Более половины опрошенных компаний не смогут компенсировать повышение военного сбора сотрудникам - ЕБА
Повышение ставки военного сбора до 3% или 5% не смогут компенсировать работникам 55% компаний, что приведет к снижению реального дохода людей, таковы результаты экспресс-опроса Европейской Бизнес Ассоциации среди членских компаний относительно потенциального увеличения налоговой нагрузки на работодателей.
Согласно информации на сайте ЕБА, речь идет о законопроектов №11416-д о внесении изменений в НКУ по особенностям налогообложения в период действия военного положения и №12000 о государственном бюджете Украины на 2025 год, в рамках которого предлагается повышение ставки военного сбора с 1,5% до 5%.
Так, в случае роста военного сбора до 3% полностью компенсировать разницу при ближайшем пересмотре заработных плат готовы 15% компаний, частично – 14%. Остальные 7% рассматривают вариант полной компенсации за счет введения надбавки до конца года, в котором будет отменено военное положение.
Отмечается, что если речь идет о росте военного сбора до 5%, то полностью готовы компенсировать снижение реального дохода работников несколько меньше компаний – 14%, а частично – 13%, еще 6% готовы полностью компенсировать прибавку до конца года, в котором будет отменено военное положение.
Другие компании рассматривают разные подходы к компенсации или еще не приняли соответствующее решение.
Кроме того, по оценке 58% опрошенных компаний, повышение базы начисления ЕСВ в размере 22% с 15 до 20 размеров минимальной заработной платы (будет касаться зарплат до 160 тыс. грн) существенно повлияет на расходы компании.
В ЕБА подчеркнули, что в целом увеличение налоговой нагрузки – потенциальный рост НДС, военного сбора, ЕСВ – заставит 56% опрошенных компаний сокращать другие важные для функционирования компании расходы. Для 11% компаний такое повышение может привести к частичному сокращению производства или бизнеса.
"К идее повышения ставки НДС бизнес также относится настороженно, ведь этот шаг может вместо борьбы с тенью, наоборот стимулировать контрабанду и незаконную торговлю. Оценивая влияние повышения НДС, следует учитывать не сугубо фискальный эффект, а спрогнозировать влияние на экономику Украины в средне- и долгосрочной перспективе", - констатируют в ЕБА.
Что касается альтернативы повышению НДС, бизнес поддерживает предложение обложить НДС импортные операции с товарами до EUR500 в сопровождаемом багаже и до EUR150 для почтовых и экспресс-отправлений, которые освобождены от налогообложения.
"ЕБА еще раз обращает внимание на неиспользованный фискальный потенциал теневого сектора экономики. Любому повышению налогов для добросовестного бизнеса предшествует результативная борьба с тенью и налогообложение той части бизнеса, которая не платит налоги вообще или использует схемы для оптимизации", - подытожили в ассоциации.
Экспресс-опрос проводился с 1 по 3 октября 2024 года среди членских компаний ЕБА, в нем приняла участие 71 компания из разных отраслей экономики, из них международные компании – 79%, украинские компании – 21%; 48% – крупные предприятия, 44% – средние и 8% – малые.
Как сообщалось, Верховная Рада 17 сентября 2024 года приняла в первом чтении доработанный ресурсный законопроект №11416-д о повышении с 1 октября военного сбора с 1,5% до 5%. Как предполагается, благодаря включению в законопроект нормы о повышении до 50% налога на прибыль банков и поддержке ее Минфином предложенные налоговые инициативы принесут в госбюджет-2024 58 млрд грн, а в госбюджет-2025 - 137 млрд грн.
Законопроект, кроме ЕБА, уже раскритиковали ФРУ, СУП, Американская торговая палата в Украине (AmCham), Независимая ассоциация банков Украины (НАБУ), а также Форум ведущих международных финансовых учреждений (FLIFI).