Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами
Юрий Щуклин, эксперт рынка логистики, советник главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры при УСПП
Опубликованный в июне аналитический отчет Всемирного банка “Ukraine’s Transport and Logistics System” о состоянии железнодорожной отрасли Украины содержит сигнал, от которого невозможно отмахнуться: без ее незамедлительной реформы финансовая стабильность “Укрзализныци” в среднесрочной перспективе выглядит маловероятной. Истоки проблем лежат глубже, нежели в значительном ускорении физического износа активов из-за войны, а решение требует прежде всего системной трансформации логики управления железнодорожной логистикой в Украине.
Отчёт Всемирного банка выделяет несколько ключевых направлений, критически важных для выживания и развития “Укрзализныци”: модернизация парка локомотивов, автоматизация процессов, внедрение электронного документооборота и аналитики. Среди приоритетов — развитие логистических терминалов, улучшение качества обслуживания грузовладельцев и пассажиров, а главное — повышение операционной эффективности самой компании. Это не просто пожелания: речь идёт об актуальных вызовах и обязательствах Украины перед международными партнёрами. Любой рост производства и торговли упирается в пределы логистических возможностей. Таким образом, логистика выступает самой уязвимым и одновременно стратегически значимым звеном экономического роста.
Рекомендации Всемирного банка сфокусированы на цифровой трансформации. Действующая модель, при которой планирование перевозок осуществляется внутри внутренних систем одного монополиста — “Укрзализныци”, и не соответствует требованиям конкурентного рынка, существующего в ЕС с 1991 года. Вступление Украины в этот рынок предполагает, что на наши железные дороги смогут выйти перевозчики со своими локомотивами и получить равноправный доступ к инфраструктуре. Однако система планирования и управления движением “Укрзализныци”, развивавшаяся в течение 20 лет, построена по одной модели — централизованной, замкнутой и монопольной, не предусматривающей открытого доступа к инфраструктуре для других операторов. Сегодня в Украине отсутствует техническая и нормативная база для привлечения к перевозкам независимых игроков. Когда Закон “О железнодорожном транспорте” (на принятии которого Всемирный банк настаивает с 2019 года) вступит в силу, действующая система просто перестанет работать, так как не предусматривает взаимодействия с несколькими перевозчиками.
Украина ещё в 2014 году в рамках подписанного Соглашения об Ассоциации с ЕС обязалась согласовать законодательство о железнодорожном транспорте с европейскими стандартами. Несмотря на отведённый восьмилетний переходный период, никаких шагов в этом направлении сделано не было. Имплементация европейских норм в транспортной сфере, особенно в железнодорожной отрасли, продвигается наименее активно, а некоторые представители власти даже утверждают, что монопольная модель управления железной дорогой якобы помогла ей выстоять в тяжёлых условиях войны. Но это ошибочное представление, которое на самом деле лишь отдаляет нас от европейских практик. Всемирный банк справедливо предупреждает: даже если отстаёт только одна отрасль, от неё зависят все остальные. И чем быстрее будут развиваться другие сектора, тем сильнее железнодорожное отставание будет тормозить прогресс страны в целом.
На фоне общеевропейских вызовов ситуация выглядит ещё острее. Всемирный банк отмечает, что и “Укрзализныця”, и европейские операторы испытывают дефицит вагонов — в частности зерновозов, цистерн и рефрижераторов — соответствующих стандартам ЕС. И хотя необходимость обновления подвижного состава очевидна, инвесторы не спешат вкладывать в нее средства из-за неопределённости спроса и отсутствия прогнозируемой логистики. Это ещё больше усложняет способность железнодорожного транспорта обеспечивать экспорт украинских грузов в ЕС — особенно с учётом требований к быстрой перевалке и соответствию европейским нормам.
Именно поэтому Всемирный банк настаивает: открытие рынка, цифровая трансформация и институциональная перестройка — это не дополнительные опции, а базовые условия для превращения “Укрзализныци” из советского монополиста в эффективного и современного игрока европейского уровня. В Украине уже есть наработки, которые могут обеспечить реализацию обозначенных требований. Речь идёт о технологии, разработанной отраслевыми экспертами в сотрудничестве с учёными. Её суть — в изменении логики управления: когда не перевозчик диктует условия, а заказчик (владелец груза) инициирует перевозку и выбирает исполнителей. Все участники рынка — от элеваторов и терминалов до портов — работают в единой цифровой среде, где видны свободные мощности, графики, заказы и реальный статус перевозок. Эта система уже испытана, её прототип существует и полностью соответствует требованиям международных партнёров. Проблема лишь в одном: в Украине до сих пор не принято решение о запуске новой операционной модели.
Цифровизация логистики — это не технологическая прихоть, а основа прозрачного и эффективного рынка, в котором каждый видит цепочку добавленной стоимости и понимает, как на ней заработать. Это способ создать стабильность, которой не хватает инвесторам. Это инструмент, который позволит инфраструктуре работать с оптимальной нагрузкой, а бизнесу — планировать объемы, контракты и логистику. И это ответ на все ключевые вызовы, описанные в отчёте Всемирного банка. Отсутствие прогнозируемого спроса устраняется за счёт сквозного планирования. Неопределённость для инвесторов исчезает благодаря доступу к цифровым данным. Дефицит вагонов минимизируется через оптимизацию оборота и прозрачное бронирование мощностей.
Нужна лишь политическая воля, чтобы признать очевидное: реформу железнодорожной отрасли нужно начинать с головы, с логики, а цифровая трансформация — первый шаг к этим изменениям. Текущая технология организации перевозок “Укрзализныци” технологически исчерпала себя и не успевает за потребностями бизнеса, экономики и современных технологий. И это уже не просто проблема одной компании — это тормоз для всей цепочки перевозок и создания добавленной стоимости.
У Украины есть шанс: превратить самое уязвимое звено экономики в самый мощный мультипликатор. И начинать нужно не с лозунгов, а с запуска цифрового мозга для железной дороги и превращения её в цифровую, эффективную и открытую систему. Это не просто реформа транспортной отрасли, а ключ к изменению экономического ДНК: от полуофициальных договорённостей к прозрачным правилам.