Затерянные между границами: как Украине вернуть своих граждан
Евгений Кириченко, основатель международной компании по трудоустройству Gremi Personal
В мае–июне 2025 года Аналитический центр Gremi Personal провел собственное социологическое исследование среди граждан Украины, проживающих в Польше, чтобы выяснить, насколько украинцы ощущают себя интегрированными в польское общество. Результаты показали, что, несмотря на годы жизни за рубежом, многие украинцы до сих пор не чувствуют себя "своими" в Польше и рассматривают возвращение на родину как реальную возможность. Правда, при наличии базовых гарантий: безопасности, работы, жилья и предсказуемой государственной политики. Именно при таких условиях планируют вернуться в Украину 17,9% опрошенных временных беженцев.
Среди основных причин, побуждающих украинцев вернуться домой, не отсутствие документов или незнание языка, а недостаток ощущения принятия со стороны общества. 69% респондентов сталкивались с негативным отношением со стороны поляков, у 50% — до сих пор почти нет неформального общения с поляками вне работы.
При этом, по словам самих украинцев, негатив по отношению к ним усилился во время предвыборных кампаний и на фоне экономической нестабильности — когда именно иностранцы, в частности украинцы, становились удобными "виноватыми" за снижение зарплат, очереди к врачам и конкуренцию за социальные ресурсы.
В результате временные украинские беженцы оказались в ситуации двойной реальности: с одной стороны — экономическая стабильность, с другой — отсутствие ощущения долгосрочной перспективы и эмоциональной безопасности, что подталкивает их к поиску возможностей возвращения домой.
Но возникает вопрос: как организовать возвращение украинцев из-за границы? И есть ли у Украины государственная стратегия, способная обеспечить репатриацию своих граждан?
Международная практика
Почему важно говорить о стратегии? Опыт других стран показывает: когда речь идет о массовом возвращении мигрантов из-за рубежа, действительно эффективными оказываются не разовые акции или частные инициативы, а именно комплексные государственные стратегии.
Возьмем, к примеру, Италию. Чтобы поощрить своих граждан, проживших за границей минимум два года, вернуться, государство снизило для них подоходный налог на пять лет, а для преподавателей и ученых продлило льготы до 13 лет. В результате, с 2015 по 2021 год программой воспользовались около 24,5 тыс. репатриантов, из которых 1,2 тыс. — это ученые и преподаватели.
В Испании действовало сразу несколько уровней программ по возвращению эмигрантов. В частности, государство предлагало социальное страхование тем, кто возвращался на родину без достаточного трудового стажа, полученного за границей. Также предлагались гранты на открытие собственного бизнеса и сопровождение по обучению управлению компанией. А для специалистов до 36 лет — компенсации на переезд и трудоустройство.
Стоит также упомянуть Израиль, где закон о возвращении действует с прошлого века. Он предоставляет право на израильское гражданство всем евреям и их потомкам без дополнительных условий. Кроме того, государство предложило репатриантам ряд социальных гарантий — льготный налоговый и социальный статус, специальные программы для ученых, предпринимателей и их семей, включая гранты и курсы иврита. Помимо этого, сеть Israel House до сих пор консультирует желающих по вопросам трудоустройства, жилья, образования и открытия бизнеса через десятки глобальных центров.
Благодаря такой государственной политике ежегодно в Израиль дополнительно возвращаются тысячи высококвалифицированных израильтян — ученых, специалистов в IT и других сферах.
Варианты действий для Украины
Что из этого опыта могла бы применить Украина? Безусловно, сделать акцент на стимулах: как показывает практика, налоговые льготы и единовременные гранты позволяют странам вернуть своих специалистов и предпринимателей.
Тем более, что в случае с украинскими временными мигрантами речь идет не о людях без перспектив, а о профессионалах с опытом работы за границей — они знакомы с европейскими стандартами, имеют деловые связи и новые навыки. Этот опыт — настоящий капитал, который вернется в Украину вместе с ними и поможет в послевоенном восстановлении страны.
Также крайне важно обеспечить гражданам, желающим вернуться, помощь с документами, жильем и трудоустройством. Закрытие этих базовых потребностей значительно повышает вероятность возвращения.
Сохранить квалифицированные кадры поможет и уже принятое в Украине разрешение на множественное гражданство. Многие украинцы, даже получив гражданство других стран, не хотят терять связь с родиной и планируют вести бизнес сразу в нескольких государствах.
И самое главное — необходима постоянная коммуникация с диаспорой. Не на уровне отдельных активистов или волонтеров, а на уровне государства. Пусть это будут официальные хабы наподобие Israel House, общественные или культурные центры. Не столь важно, как они будут называться. Важно, чтобы они усиливали доверие и обеспечивали информационную доступность для временных беженцев, а не стали очередным популистским проектом. Чтобы диаспора услышала, что именно ей предлагает Украина и почувствовала, что она действительно нужна своей стране.