Окно возможностей для Украины и Польши: как восстановить взаимное доверие благодаря цифровым технологиям
Юрий Щуклин, эксперт логистики, советник президиума УКАБ по железнодорожной логистике, глава ассоциации “Цифровые пути свободы”
С начала полномасштабной войны Украина кардинально переориентировала свои логистические потоки с южных портов на западные пограничные переходы, в частности, через Польшу, которая стала главной транзитной страной для украинского экспорта. В частности, я сам уже в апреле 2022 года перевез в Польшу оборудование, которое позволяет перегружать зерно с широкой колеи на узкую, наладил потоки украинского зерна в порты Щецин-Свиноуйсьце, а дальше оно кораблями последовало в страны Балтии. Соответственно и другие украинские бизнесы благодаря географическому положению Польши и ее инфраструктуре находили пути Балтийским морем к своим традиционным рынкам и открывали по суше новые: рынки Германии, Испании, Португалии. Однако со временем в польском обществе возросло недовольство из-за конкуренции с украинскими агропроизводителями, что привело к блокадам границ, политическому напряжению и внедрению временных запретов транзита и экспорта из Украины.
Несмотря на все события этой истории, продолжающейся с апреля 2023 года, шанс разрешить противоречия до сих пор сохраняется. Более того: председательство Польши в Совете ЕС открывает окно возможностей для переосмысления роли Украины в логистической системе Евросоюза. Действенными и прагматичными адвокатами возобновления и расширения торговых отношений с Украиной являются те польские бизнесы, которые родились или получили импульс развития именно благодаря резкому росту логистического и торгового взаимодействия между нашими странами в 2022 году.
На организованном Польско-Украинской Хозяйственной палатой XIII Fracht Intermodal Transport Forum (состоявшемся в Сопоте 26-27 марта) значительное внимание получила тема негативных последствий для польского бизнеса от сокращения объемов украинских грузопотоков. Польские компании, владеющие инфраструктурой и занимающиеся обработкой грузов, потеряли доходы, получаемые от украинских потоков, и осознали факт, что эти потери не компенсировались ни польскими, ни какими-либо другими грузами. Соответственно изменились содержание и тональность оценок влияния украинских грузов на экономику Польши. Глава Польско-Украинской Хозяйственной палаты Яцек Пехота артикулирует необходимость восстановления доверия к Польше как транзитной стране. А польские компании, которые обрабатывали украинские грузы и потеряли доход из-за ограничений, начинают артикулировать запросы к своему правительству по поводу устранения препятствий для транзита украинских грузов, ведь их возврат мог бы способствовать развитию и дополнительным возможностям.
Однако с повестки дня никуда не делась проблема польских фермеров, экономической конкуренции и социально-политических последствий, которые она влечет за собой. Польские фермеры, чье производство часто менее эффективно по сравнению с украинским из-за меньших масштабов и более высоких затрат, опасаются, что наплыв дешевой украинской сельхозпродукции — в частности зерна — вытеснит их с внутреннего рынка и снизит цены, подрывая их конкурентоспособность. Для польского правительства проблема имеет более широкий контекст: поддержка фермеров является не только экономическим, но и социальным приоритетом, ведь аграрный сектор обеспечивает занятость и стабильность сельских регионов. В то же время Польша стремится сохранить роль транзитного хаба, получая доходы от инфраструктуры, например железных дорог и портов. Это создает дилемму: разрешить транзит и рисковать недовольством фермеров или ограничивать его и дальше, теряя экономические выгоды.
Важно понимать, что из-за отсутствия современных инструментов отслеживания грузопотоков, польские чиновники и фермеры лишены возможности видеть более масштабную картину. С украинской стороны границы уже сформировался класс малых и средних аграрных производителей, не представляющих конкуренции польским фермерам, поскольку их деятельность ориентирована на прямые поставки к европейским потребителям. Эти хозяйства, адаптируясь к условиям войны, наладили собственные каналы сбыта в ЕС, найдя нишевых покупателей — переработчиков или конечных клиентов, которые ценят качественную продукцию. Благодаря небольшим масштабам производства они не создают избыточного предложения на польском рынке, а их экспорт через Польшу транзитный, а не локальный, что устраняет прямую угрозу для польских аграриев.
Этот класс производителей сформировался из необходимости выживания после полномасштабной войны, когда традиционные схемы сбыта агропродукции через крупных трейдеров и порты Черного моря стали недоступны. Малые и средние хозяйства, часто из западных регионов Украины, инвестировали в собственную логистику, например, в создание узкоколейных терминалов у границы, и научились самостоятельно заключать контракты с европейскими партнерами. Их продукция, например нишевые культуры или органические товары, отвечает специфическим потребностям рынка ЕС, а не массовому спросу, который могли бы перекрыть крупные украинские агрохолдинги, — этим они и принципиально отличаются от конкурентов, вызывающих беспокойство в Польше. Такая модель экспорта не вредит, а приносит пользу полякам: транзит этих грузов через польскую инфраструктуру – железные дороги и порты, как Щецин и Свиноуйсьце, – генерирует привлеченным предприятиям стабильный доход, не создавая рисков для местных фермеров. Эти хозяйства не "засоряют" польский рынок дешевой продукцией, а направляют ее дальше - в Испанию, Германию или страны Балтии - что делает их идеальными партнерами для транзитной роли Польши. Таким образом, они не только интегрируются в европейскую экономику, но и демонстрируют модель сотрудничества, выгодную обеим странам. Эта модель могла бы быть масштабирована (а объем грузов соответственно увеличен) при наличии у украинских фермеров понятной системы выхода на внешние рынки без посредников и перекупщиков.
Итак, сформирован благоприятный фон: Польша уже ощутила экономические потери от эмбарго на украинские грузы и готова искать компромисс, а с другой стороны, а Украина нуждается в стабильном транзите для экспорта и будущей интеграции в Европу. Главным препятствием является то, что Польша, как главные транзитные ворота, не имеет возможности предусматривать объемы и направления украинского экспорта.
Решение есть: прозрачное технологическое планирование. Возобновить взаимное доверие возможно путем перехода к ответственному раннему планированию логистики и торговли с использованием современных цифровых решений.
Это означает:
создание информационной среды, в которой можно планировать и согласовывать объемы производства, экспортные намерения и логистические возможности на год-два вперед;
внедрение цифрового приложения для украинских фермеров – удобного и понятного, как приложения для покупки билетов, которое поможет выходить на прямых потребителей их продукции в ЕС без посредников;
мониторинг инфраструктуры и грузопотоков в реальном времени для предотвращения шоков и перегрузок.
Такая система выгодна обеим сторонам: Польша получит контролируемые, прогнозируемые грузопотоки, защиту своих фермеров через регулирование происхождения продукции, а также дополнительный доход от обработки украинских грузов, а украинские производители смогут избежать зависимости от перекупщиков, найти новые рынки, выращивать нишевые культуры и продавать свои урожаи за рубежом и стать полноценными участниками европейской экономики.
Инфраструктурные предпосылки для этого уже есть. Часть украинских производителей уже интегрирована в европейскую экономику: они транспортируют грузы по польской железной дороге в порты на Балтийском море, имеют опыт, рынки сбыта и собственную инфраструктуру возле узкой колеи. Они не вернутся к старой модели, где доминируют трейдеры и посредники. Если возможность продавать продукцию через цифровое приложение, обходя трейдеров, получат все украинские фермеры, произойдут существенные изменения, которые повлияют на экономическую независимость, прибыльность и рыночные перспективы этого класса агропроизводителей.
Во-первых, фермеры смогут напрямую заключать контракты с европейскими покупателями или переработчиками, получая более высокую цену за свою продукцию, поскольку исчезнет посредническая маржа трейдеров, традиционно диктующих низкие закупочные цены. Цифровое приложение упростит процесс оформления экспортных операций и логистики — от планирования посевов до бронирования вагонов, что сейчас требует найма внешних специалистов, делая малых фермеров зависимыми от крупных игроков. Это позволит им самостоятельно контролировать всю цепочку продаж, повышая их доход. Во-вторых, доступ к цифровому инструменту расширит рынки сбыта: вместо ограниченного круга местных трейдеров, покупающих только массовые культуры (как кукуруза или пшеница), фермеры будут иметь связь с тысячами потенциальных покупателей в ЕС, готовых к нишевым или органическим продуктам. Они смогут гибко реагировать на спрос, выращивая то, что нужно конкретным клиентам, а не то, что навязывают перекупщики, что расширит номенклатуру их продукции и повысит ее добавленную стоимость. К примеру, вместо стандартного зерна они могут перейти на нишевые бобовые и зерновые культуры, которые ценятся в Европе. В-третьих, цифровое приложение сделает процесс прозрачным и предсказуемым: фермеры будут знать заранее, сколько и кому они продадут, что позволит планировать посевы и логистику на год вперед, избегая простоев или потерь. Это уменьшит их уязвимость к колебаниям цен, которые трейдеры часто используют в свою пользу, позволит продавать свои урожаи по форвардным контрактам, строить долгосрочные отношения с покупателями, получить больше свободы в выборе стратегии и избавиться от зависимости от посредников, что кардинально изменит их роль в аграрном секторе Украины.
Время действовать – сейчас. Польша до 1 июля будет председательствовать в Совете ЕС. Это – окно возможностей, чтобы поднять на повестку дня вопросы интеграции украинской логистики в европейскую систему и сделать это на основе новых цифровых технологий.
Необходимо:
Создать межгосударственную рабочую группу;
Принять методологию прохождения границы украинских аграрных грузов;
построить прозрачную систему администрирования и планирования логистики;
Актуализировать данные о предприятиях, объемах производства, регионах и логистических возможностях;
Использовать уже существующие ІТ-решения для запуска системы планирования экспорта.
Интеграция Украины в европейскую логистическую систему уже началась. Она должна проходить через совместное планирование, прозрачность и технологическую открытость, и Польша может стать нашим надежным союзником. Для этого следует начать с конкретных решений – в формате цифрового прорыва в аграрной логистике.