Колонки

Краматорский кейс. Как трансформировать украинские университеты до модели "3.0"

Эдуард Мкртчан, предприниматель, экономический эксперт, глава благотворительного фонда

 

После двух лет пандемии мир по-новому фокусирует ценности университетского потенциала. Система высшего образования быстрее других сориентировалась в COVID-реалиях. И раньше других предложила обществу антикризисные алгоритмы. Многие научные и студенческие платформы стали центрами анализа государственных политик и стратегий.

Результат – исследовательские программы и прикладные разработки, направленные на "купирование" вируса. Наиболее заметный маркер – название известной вакцины, созвучное с брендом британского университета.

Ведущие мировые университеты еще до пандемии начали трансформацию от стремительно устаревшего научно-исследовательского центра к модели "3.0". Ее суть – усиление образовательной и научной деятельности миссией инновационного развития территорий. Эта миссия – исторически естественна для классических университетов. В тех же Киево-Могилянской и Острожской академиях, формировавших украинские элиты, инициировали книгопечатание и определяли национальное сознание.

Ответственное лидерство стимулируют инновационные вызовы. Скажем, в Финляндии в 2007 году за университетами законодательно закрепили функции инновационного развития территорий. Яркий пример – провинциальный городок Йоэнсуу, ставший технопарком и центром технологических исследований.

Такая роль предполагает влияние на экономику, качество человеческого капитала и инновационный потенциал громады. Она заставляет университеты дрейфовать с периферии в эпицентр общественных процессов.

В Европе стираются грани между академическими и прикладными знаниями. Инновационные центры перемещаются в университетские стены. Студентов не просто насыщают базовыми знаниями. Их учат разрабатывать технологии, формируя у них предпринимательский дух.

В это же время в Украине проявилась консервативность национальной образовательной системы. Она не продемонстрировала лидерство в развитии страны или отдельных регионов. В том числе, в Донецкой и Луганской областях, где вызовы пандемии обострены фактором войны и оккупации.

Более того, в этом регионе наблюдаем кризисные явления, связанные с передислокацией на контролируемую Украиной территорию 10 университетов из Донеччины и семи – из Луганщины. Они могли дать импульс местным громадам, но пока стали кандалами для их бюджетов. Те же Донецкий медицинский и Донецкая национальная академия строительства и архитектуры, переехавшие в Краматорск в начале войны, вышли на конструктивный диалог с мэрией лишь после ее перезагрузки в 2020-м. А до этого – боролись за существование, доказывая право на жизнь.  

Важным маркером, который подчеркивает понимание нынешних краматорских властей ценности развития системы высшего образования, стало предложение городского головы Александра Гончаренко обустроить Донецкий медуниверситет в корпусах одного из местных предприятий. Уже представлена визуализация проекта. Безусловно, путь от идеи до реализации потребует немало времени. Но первый шаг в кейсе сделан.

В перспективе же одной из граней позиционирования Краматорска может быть статус университетского хаба в медицине и строительстве. Здесь есть условия для старта – институции, начальный кадровый потенциал, поколение студентов с новым мышлением. А главное – колоссальная потребность региона в инновациях. 

Украине еще не поздно сделать ставку на тренд "ответственных университетов". Эта задача особенно актуальна для Донеччины и Луганщины. Региону предстоит отвечать на экономические, экологические, инфраструктурные вызовы. Недостаточно констатировать внешние изменения. Важно их прогнозировать, предлагая прикладные решения. Эта миссия – для сильных университетов, способных к трансформации.

Ответственное лидерство – удел ответственных игроков. В случае с переселенными ВУЗами нужно просчитывать варианты объединения. Это – условие конкурентности. К примеру, Луганский национальный аграрный университет разорван между Славянском, Константиновкой и Старобельском.

Украине важно увидеть в системе университетов инструменты для движения вперед. Это – стратегический неиспользованный ресурс. Нам нужны решения, упреждающие стагнацию, деиндустриализацию и безработицу. Университетский потенциал способен сыграть в этом определяющую роль. Его нужно рассматривать шире, чем программы обучения, профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Преобразование в университет третьего уровня требует фокусирования на своих площадках интересов общества, бизнеса и власти. Это даст право претендовать на формирование региональных стратегий и экономических моделей. Усилив в перспективе самодостаточность учебного заведения и кадровый потенциал громад.

Инновации стимулируют привлекать конкурентные кадры. Выходить за привычный рынок абитуриентов, студентов и преподавателей, находя таланты в других регионах или странах. Это – инвестиции в кадровую капитализацию и конкурентность громад.

Ответственное лидерство – это магнит, притягивающий талантливых выпускников. И это – мотиватор к их дальнейшей работе в интересах местных громад. Который обеспечит инновационное развитие региона, экспертное сопровождение самоуправления, капитализацию территории.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ