Колонки

Детенизация частного капитала - (не) новые тренды

Игорь Олехов, партнер, CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang

            28 апреля 2020 вступает в силу новый Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее - «AML-Закон»). Основной концепцией AML-закона является консолидация усилий, повышение согласованности и качества работы субъектов финансового мониторинга в борьбе с отмыванием средств, оффшорными структурами и избежанием налогообложения. Механизмы, которые внедряются AML-законом, являются в том числе продолжением широких налоговых нововведений, предусмотренных законопроектом №1210 («Налоговый закон»), который был проголосован Верховной Радой Украины еще в январе 2020 года, однако так и не подписан Президентом.

            Проанализировав AML-закон и Налоговый закон через призму их влияния на частных лиц и их капитал, мы установили схожие тенденции и ожидаем, что в будущем они найдут отражение и в других законодательных актах. Ниже приведены наши наблюдения и рекомендации, которые помогут бизнесу и другим владельцам капитала подготовиться к сегодняшним и будущим изменениям.

  1. Всесторонее изучение клиента

            AML-закон предусматривает многочисленные меры направленные на детальное изучение клиента, его структуры, бизнес-деятельности и финансовых операций.

            Среди основных изменений предусмотренных AML-законом мы бы хотели выделить следующие:

            С другой стороны, нововведения Налогового закона также предусматривают новые требования всестороннего раскрытия информации украинскими резидентами перед налоговыми органами. Так, в частности, вводится режим налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), в рамках которого украинские бенефициарные собственники будут должны отчитаться перед налоговыми органами о наличии подконтрольных им компаний за рубежом. В контексте такой отчетности будет необходимо, между прочим, раскрыть информацию о структуре собственности / контроле в своих бизнес-группах.

            Таким образом, Украина очевидно движется в направлении всестороннего раскрытия информации в финансовой и налоговой сферах, которые уже практически стали реальностью во многих юрисдикциях мира. Соответственно, мы также ожидаем развитие направления внешних проверок клиента и аналитической деятельности с целью подтверждения СПФМ предоставленной клиентом информации в отношении бизнеса, структуры, бенефициаров, уплаты налогов и т.д.

  1. Объединение усилий и обмен информацией

            Другим трендом является внедрение механизмов обмена информацией о клиентах на национальном и международном уровнях. Обмен информацией будет работать как для мер, направленных на борьбу с отмыванием средств, так и для налоговых целей.

            На национальном уровне, AML-закон внедряет возможность для СПФМ обмениваться информацией, полученной ими в процессе осуществления процедуры «знай своего клиента» (KYC). Также возможность обмена предполагается и в отношении информации об отказе клиенту в установлении деловых связей, открытии счетов или проведении финансовой операции. Это означает, что разовое попадание в список «нарушителей» может значительно повлиять на дальнейшую репутацию клиента среди СПФМ.

            На международном уровне, AML-закон устанавливает возможность международного сотрудничества в отдельных случаях, что на практике не всегда является эффективным средством борьбы с финансовыми преступлениями. Дополнительно появилось обязательство СПФМ мониторить отсутствие связей клиентов и их капитала с терроризмом и его финансированием. Основными доказательствами, которые могут свидетельствовать о такой связи являются резолюции Совета Безопасности ООН, решения других государств и судов.

            С другой стороны, примером эффективного международного обмена информацией является сотрудничество в рамках единых стандартов отчетности известных как CRS, которые предусматривают автоматический обмен между юрисдикциями информацией о счетах клиентов в финучреждениях с целью использования такой информации для налогового контроля. Сейчас Украина еще не является полноценным участником такого сотрудничества, однако процесс направленный на присоединение уже начат принятием Налогового закона, который вносит необходимые изменения в национальное законодательство относительно отчетности финучереждениями о подотчетных счетах. Следующие шаги предусматривают присоединение Украины к международным инструментам, которые предоставят зеленый свет обмену собранной информацией.

            Таким образом, мир и Украина демонстрируют заметную тенденцию, в которой СПФМ и, в частности, финучереждения становятся едва ли не ключевыми агентами в борьбе за прозрачность ведения бизнеса и налогообложения. Финучреждения уполномочены не только собирать широкий срез информации о своих клиентах, но также анализировать ее, делать выводы, отчитываться о ней в государственные органы, обмениваться между собой.

            На сегодня финучереждения обладают огромным массивом информации. Налаживание национального и международного обмена позволит государствам и их налоговым органам иметь доступ к такой информации и использовать ее в том числе в правоохранительных и фискальных целях. При таких условиях, возможностей спрятаться за ширмой «банковской тайны» становится все меньше.

            Для минимизации потенциальных рисков и негативного влияния на бизнес, рекомендуем владельцам частного капитала готовиться к новым реалиям. В частности, максимально упростить корпоративные структуры, проработать бизнес модели, подготовиться к проверкам со стороны СПФМ и быть готовыми предоставить объяснения, а иногда и подтверждающие документы как в части источников происхождения капитала, так и в части соблюдения требований по его налогообложению.

 

Реклама
Реклама

ПОСЛЕДНЕЕ