Колонки

Кто решится удалить советскую опухоль из системы спорта Украины?

Александр Ларин, соучредитель Sports context, Генеральный секретарь Федерации баскетбола Украины (2011-2015 гг), заместитель министра спорта Украины (2010 г)

 

Можно сколько угодно обсуждать пути и темпы реформирования системы спорта в Украине. Но чтобы действительно что-то изменилось, руководящие отраслью люди должны соответствовать двум критериям. Во-первых, понимать глубину разрыва между существующей в Украине советской системой и той, в которой живет и развивается спорт в Европе. Во-вторых, амбиции этих руководителей должны соответствовать их интеллектуальному потенциалу. И если этого потенциала недостаточно для начала изменений, следует дать возможность осуществить это другим людям. Участие представителя Минмолодьспорта в визионерском мероприятии Коалиции Реанимационный пакет реформ "Видение Украины 2030” предоставило возможность понять мировоззрение руководителей министерства и их потенциал. Заместитель министра Матвей Бидный так сформулировал свое видение украинского спорта, что совершенно понятно, как в этом ведомстве видят спорт, о котором им поручено заботиться: что именно Министерство тренирует спортсменов, развивает спортивные федерации, и имеет полномочия оценить “насколько эффективно та или иная общественная организация, федерация, выполняет государственную функцию, делегированную ей”.

Как оказалось, замминистра не понимает, что его представление о функциях государства в сфере спорта противоречит международным принципам автономии спорта, расходится с Олимпийской хартией и выглядит как вмешательство в деятельность общественных организаций, которое запрещено даже украинскими законами. Руководство Минмолодьспорта не понимает свою государственную функцию: что оно должно создавать условия для развития спорта, а не заниматься операционным управлением сферы спорта как будто это гигантская ДЮСШ. Их методы решения проблем в сфере спорта показывают глубину несовпадения претензий с реальным миром, а все амбиции в конечном счете сводится к сугубо советским показушным целям: давайте в Украине построим какой-нибудь гигантский объект или проведем Олимпийские игры или чемпионат, а аккуратно покрашенный турник выдадим за инфраструктурное достижение.

Особенность сферы спорта по сравнению с другими сферами – в том, что спорт интегрирован в международную систему и жестко привязан к ее “осям координат”. Мы не можем начать играть в баскетбол кубическим мячом и объяснять это национальной спецификой. Это уже не баскетбол. В лучшем случае мы можем претендовать на признание новой спортивной дисциплины или нового вида спорта. Еще раз – это уже будет не баскетбол, даже если Министерство напишет приказ о местных особенностях вида спорта.

Наша проблема заключается в том, что элементы международной системы спорта (спортивные федерации, Национальный Олимпийский комитет) изначально создавались у нас исключительно как обертка, которую Советский Союз предъявлял внешнему миру. А система взаимоотношений, и управления ее элементами внутри упаковки, фактически несли и продолжают нести другую нагрузку и это ничем не отличается от системы спорта, существующей в России. Спортивные организации ограничены в  возможностях действовать независимо от органов государственной власти и не имеют свободы принимать решения, связанные с управлением и развитием спорта. Без согласования Минмолодьспорта невозможно с точки зрения закона, сформировать национальные сборные команды, определять тренеров и состав делегаций на соревнования, сроки и место соревнований или спортивных сборов. Большая часть интеллектуальных и организационных ресурсов Министерства идут на составление, согласование и внесение изменений в приказы, которых в цивилизованной системе управления спортом вообще не должно существовать. За 2022 год Минмолодьспорта выдало 3144 таких документов, на которые требовалось собрать 10-11 подписей в самом Министерстве и потом – 20-25 подписей в его подведомственной структуре “Укрспортобеспечение” (содержание которой обходится налогоплательщикам в 70 млн гривен в год). 

Начиная деятельность организации Спортивный Контекст, мы формулировали свою главную задачу так: руководители федераций, тренеры, спортсмены должны осознать, внутри какой среды они находятся, и понять, что может быть по-другому. Когда начинаем объяснять многим руководителям спортивных федераций и тренерам, как это все на самом деле устроено в Украине и как должно быть, они открывают для себя удивительные моменты. Что тренер и спортсмен не обязаны обосновывать перед государственным чиновником место проведения тренировок или глубину тренировочного бассейна и доказывать свое право на восстановительные процедуры после соревнований. Что никакое министерство не назначает и не согласовывает руководителя НХЛ и не назначает баскетболисту НБА тренера и не рассказывает ему, как и где тренироваться. Удивительно, что даже общаясь напрямую с руководителями федераций из других стран, большинство наших спортивных функционеров не экстраполируют эти истории на себя.

Кстати, было ли хоть раз, что главного тренера сборной Украины по футболу назначало Министерство спорта? Просто федерация футбола Украины, благодаря тому, как футбол устроен в мире, получает огромную финансовую поддержку, и ее финансовая независимость от Минмолодьспорта позволяет ей реализовывать свою автономию де-факто.

А у большинства остальных федераций, к сожалению, иначе. Учитывая экономическое состояние страны, наследие еще советской системы, плюс состояние рынка, которого не было даже до войны, бюджетные деньги – это более чем значительная составляющая финансирования почти у всех федераций. По крайней мере, на уровне спорта высших достижений и на уровне национальных сборных. И Министерство этим манипулирует и продолжает держать федерации на коротком поводке, добиваясь нужных ему (конкретным чиновникам), организационных и кадровых решений от федераций. Более того, сформировалась целая группа спортивных функционеров федераций, которые устраивает эта схема взаимоотношений с Министерством. Для непосвященных всё это выглядит так: Министерство дает деньги (министр, замминистра, руководитель департамента). Но на самом деле деньги выделил бюджет. Есть формула, по которой эти средства распределяются между видами спорта, исходя из общего объема финансирования сферы и “медальных показателей” федераций, в зависимости от спортивных результатов, завоеванных медалей за 4 года олимпийского цикла. И Министерство здесь не несет никакого функционала, кроме манипулятивного. Потому что вид спорта заслужил эти деньги (федерация, спортсмены, тренера и весь состав участников подготовки и сопровождения результата).

Задача же Министерства – создавать условия, позволяющие спорту развиваться, чтобы те, кто развивается лучше, конкурентно выигрывали. Но единственное, что способны создать его нынешние руководители – это ту среду, в которой они управляют. А учитывая, что это не соответствует международной и общепринятой системе спорта, они могут только имитировать управление и будут биться до последней капли чернил или крови и доказывать, что эта система должна существовать. А на самом деле, она настоящая раковая опухоль, чисто советский рудимент.

Отдельный вопрос к нынешнему руководителю министерства, ведь Вадим Гутцайт был спортсменом, тренером сборной, руководителем федерации, и точно знает, насколько эти рудименты советской эпохи расходятся с требованиями цивилизованного мира. Из этого вывод, что он ведет сферу в глубину советской системы, исходя из личных убеждений. А если эти убеждения еще сходятся с любовью ряда чиновников к деньгам и подавлению и унижению профессионалов, то это все для них – приятное совпадение.

Сегодня мы с омерзением вспоминаем, что представляет собой “старший брат”. Советская система олицетворяет, что Министерство ведет себя по отношению к спортивным организациям именно так, как “великий вождь и учитель”.

Убедительным доказательством, что мы не сдвинулись от советской системы ни на шаг, стал принятый в первом чтении так называемой госдумой России закон об интеграции оккупированных территорий Украины в российскую систему спорта,

которым все элементы системы спорта оккупированных регионов, как пазл, вошли бы в российскую систему. Это было бы неосуществимо в любой из стран Балтии, где сфера спорта полностью отошла от советской системы.

Хирургической операции по удалению опухоли предшествуют осознание нездоровых симптомов, анализы, диагностика и принятие решения. Однако сейчас фокус внимания лидеров мнений и экспертного сообщества направлен не на спорт, а другие органы, где уже сложился консенсус об их проблемности. Как, например, судебная система. А неизменность в Украине советской концепции и системы спорта явно сопровождал “гениальный коллективный пиарщик”, который убедил всю страну поверить двум вещам: что в системе спорта денег нет, и что она настолько специфична, что в ней могут разобраться лишь нынешние функционеры. Людей научили, что “там нет денег”, и “там не на что обращать внимание”. Поэтому никто не хочет разобраться, что на самом деле в этой системе вращается невероятный поток неучтённых, не контролируемых чёрных денег. Ни один расследователь не берется оценить количество недвижимости, зданий ФСТ и ДЮСШ и стадионов, которые были превращены в торговые объекты и отведенные участки под строительство, продажи спортивных объектов за смешные деньги.

Будем реалистами: для десоветизации системы спорта нужны политическая воля и профессиональные компетенции. Однако политик, способный это реализовать, получит преимущества:  он сможет продвинуться по иерархии международного сообщества с неоспоримыми доказательствами своей приверженности европейским ценностям и своего политического влияния на масштабные процессы.

 

 

 

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ