Интерфакс-Украина
11:17 10.06.2025

Нужно разблокировать процесс урегулирования маркетинга лекарств - глава ассоциации "Производители лекарств Украины"

8 мин читать
Нужно разблокировать процесс урегулирования маркетинга лекарств - глава ассоциации "Производители лекарств Украины"

Председатель ассоциации "Производители лекарств Украины" Петр Багрий рассказал агентству "Интерфакс-Украина", что происходит с фармавцевтическим рынком в ожидании урегулирования маркетинговых платежей в аптеках страны

Напомним, что в феврале 2025 года президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение СНБО о дополнительных мерах по обеспечению доступности лекарственных средств для украинцев. Согласно документу, правительство, производители и аптечные сети определили перечень 100 препаратов, на которые с 1 марта цены были снижены на 30%. Кроме того, было предусмотрено установить с 1 марта запрет на осуществление маркетинговых услуг и услуг по продвижению лекарственных средств, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю (так называемые маркетинговые платежи - И-ФУ). Сейчас вокруг предложенных моделей маркетинга начались активные дискуссии между производителями и аптечными сетями.

Автор - Анна Левченко


- Что сегодня происходит с разработкой порядка предоставления маркетинговых и других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств на розничном фармрынке?

- В рамках инициатив, предложенных и внедренных президентом и СНБОУ, началась существенная и решительная реформа фармацевтического рынка. Ключевые аспекты этой реформы - это прежде всего введение регулирования торговых (розничных) надбавок на весь спектр лекарственных средств, зарегистрированных в Украине, без исключения (кроме наркотических, психотропных, прекурсоров и медицинских газов), установление запрета на осуществление маркетинговых услуг до внедрения Кабинетом министров отдельного реферирования оптовых цен на все лекарственные средства. Сейчас работа по реализации реформы активно продолжается.

Одним из наиболее актуальных аспектов этой реформы является нормативно-правовое регулирование маркетинга. Созданную рабочую группу модерирует заместитель руководителя Офиса президента Ирина Верещук.

Скажу объективно: Ирина Андреевна пытается услышать мнение всех участников рынка для принятия взвешенного решения, которое позволит рынку стабильно развиваться и обеспечить пациентов необходимыми лекарствами по доступной цене.


- Есть ли уже какие-то наработки, предложенные модели?

- Сегодня, собственно говоря, есть несколько моделей. Сначала была модель, предложенная Министерством здравоохранения. Она вызвала определенное возмущение, прежде всего среди производителей. Эта модель проектировала введение маркетинговых платежей в размере 12% от общей корзины лекарственного средства. То есть, если аптека продала этого препарата на 1 млн грн, то она за его маркетинг может получить от разных производителей или от одного производителя не более 12%, или 120 тыс. грн. Почему было недовольство производителей и особенно небольших? Потому что сегодня такая модель давала бы возможность злоупотреблять на этом крупным компаниям. Например, заходит такая компания в аптечную сеть и говорит: я плачу вам 120 тыс. грн маркетинговых платежей, но при условии, чтобы препараты моих конкурентов в вашей аптеке не продавались. На мой взгляд и по мнению участников рынка, особенно производителей, это история неправильная.

В то же время основной проблемой такой модели является то, что мы должны урегулировать предоставление маркетинговых услуг на безрецептурные препараты, поскольку предоставление таких услуг на рецептурные законодательно запрещено, и не только у нас, но и во всем мире. Поэтому мы не можем учитывать в маркетинговой модели рецептурные препараты и платить 12% от всего оборота, то есть учитывать рецептурные препараты в маркетинговых платежах. В рецептурном сегменте работают другие механизмы, а предложенная модель приводила бы к тому, что маркетинг безрецептурных препаратов составлял бы до 41% оборота и нагрузка на безрецептурные препараты на самом деле была бы больше, чем до медицинской реформы. Поэтому мы не смогли бы выполнить задание президента и снизить цены, потому что на самом деле платежи стали бы еще выше.

Тогда производители, собственно говоря, обратились с соответствующим письмом и максимально не поддержали указанный подход.


- Как отреагировал Минздрав?

- Министр, наверное, нас услышал, поскольку совершенно неожиданно для большинства участников рынка появился новый проект постановления с другой моделью регулирования маркетинга, который министр лично представил участникам рынка.

Эта модель является более компромиссной и четко устанавливает, что маркетинговые услуги оплачиваются только на безрецептурные препараты и их администрирует производитель. То есть производитель, ежедневно отгружая безрецептурные препараты, четко понимает, сколько маркетинга он может заплатить, и предоставляет соответствующие данные Госпотребслужбе.


- Какой размер маркетинговых платежей учитывает эта модель?

- Эта модель предлагает 18% от оборота безрецептурных препаратов. В конце концов для производителя это в разы меньше, чем 12% от оборота рынка. Кроме того, производитель может осуществлять платить маркетинговые платежи, если он хочет поддержать какой-то препарат. Это его право и выбор. Однако модель в 12% со всего оборота, как это изначально предлагалась, становилась реальной платой за "вход на полку".

Если быть откровенным, то мы, отечественные производители, предлагали меньше - мы предлагали 10%. И еще у нас было предложение четко определить, что такое маркетинговая услуга и что она включает. То есть за что можно платить.


- Проект от Минздрава дает определение, что такое маркетинг?

- Да, но не совсем так, как мы это видим. Мы хотели, чтобы было прописано четко и однозначно, чтобы на этом не было злоупотреблений и завтра не появилось какое-то "обучение провизоров или фармацевтов", за которые мы были бы вынуждены платить. К сожалению, пока такой прозрачной модели нет. Для ее окончательного формирования нужно сначала принять закон об аптечной деятельности, в котором определить, что аптека может, что аптека - это учреждение здравоохранения.

Сегодня в Украине урегулированы и приняты европейские стандарты почти по всем секторам фармацевтического рынка - производство, фармразработки, доклинические исследования, клинические испытания, государственная регистрация, дистрибуция. Все это работает по европейским стандартам - надлежащая производственная практика, надлежащая лабораторная практика, надлежащая клиническая практика, надлежащая практика дистрибуции. А надлежащей аптечной практики нет. И надо ее принять.


- Есть ли какие-то предложения по урегулированию надлежащей аптечной практики?

- Есть, конечно, и в министерстве, и парламентский комитет работает над законодательством, и мы предоставляли свои предложения. На наш взгляд, нужно принять одну из европейских моделей, которые есть в странах Европейского Союза, и ее воплотить в жизнь. Это позволит предотвратить многие злоупотребления именно на аптечном рынке. Например, в аптеках за прилавком, как первостольник, может стоять не обязательно фармацевт. За рубежом это невозможно, а у нас это очень часто. На одного фармацевта оформлено по 10 аптек, его дипломы лежат в разных местах одновременно. Как это возможно? Почему нет никакой ответственности за это?

Или когда мы приходим в аптеку, то вместо лекарственного средства нам могут предложить БАД, потому что аптека на БАДе больше зарабатывает. Или предложить препарат, на котором аптека тоже зарабатывает больше. И это, к сожалению, распространенное явление.


- Насколько мне понятно, вы говорите, что сначала надо принять закон об аптечной деятельности, а потом уже принимать порядок предоставления маркетинговых услуг?

- Я считал бы именно так. Сначала нужно было принять закон, но мы понимаем, что закон - это долго. Поэтому мы, как всегда, идем по пути наименьшего сопротивления, поскольку аптеки давят и Минздрав идет им навстречу, пытаясь ввести хоть какой-то маркетинг.

Аптеки говорят, что без маркетинга "не выживут", потому что им не хватает средств, которые они получают как торговые надбавки.

По нашему мнению, это неправильно, потому что маркетинговые платежи могут быть, а могут и не быть - они не должны превращаться в обязательную плату за "вход на полку". Аптека должна быть субъектом хозяйственной деятельности. Это бизнес, и она должна работать за счет торговых надбавок, а какой препарат возьмет покупатель, должен определять врач. Фармацевт может только посоветовать, показать, что по тому же действующему веществу в аптеке есть несколько препаратов по разным ценам, а выбор должен сделать пациент. Зато сейчас фармацевт предлагает тот препарат, который маркетируется и за который аптека получает деньги от производителя.


- Если говорить о маркетинге рецептурных препаратов, то там тоже есть конкуренция. Какие предложения в этом сегменте?

- Последнее предложение Минздрава о 18% для безрецептурных препаратов тоже предусматривает достаточно рабочий механизм на уровне 2% для рецептурных препаратов за так называемое управление остатками в аптеке. То есть министр свою позицию обосновал тем, что аптека должна иметь запас рецептурных препаратов. Особенно это касается аптек в отдаленных регионах, сельских аптек. Безусловно, важно, чтобы в аптеке рецептурные препараты были в наличии, поэтому Минздрав предлагает, и производители это поддержали - разрешить платить 2% за управление остатками рецептурных препаратов, которые производитель мог бы доплатить, если считает нужным.

То есть у аптеки для продажи и формирования запаса рецептурных препаратов есть расходы, которые производители готовы компенсировать.

На самом деле это нормальная практика обслуживания рецептов, принятая и в Европе. Мы такой подход, конечно, поддержали. Мы понимаем, что задача министра в первую очередь обеспечить постоянное наличие рецептурных препаратов, поскольку они есть в протоколах лечения и важны для здоровья граждан. Без безрецептурных препаратов, по большому счету, можно жить, а без рецептурных - невозможно.


- То есть, если резюмировать, то какие три основных механизма сейчас поддерживают отечественные производители?

- Предложение министра состояло из трех основных месседжей. Первое: разрешить для безрецептурных препаратов 18% маркетинга. Второе: на рецептурные разрешить платежи 2% за управление остатками в аптеке. Третье: чтобы сделать маркетинг прозрачным, возложить ответственность за его уплату и администрирование на производителя, поскольку государство и налоговая может спокойно проверить, сколько продано того или иного препарата.

По нашему мнению, цифра 18% маркетинга несколько завышена - было бы достаточно и 10%. Но теоретически как компромиссное решение мы готовы его поддержать. Нужно разблокировать процесс, потому что аптеки угрожают, что они исчезают и закрываются. Это на самом деле не так: по данным Гослекслужбы, сейчас аптек открывается значительно больше, чем закрывается, аптечные сети разрастаются.

Поэтому на сегодня имеем два предложения (маркетинговые платежи 12% от всего оборота и 18% от оборота безрецептурного препарата плюс 2% за управление остатками для рецептурного - ИФ-У). Оба предложения - от Минздрава. И Минздрав как регулятор должен вынести на заседание правительства определенный вариант. Дальше - задача для министра.

Мы прошли общественное обсуждение, мнение сообщества министр услышал. То есть сейчас мы ждем от Министерства здравоохранения проект постановления, в котором будет уже окончательно определена соответствующая модель.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

Разумное регулирование зернового и хлебного рынка сдержит рост цен на хлеб - президент ВАП Тараненко

Advisory Board нужен для создания "Биосферы 2.0" и развития ее на внешних рынках - Здесенко

Я всегда мечтал о своем кампусе в KSE, потому что столько можно сделать для всех. Нужно просто не жлобиться… – Милованов

Ставим цель войти в тройку брендов на рынках стран Балтии, Румынии и Болгарии до 2028 г. - управляющий директор CEE Kormotech Юрий Быкориз

Наша цель - чтобы каждый евро из нашего финансирования работал на местах - глава регионального представительства ЕИБ

Основатель клиники Lita Plus Сергей Дербак: Сегодня эстетическая пластическая хирургия в Украине – одна из самых сильных в Европе

Отель - стратегическая инфраструктура столицы и инвестиционный магнит для восстановления страны - CEO Ino.The Developer Валентина Кравченко

Дискуссии во время Совета ассоциации Украина-ЕС были очень хорошими, ожидается еще больше поддержки - посол Матернова

Сначала следует определиться с периметром регулирования рынка виртуальных активов, а затем относительно регуляторов - Рожкова

Nova Post Europe сосредоточится на развитии в странах, в которых уже работает, и продолжит открывать новые рынки - CEO Nova Post Europe

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА