После Меркель: чего ожидать Украине от новой коалиции в Германии
Мария Владимирова, помощница спикера по вопросам внешней политики партии "Союз90/Зеленые".
Выборы 2021 года в Германии отметили завершение эпохи. Сегодня многое указывает на полную перестановку политических сил в правительстве. Так, христианские демократы могут оказаться в оппозиции впервые за 16 лет с исторически низким показателем поддержки избирателей. Их место в правительстве стремятся занять социал-демократы во главе с канцлером Олафом Шольцем. Впрочем, это удастся только при заключении трехпартийной коалиции с Союзом 90/Зелеными и "Свободными демократами" – так называемый "светофор".
В последние 7 лет Германия стала выступала надежным, но трудным партнером Украины в Европе. В 2014 году канцлер Ангела Меркель решительно отреагировала на аннексию Крыма и военные действия на Донбасса, обвинив Кремль в подрыве международной стабильности. Канцлер последовательно поддерживала режим санкций ЕС против России. Впрочем, это не помешало ее правительству воплотить проект "Северного потока - 2" к неудовлетворению не только украинских, но и многих европейских партнеров. Постепенное смягчение риторики немецкого правительства в отношении Кремля только усугубило разочарование на Банковой: например, ее недавнее предложение организовать саммит "Россия – ЕС" было считано как излишне доброжелательное по отношению к агрессору. Так что прощание с Меркель не станет таким уж сложным для Киева.
Однако, есть ли сегодня основания полагать, что правительство "светофора" стагнет тем партнером, который так нужен Украине в Европе? А главное, каким образом может Банковая расставить приоритеты в своих отношениях с ведущими политическими силами, чтобы способствовать укреплению позиций во внешнеполитической повестке Берлина?
Предварительное соглашение “светофора”: сильный ЕС, но не Европа?
После двух недель предварительных переговоров, 15 октября, возможные партнеры по правительству представили их первые согласованные позиции. Этот документ - лишь начало: он включил только те темы, предварительное согласие по которым было необходимо для перехода к коалиционным переговорам. Однако, в духе немецкого политического прагматизма, эти позиции – та основа, к которой партии будут обращаться снова и снова при неизбежных противоречиях в построении правительства. А значит, к представленым тезисам уже сейчас стоит отнестись внимательно. Тем более, что на сегодня "светофор" кажется фактически единственной возможной коалицией.
Внешнеполитическая повестка не звучала громко на выборах 2021 года. Это отразилось и в соглашении: документ состоит из десяти тематических разделов, из них лишь последний - о внешней политике. Партии едины в том, что Германия должна стать более видимым и ответственным актором в международных отношениях. При этом немецкие интересы неотделимы от интересов объедененной Европы.
Таким образом, главный приоритет для "светофора" – единство и устойчивость внутри Европейского союза, совместное экономическое развитие и реализация задач "Зеленого пакта". Первоочередным для активной европейской политики должно стать немецко-французкое лидерство, а так же механизм Веймарского треугольника с привлечением Польши – эта цель скорее долгосрочная, учитывая нынешние напряженные отношения польского правительства с ЕС.
В то же время, сотрудничество со странами Восточного партнерства, или тем более Украиной, как приоритетным партнером, к разочарованию Киева, пока что осталось за скобками: Германия "светофора" открыта к сотрудничеству со всеми, кто разделяет демократические ценности. Кроме того, тезис о рестриктивной политике экспорта вооружений дает основания полагать, что сотрудничество в сфере безопасности и далее обойдется без поставок немецкого вооружения украинским военным. Впрочем, не без позитивных сигналов: в последнем абзаце соглашения партнеры дают понять, что для нового правительства применение третьего энергопакета ЕС по отношению к проекту "Северный поток – 2" – вопрос решенный.
Украинская повестка: реалистичные ожидания и возможности влияния
Канцлер "светофора" Шольц – это канцлер без геополитического портрета. Он будет ограничен двумя исходными позициями. Во-первых, это историческая традиция "новой восточной политики" Брандта на сближение с Россией. Хотя, видение Восточной Европы сквозь призму отношений с Россией - это в некотором смысле общий знаменатель для многих немецких политиков независимо от партийной пренадлежности. Во-вторых, Шольц будет во многом ориентироваться на недавний опыт "большой коалиции", где социал-демократы возглавляли Министерство иностранных дел. В частности, они запомнились Украине печально известной "формулой" Штайнмаера. Также большинство партии некритично поддерживает "Северный поток – 2".
Таким образом, политическое лидерство социал-демократов, существенно сужает возможности для продвижения амбициозной повестки Банковой, вроде приверженности Берлина целям украинской евроатлантической интеграции или усиленного сотрудничества в сфере безопасности.
Некоторые возможности для влияния остаются в двухстороннем сотрудничестве с "младшими" партнерами по коалиции – Зелеными и "Свободными демократами". Обе партии однозначно поддерживают политику санкций ЕС. Так же они выступают за активную роль Германии в "нормандском формате" и возможное усиление крымского направления в мирном урегулировании. Еще одна общая позиция: для Украины, как и других демократий Восточного партнерства, дверь в ЕС остается открытой. Тем не менее, что касается НАТО, обе партии решительно отвергают такую возможность в краткосрочной перспективе.
Особо близким партнером Украины в новом правительстве могут стать именно Зеленые. Партия известна последовательной жесткой критикой авторитарного режима Путина и явно негативной позицией по отношению к "Северному потоку – 2". Лидер партии Роберт Хабек во время своего предвыборного визита в Украину упомянул допустимость поставок оружия для защиты Украиной своего суверенитета, и пока его собственная партия отнеслась к такой откровенности напряженно, "умы и сердца" либеральных украинских политиков и экспертов остались с Зелеными. Вот почему исторический успех Зеленых на выборах в Бундестаг и их вероятное участие в правительстве некоторые охарактеризовали как, возможно, самую важную возможность для внешней политики Украины.
В ходе коалиционных переговоров Банковой следует откалибрировать свои приоритеты для сотрудничества со "светофором" по остальным пунктам. Например, отделить евроинтеграционную повестку от евроатлантической. Или в беседе о будущем украинской энергетической безопасности в диалоге с Зелеными акцентировать украинскую роль в "Зеленом пакте", а с либералами – новые возможности для немецкого бизнеса в энергитическом сотрудничестве.
Сегодня важно сосредоточиться на реалистичном и достижимом минимуме, понятном уже из предварительного соглашения. Во-первых, закрепить статус стратегического партнера за Украиной в коалиционном соглашении. Во-вторых, добиться однозначной привязки условий работы "Северного потока – 2" к требованиям Третьего энергопакета ЕС. В-третьих, новое правительство предоставляет отличный повод начать работу по восстановлению формата двусторонних консультаций во главе с президентом Украины и Федеральным канцлером Федеративной Республики Германия.
Сотрудничество со "светофором" может стать уникальным шансом для Украины. Главное, найти возможность коммуникации украинских интересов как взаимных – в тонкой сонастройке с немецким политическим "цветовым" спектром.