Ассоциации производителей - за международный аудит УЗ, предупреждают о возможной остановке предприятий в случае повышения ж/д тарифов
(повтор новости от 19 сентября, уточнена аббревиатура НЗФ – Никопольский завод ферросплавов)
Киев. 20 сентября. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Ассоциации производителей и объединений Украины выступают за проведение международного аудита "Укрзализныци", который покажет ситуацию в монополисте ж/д перевозок, предупреждают о возможной остановке предприятий в случае повышения ж/д тарифов и призывают правительство действовать в интересах бизнеса.
Такая позиция глав ассоциаций и объединений была озвучена на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина" на тему "Снижение грузовых тарифов "Укрзализныци" как стимул к улучшению экономической безопасности Украины" в четверг.
Как сообщил президент объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков, в частности, для горно-металлургического комплекса (ГМК) логистика играет одну из главных ролей. При этом грузы в нем составляют 40%-ную долю в общем объеме ж/д перевозок.
"В то же время работа с УЗ непредсказуема, однако уйти от нее нельзя из-за монопольного положения компании. Поэтому мы зависим от нее, как и УЗ от нас", - констатировал Каленков,
По его словам, с 2021 года было значительное повышение ж/д тарифов, по ряду грузов - в 2-2,5 раза. В настоящее время тарифы УЗ значительные, компания работает с прибылью, в отличие от многих предприятий Украины, в частности в ГМК, которые работают с убытками.
Как заявил президент "Укрметаллургпрома", УЗ принимает неэффективные решения - нужно не повышать тарифы, а улучшать эффективность работы монополиста, а с учетом ее прибыльности следует рассмотреть возможность снижения тарифов на 15-20%. В случае же повышения тарифов это отразится на себестоимости продукции производителей. В связи с этим он сообщил, что с 2022 года затраты предприятий на логистику выросли в четыре-пять раз. При этом, по его словам, УЗ не обсуждает с производителями свои финансовые планы, инвестиции, хотя компании следовало бы быть открытой для принятия более эффективных решений.
"В августе 2024 года было объявлено, что УЗ снова готова повысить тарифы. При прибыльной работе. Для нас это решение было бы шокирующим. Сейчас нужно говорить о снижении тарифов на 15-20% с учетом прибыльной работы и повышения эффективности работы. А в случае повышения тарифов наши предприятия начнут закрываться", - резюмировал президент "Укрметаллургпрома".
Как отметила исполнительный директор Национальной ассоциации добывающей промышленности Украины (НАДПУ) Ксения Оринчак, Украина борется за инвестиции, однако зарубежные инвесторы будут воздерживаться вкладывать деньги, так как ситуация с монополистом является для них - маркер экономической деятельности в стране.
"И мы просим от отрасли провести международный аудит УЗ, чтобы они дали выводы относительно необходимости повышения тарифов. Мы не готовы платить большие зарплаты неэффективным менеджерам", - сказала Оринчак.
Она пояснила, что сейчас добывающие компании закладывают 30% затрат на логистику, 30% - на электроэнергию, 30% - на акцизы.
Если затраты на логистику повысятся, то предприятия могут остановиться, предупредила исполнительный директор НАДПУ и еще раз призвала руководство государства провести международный аудит УЗ перед повышением тарифов.
Исполнительный директор Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА) Сергей Кудрявцев констатировал, что Марганецкий и Покровский ГОКи в настоящее время простаивают, в том числе, из-за высоких затрат на логистику.
Он пояснил, что ранее МГОК напрямую поставлял руду Никопольскому заводу ферросплавов (НЗФ) по прямой ветке протяженностью 7-8 км. В настоящее время она закрыта из-за обстрелов и руда до Никополя идет через Кривой рог - Днепр, в результате затраты на перевозку значительно возросли, поэтому ГОК в настоящее время стоит.
Глава УкрФА сообщил, что затраты НЗФ в год на ж/д логистику составляют 120 млн грн, в случае повышения тарифов это приведет к дополнительным расходам на 25 млн грн. Другое предприятие – Запорожский завод ферросплавов (ЗЗФ) - в настоящее время работает на 20-22% своей мощности и ищет пути для увеличения загрузки. Однако с таким подходом по повышению ж/д тарифов рост производства на заводе может быть невозможным.
Против роста ж/д выступили другие главы ассоциаций производителей.
Как сообщалось, Федерация работодателей транспорта Украины (ФРТУ) выступила за снижение грузовых ж/д тарифов на 20% от текущего уровня за счет оптимизации расходов УЗ и принятия мер по восстановлению и увеличению грузовой базы компании. Соответствующие предложения были направлены в письме к премьер-министру, членам правительства, в Верховную Раду, предправления УЗ и главе Госрегуляторной службы.
В документе констатировалось, что УЗ подготовила и направила в Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры проект приказа, предусматривающий повышение тарифов на грузовые ж/д перевозки. Согласно документу, тарифы на перевозку угля и руды повышаются на 19%, на кокс - на 12%, на зерновые грузы – на 11%.
"ФРТУ категорически не поддерживает повышение грузовых ж/д тарифов, которое повлечет катастрофические последствия для целых отраслей экономики Украины, поступлений в бюджет Украины, потери тысяч рабочих мест и как результат негативно повлияет на обороноспособность государства", - подчеркивалось в письме.
ФРТУ приводит анализ ситуации в отрасли и в целом экономике страны и просит "взвешенно и обоснованно проанализировать все вышеперечисленные риски и учесть при принятии окончательного решения". Повышение тарифов только приведет к еще более критической ситуации у потребителей ж/д услуг, подчеркивалось в заявлении.
Кроме того, в начале войны Ассоциации украинских производителей призвали Министерство инфраструктуры ввести мораторий на повышение тарифов на ж/д грузоперевозки на период военного положения и шесть месяцев после его прекращения.