Колонки

Книгоиздание – интеллектуальный базис креативных индустрий

Виктор Круглов, издатель, генеральный директор издательства "Ранок"

 

Нынешний год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом креативной экономики и устойчивого развития. Среди украинских экспертов в области культуры, бизнеса и представителей власти креативные индустрии также стали одной из популярных тем для обсуждения. Недавно в поддержку национальных креативных индустрий Министерство культуры и информационной политики Украины создало Совет по развитию креативной экономики. Долгожданное представителями КИ решение было продиктовано нелестной статистикой по поводу убытков, понесенных операторами рынка за период пандемии.

Между тем за последнее десятилетие креативность стала ключевым фактором развития экономики и общества многих стран мира. В развитых странах темпы развития отрасли значительно выше, чем в традиционной промышленности. Даже во время экономического спада за период прошлого года объем мирового креативного сектора вырос на 14%. До начала пандемии активность креативных индустрий Украины по темпам развития не уступала активности КИ развитых стран мира. Но за период прошлого года в большинстве секторов креативной экономики нашей страны было зафиксировано падение НДС, что указывает на снижение объема реализации товаров и услуг. Кое-где указатели достигали 50% регресса по сравнению с 2019 годом. В основном в условиях карантина пострадали: театральная и концертная деятельность, функционирование музеев, книгоиздание и деятельность книжных магазинов.

Согласно аналитике сети "Книголенд", за прошлый год в Украине закрылось 48 книжных магазинов. Самая распространенная причина – высокая арендная плата. Сейчас на 40-миллионную страну есть только 200 книжных магазинов. Для сравнения: в Германии один книжный магазин приходится на 15 тыс. жителей, в Польше и Дании — на 12 тыс., в Нидерландах — на 10 тыс., в Финляндии — на 7 тыс. В этом году банкротства книжных магазинов и закрытие библиотек продолжаются. Без них впоследствии перестанут существовать и издательства, для которых книжные магазины являются природной средой распространения книг.

Замечу, что книгоиздание является интеллектуальным базисом развития всех направлений креативных индустрий, их движущей силой, а еще мощным интеллектуальным капиталом. Об этом хорошо знают в Великобритании. Книжный бизнес этой страны считается одним из самых технологичных в мире. В этой стране ежегодно выходит несколько сотен тысяч книг. Это обеспечивает высокую плотность новинок на душу населения в мировом рейтинге. Книгоиздание – одна из крупнейших отраслей Великобритании с высокими показателями по годовому обороту и количеству занятых работников. Именно поэтому Британия является флагманом мирового книгоиздательского рынка и формирует тренды и тенденции.

В целом, за последние несколько лет, мировое книгоиздание приобрело поразительные преобразования. Технологии стали ключевым фактором изменений и дали стимул для дальнейшей трансформации индустрии. Книги расширили свои традиционные форматы и ворвались в аудио и виртуальное пространство, завоевали Интернет и создали новые тренды, в том числе в социальных сетях. Речь идет о возникновении Book-Talk в TikTok и Youtube. Более того, следует лишь какой-нибудь книжной вселенной обрести массовую известность, рано или поздно в ее основу ложатся киноленты, компьютерные игры и даже спектакли, сотни фанфиков, песен, а также подробная энциклопедия, объясняющая уклад вымышленного мира. Как это произошло с незабываемым "Властелином колец".

Вспомните, как в конце 90-х годов началась мировая экспансия "корейской волны"? Тогда власти Южной Кореи положили начало мощному правительственному "Агентству креативного контента". Благодаря активности агентства понятие "корейская волна" очень быстро переросло в глобальную субкультуру, включающую южнокорейские компьютерные игры, городскую моду, современную литературу и детскую анимацию. С начала культурной экспансии страна сделала ставку на свою уникальную культуру как предмет экспорта и благодаря этому успешно завоевала внимание миллионов читателей корейских бестселлеров, зрителей телесериалов – дорам и слушателей музыки в стиле K-pop.

Вообще, без книгоиздания невозможно продвижение креативной экономики и человеческого капитала. Без книги не будет образования, не будут развиваться наука и технологии, экономическое положение страны никогда не улучшится. Именно поэтому правительства большинства развитых стран внедряют специальные программы поддержки отрасли. В результате, за 2020 год количество читающих людей возросло в странах ЕС, Великобритании, США и Японии. В Украине же согласно прошлогоднему опросу опросом компании Research & Branding Group 57% украинцев вообще не читают книг. При отсутствии специальных государственных программ, направленных на поддержку, развитие отрасли, популяризацию чтения в обществе, украинское книгоиздание погибнет.

Подытоживая вышеуказанное процитирую заместителя министра культуры и информационной политики Ларису Петасюк: "Нашему государству следует объединить историческую склонность украинцев к творчеству в его любых проявлениях с глобальным трендом "креативизации" будущего...",- и добавлю, но при этом следует использовать успешные примеры зарубежного опыта.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ