Колонки

Риски рестарта. Восстанавливая Харьков и Краматорск, не нужно проектировать там "Париж" или "Манхэттен"

Эдуард Мкртчан, боец спецподразделения МВД, инвестиционный эксперт

 

Война заставляет думать быстрее, ломает старые представления и создает новую реальность. Убедился в этом лично, анализируя инвестиционный кейс моей команды до начала агрессии РФ и глядя на него сегодня. Мы тщательно его готовили.  Для этого изучили десятки успешных инновационных проектов. Таких как – лондонский финансовый центр Кенери-Уорф на месте заброшенного порта Docklands. Или – "West HUB" в Атыртау, где на базе трех обычных заведений создали ядро ​​глобального проекта "Казахстан – международный образовательный хаб".

Планировали проект как точку роста Донетчины. Это – принципиально, поскольку область имеет колоссальный неиспользованный потенциал. В конце концов определились с инвестициями в городской микрорайон, уникальный для Краматорска и в целом – региона. Команда киевских архитекторов проектировала его по европейским стандартам зонирования. Речь идет о требованиях безопасности и инфраструктуры, озеленения, пространства без машин, доступности для всех горожан…

Ничего подобного в регионе не строили. В обществе не было соответствующего запроса. А мы стремились его сформировать. Создав магнит для новых ценностей развития агломерации. Чтобы усилить социальный вес проекта, отработали с городскими властями и международными партнерами механизмы льготного предоставления квартир специалистам, которых нужно привлечь из других регионов.

Самым сложным для архитекторов оказалось "вписать" инновационный концепт в рамки постсоветской урбанистики и бюрократии. Речь идет об устоявшихся догмах, нормативке и коррупции... Команда справилась и началось строительство. Мы просчитывали риски войны. Но желание создать символ перемен было выше. Всё, к сожалению, остановила война.

…Сегодня я – боец ​​спецподразделения МВД. Часто нахожусь на территориях, уничтоженных врагом. Примеряю краматорский кейс к реалиям Харькова, Бахмута или Славянска. И понимаю, что после победы общество станет восприимчивей к инновациям. В том числе в градостроительстве. Война стирает консервативные шлейфы постсоветской урбанистики.

Попытки реставрировать советское наследие – крупнейшая из возможных градостроительных ошибок, которую нужно избежать. Мы должны сохранить дух наших героических городов: их исторические центры и знаковые здания. В том числе, ставшие местом силы во время войны. Среди них – мариупольская "Азовсталь" или северодонецкий "Азот". Но стратегически следует ориентироваться на европейские стандарты и требования градостроительства.

Уверен, в обществе усиливается запрос на инновационное восстановление территорий. Прямо со старта, когда начнут отлаживать системы жизнедеятельности освобожденных громад. Поэтому даже временные административные и жилые постройки должны быть энергоэффективными, качественными и с продуманной логистикой.

При восстановлении крупных агломераций – Мариуполя, Харькова, Северодонецка инновационный маркер станет доминантой. Речь идет о зонировании, энергоэффективности жилого сектора и муниципальных зданий, экологичности и оптимальной сети общественного транспорта. К примеру, в городах следует определить приоритет электробусов, а на некоторых внутренних и международных направлениях – скоростной железной дороги.

Так защитим экологию и сэкономим на чрезмерной инфраструктуре, например, восстановлении и содержании некоторых аэропортов. Это оправдано. Ведь в мире железную дорогу рассматривают как альтернативу авиации. Известно, что в июне в Лионе участники Общества европейских железных дорог обсуждали концепт новой скоростной сети, соединяющей европейские города. Чтобы у Украины был шанс на совместные транспортные коммуникации с ЕС, нужно уже сейчас планировать переход на евроколею.

 Важно избежать распространенной градостроительной ошибки – так называемой "copy paste architecture". Это явление происходит из Китая, где в 2000-х массово копировали мировые архитектурные стили. Так в Сунцзяне построили британский район "Thames Town" с муляжами телефонных будок, в Ханчжоу – бутафорскую Венецию и "Маленький Париж" с репликой Эйфелевой башни. Но они не стали ни туристическими Мекками, ни просто успешными проектами. Максимум – локациями свадебных фотографов. За 10 лет в "Маленьком Париже", рассчитанном на 100 тысяч человек, поселились менее 30 тысяч. Олицетворением "copy paste architecture" считают Тяньцзинь, где вместо копии Манхэттена с 60 небоскребами создали город-призрак. В конце концов, в 2020 году в КНР официально запретили "copy paste architecture".

Допускаю, что после победы украинские девелоперы будут прибегать к калькированию европейских или американских стилей и созданию реплик известных районов. Или – под видом "европейской застройки" будут продвигать типовые проекты, обрамленные мировыми архитектурными символами. Этого не стоит делать даже в знак благодарности международным партнерам, или, если инвесторами восстановления будут граждане или правительства определенных стран.

Для нас принципиальны ценности европейского градостроительства, а не форма или стиль. Именно они приближают Украину к реальной евроинтеграции, а впоследствии – к членству в ЕС. Важно оставаться субъектом в восстановлении собственной страны. Поэтому все процессы должны осуществляться в интересах Украины, а не доноров.

Краеугольный технологический камень восстановления – стандарты и ценности европейской урбанистики, системное внедрение энергоэффективности и SMART-технологий. Война – страшное испытание. Но Украина способна победить и выйти на старт технологического скачка.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ