Колонки

Краматорск как education-hub. Проекция катарских инноваций

Эдуард Мкртчан, предприниматель, экономический эксперт, глава благотворительного фонда

Региональные образовательные хабы – мировой тренд высшего образования. В их основе – синергия локальных и международных субъектов – университетов, ученых, студентов.

Крупнейшие мировые education-hubs – Катар, ОАЭ, Гонконг... У каждого – своя стратегия развития. К примеру, Катарский фонд образования, науки и общественного развития оплачивает все расходы международным филиалам и своему Университету Хамада бин Халифа. А также – затраты на исследовательские программы.

В ОАЭ филиалам мировых университетов предоставляют инновационную инфраструктуру. Гонконг фокусируется на стипендиатских программах и привлечении талантливых студентов.

Безусловно, эти примеры пока для Украины неподъемны. Но в мире существует и приемлемый для нас опыт. Скажем, в "West HUB" в Атырау (Казахстан) объединили Университет нефти и газа, Госуниверситет и Высший колледж APEC PetroTechnic.

Первичная их задача – формирование комплексной программы развития нефтегазовой отрасли региона. Следующий шаг – продвижение глобального проекта – "Казахстан как международный образовательный хаб".

Этот вектор – перспективный для Украины и отдельных ее регионов. Поскольку повышает качество образования по всей цепочке – от школ до университетов. Важный аспект – профориентация и селекция наиболее сильных абитуриентов.

При правильном воплощении эта идея стимулирует социально-экономическую активность и развитие региона. Это особенно актуальная задача для Донеччины и Луганщины, приближенным к линии разграничения.

На этой территории существует два направления, которые будут активно развиваться ближайшие годы. Это – медицина и строительство.

Первая стратегическая линия – актуальна с учетом потери больницы в Донецке и строительства новой – в Краматорске. Вторая – неизбежна, поскольку после деоккупации регион станет крупнейшей строительной площадкой Восточной Европы. Долгие годы там будут нуждаться в технических реновациях и классных специалистах. 

Ставка на образовательный хаб, к примеру, в Краматорске оживит оба стратегических вектора. И со временем нынешние болевые очаги могут трансформироваться в точки роста.

Фундаментом регионального "узла знаний" вижу научно-исследовательский потенциал двух университетов – ДНМУ и ДонНАСА. Они перебрались в Краматорск из Донецка и Макеевки.

Каждое направление может стать основой для обустройства отдельного регионального кластера. В первом случае – медицинского, с университетской клиникой на основе многопрофильной больницы, которую построят в Краматорске. В перспективе она может стать университетской клиникой.

В городе учатся около 1200 студентов-медиков. Сюда переехал и закрывшийся в Кропивницком филиал, в том числе, международный факультет. Это – солидный потенциал для роста.

Важно выстроить системные коммуникации в треугольнике: регион-медучреждения-университет. Определить ответственность каждой стороны. Это будет мотивировать студентов и действующих медиков повышать квалификацию, что в перспективе обеспечит достойный уровень здравоохранения. 

Кроме того, курс на образовательный хаб нацелит местную и региональную власть на создание инноваций для жизни. Для Краматорска актуальны студенческий кампус, жилищные комплексы для преподавателей, корпуса и лаборатории для исследований.

Эти опции со временем станут уникальным конкурентным преимуществом для привлечения в проблемный регион талантливых абитуриентов, в том числе иностранных, а также – перспективных преподавателей.

Второй вектор образовательного хаба – строительство. Его базис – Донбасская национальная академия строительства и архитектуры. Там обучается около тысячи студентов. В ее состав уже включен Дружковский строительный колледж. Если присоединить профильное училище, то получаем цепочку сквозного образования: ПТУ-колледж-вуз.  Это согласуется с форматом успешного кейса в Атырау.

В регионе даже в условиях невысоких темпов строительства – колоссальный дефицит строительных кадров. Сталкиваюсь с этим лично, занимаясь несколькими инвестпроектами. Не хватает инженеров, проектантов, квалифицированных рабочих. Когда начнется активное восстановление опустошенных войной территорий, будет еще сложней.

Миссия региона и ДонНАСА – готовить кадры и нарабатывать технологии для строительного бума. Привлекая в университет таланты и шлифуя их профессиональные грани. Важно мотивировать студентов к росту еще в учебных аудиториях и научных лабораториях.

Ключевое условие – внедрение практико-ориентированного обучения. С обязательным включением учебной, производственной и преддипломной практик студентов в партнерских компаниях, а также – возможным трудоустройством. Это повысит качество образования, усилив синергию местных громад, бизнеса и учебных заведений.

Уровень трудоустройства выпускников является критерием эффективности любого учебного заведения. На этапе разработки образовательных программ важно просчитывать кадровые потребности бизнеса. Для этого необходимо усиливать коммуникацию университетов с индустриями.

Для региона наличие талантливых студентов-строителей – уникальная возможность освежить их идеями консервативную реальность. Участие молодых архитекторов в проектировании общественных пространств Донецкой и Луганской областей изменит визуальную картинку и ускорит возрождение территорий.  

Новации в образовании на региональном уровне позволят насытить рынок качественной рабочей силой и создать кадровый ресурс для системы самоуправления.

Но главное – это изменит восприятие Донецкого региона как бесперспективного, остановив вымывание молодежи. И – создаст новую мотивацию для развития территориальных громад.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ