные в ходе инициированного ею "круглого стола" "Формирование цен на лекарственные средства. Почему лекарства продолжают дорожать?", в котором приняли участие фармацевты, народные депутаты и представители Министерства здравоохранения.
"В ходе "круглого стола" были озвучены факторы, влияющие на высокую стоимость лекарственных средств. Одним из таких факторов является скрытая монополизация аптечных сетей. Во время заседания один из представителей фармпроизводителей озвучил сумму, которую требуют представители аптечных мегасетей по маркетинговым договорам - до 40% стоимости фармпродукции, что, безусловно, влияет на розничную цену для нас как потребителей", - сказала она.
Депутат считает, что "дальнейшее усиление роли сетевой торговли лекарственными средствами создает угрозу поглощения крупными аптечными сетями более слабых конкурентов".
"Таким образом, имея влияние на рыночное предложение лекарств, большие аптечные сети могут ограничивать выбор потребителя теми препаратами, доходность от реализации которых является наибольшей. Государственные и коммунальные аптеки, а так же аптеки, владельцами которых являются частные предприниматели, не выдерживают условий недобросовестной конкуренции", - сказал она.
По словам депутата, процесс активного уничтожения государственных и коммунальных аптек наблюдается на протяжении последних трех лет.
"Если не изменится сложившаяся ситуация, то пострадают от дальнейшего роста цен, прежде всего, социально незащищенные граждане, для которых лекарства будут практически недоступны", - выразила свою обеспокоенность депутат.
Она также отметила проблему наличия на фармрынке контрафактных и фальсифицированных лекарственных средств, одной из причин которой, по мнению И.Сысоенко, являются "непрофессиональные владельцы аптек, которые распространяют стандарт "непрофессионализма" на нанятых ими работников".
Депутат отметила, что эти и ряд других проблем фармрынка могли бы быть решены в случае принятия инициированного депутатами законопроекта №8591, предлагающий изменения относительно розничной торговли лексредствами в закон "О лекарственных средствах".
Ссылаясь на зарубежный опыт, И.Сысоенко отметила, что, в частности, в Польше аптеки классифицируются на общедоступные и больничные, а разрешение на открытие аптеки выдается только фармацевту, в Германии все аптеки частные, но владелец имеет право открыть только три филиала своей аптеки, а владельцем аптеки может быть только фармацевт с высшим образованием. Если владельцами аптеки являются несколько человек, каждый из них должен иметь отдельное разрешение, а это означает, что каждый из них должен иметь высшее фармацевтическое образование. При этом аптечные сети в Германии запрещены, а цены на лекарственные средства на всей территории Германии одинаковые. В Италии владельцем аптеки может быть фармацевт или местные власти, отсутствуют аптечные сети, а одному лицу может принадлежать только одна аптека. Цены на лекарства во всех аптеках Италии одинаковые. Установленная производителем цена указана на каждой упаковке препарата.
"В Украине началась реформа здравоохранения и мы приняли законы, которые должны изменить взаимоотношения пациента с медучреждениями, в которых финансовую ответственность за доступность, высокое качество и эффективность медицинских услуг должно взять на себя государство. Мы должны так же подходить к имплементации европейского законодательства и в отношении фармацевтической сферы", - подчеркнула И.Сысоенко.
По ее мнению, законопроект предусматривает создание таких условий на фармацевтическом рынке, при которых будет обеспечено соблюдение права потребителей на качественную фармацевтическую услугу.
"С принятием законопроекта аптеки вернутся к важной миссии - вместо того, чтобы быть обычным магазином по продаже лекарств, как это происходит сейчас, они станут учреждениями здравоохранения, как в цивилизованных странах. Безусловно, часть аптек-торговых точек, в том числе работающих исключительно с целью получения прибыли, закроются. Но на рынке, где есть здоровая экономическая конкуренция, прозрачные и понятные условия и правила, всегда есть инвестор", - сказала она, подчеркнув, что любое действие в отношении производства и продажи лекарственных средств "должно быть направлено не на получение прибыли, а исключительно на приобретение потребителем эффективного лекарства по наиболее доступной цене ".
Как сообщалось, группа народных депутатов инициирует уменьшение концентрации аптечных учреждений по территориальному признаку с целью создания сбалансированных финансовых условий для всех участников рынка. В частности, нардепы предлагают ввести норму, в соответствии с которой лицензия на осуществление розничной торговли лекарственными средствами не может быть выдана в случае, если на день подачи заявления расстояние по прямой линии от запланированного местонахождения аптечного учреждения к ближайшей аптеке составляет менее 500 м. Норма не распространяется на аптеки и их структурные подразделения, которые создаются для работы в лечебно-профилактических учреждениях.
Соответствующий законопроект №8591 о внесении изменений в закон "О лекарственных средствах" относительно обеспечения экономической конкуренции и защиты прав пациентов при осуществлении розничной торговли лексредствами зарегистрирован в Верховной Раде 12 июля. Среди его инициаторов - члены парламентского комитета по здравоохранению Ольга Богомолец ("БПП"), Ирина Сысоенко ("Самопомич"), Андрей Шипко ("Видродження") и Олег Мусий (внефракционный).
Ранее Аптечная профессиональная ассоциация Украины (АПАУ) выразила мнение, что данная инициатива депутатов не приведет к снижению цен на лекарства. Вместе с тем Всеукраинская фармацевтическая палата считает законодательную инициативу своевременной и поддерживает ее.
Опрошенные агентством "Интерфакс-Украина" юристы усмотрели в некоторых положениях законопроекта возможности для развития недобросовестной конкуренции.