Ивано-Франковск может стать знаменитым культурно-историческим центром - мэр
Эксклюзивное интервью мэра Ивано-Франковска Виктора Анушкевичуса агентству «Интерфакс-Украина»
Вопрос: Вы занимаете пост мэра Ивано-Франковска уже вторую каденцию. Какие основные проблемы, на Ваш взгляд, мешают развитию местного самоуправления? Как их можно решить?
Ответ: Безусловно, нужно полной мерой адаптировать законодательство, касающееся местного самоуправления, к Европейской хартии местного самоуправления. Есть вопрос по децентрализации власти.
Но, по моему мнению, основная проблема – недостаточный финансовый ресурс для выполнения делегированных полномочий. То есть делегированные полномочия по управлению образованием, медициной, культурой, другими отраслями не подкреплены соответствующим финансовым ресурсом. Поэтому, безусловно, стоит вопрос о расширении финансовых полномочий, чтобы местные бюджеты действительно наполнялись более реальным смыслом для реализации делегированных полномочий и развития хозяйства города.
Как решить эту проблему? Можно двигаться двумя путями: пересмотреть формульный расчет, которым руководствуется Министерство финансов при определении межбюджетного трансферта, или увеличить базу налогообложения в местный бюджет. К примеру, часть НДС оставлять на местном уровне или, возможно, что более логично, - налог на прибыль предприятий, работающих на соответствующей территории, или акцизный сбор. Сейчас более-менее приближен к реалиям формульный расчет относительно образования. Намного хуже ситуация в медицине. А по культуре, если взять Ивано-Франковск с расширенной сетью музыкальных школ и других заведений, то суммы, которую нам доводит Минфин, хватает на покрытие только 52% расходов.
Вопрос: Какие проблемы города нужно решать в первую очередь?
Ответ: Если говорить о конкретных проблемах Ивано-Франковска, то они приблизительно похожи на проблемы других городов. И это следствие несовершенной политики по отношению к местному самоуправлению. То есть проблемы дорог, жилищно-коммунального хозяйства, невозможности реализации мощных инфраструктурных проектов. Тех средств, которые мы имеем сегодня в бюджете, недостаточно для того, чтобы по каждой отрасли сделать действительно серьезный рывок. Какие-то точечные проекты каждый город делает, в том числе Ивано-Франковск. Но средств для того, чтобы, например, сейчас решить проблему дошкольного образования (а городу нужны, как минимум, 3-4 детских садика), в городской казне нет.
В Ивано-Франковске, который зажат двумя речками, существует неотложная необходимость в строительстве нового моста через речку Быстрица Солотвинская. А это опять-таки более 100 млн грн, которых у города нет.
Для защиты от подтоплений при сильных дождях городу крайне необходим новый канализационный коллектор. На строительство основного канализационного коллектора диаметром 2000 мм параллельно существующему нужно не менее 35 млн грн. На развитие дождевой канализации и реконструкцию действующих канализационных сетей нужна сумма, как минимум, в 2 раза больше. Для защиты от паводка микрорайона Пасичная необходимо построить дамбу от автомобильного моста по улице Галичской до железнодорожного моста.
В городе также недостаточно спортивных сооружений.
Проблемных вопросов довольно много, но для их решения нужны серьезные ресурсы, которых в городской казне нет.
Вопрос: Бюджетная комиссия горсовета считает, что бюджет Ивано-Франковска на этот год имеет скрытый дефицит, как минимум, 30 млн грн. Каким образом город планирует наполнять свой бюджет?
Ответ: Во-первых, мы обратились в Кабинет министров, чтобы нам увеличили межбюджетный трансферт, то есть дотацию выравнивания, поскольку в связи с изменением налогового законодательства ликвидирован транспортный и рыночный сборы, с первой корзины городского бюджета выведен ряд налогов. Все это привело к тому, что городской бюджет, по нашим подсчетам, недополучит в этом году 15 млн грн.
С другой стороны, не ожидая ответа, пытаемся привлекать средства из других источников. В частности, мы обращаемся к руководству облгосадминистрации по поводу реализации тех проектов, к которым у нас уже изготовлена проектно-сметная документация, а также работаем над привлечением международной технической помощи.
Ивано-Франковск в этом направлении очень эффективно работает. Только по линии Программы развития ООН на протяжении последнего периода мы привлекли около 15 млн грн дополнительных ресурсов.
Недавно мы победили в Программе ЕС трансграничного сотрудничества Венгрия – Румыния – Словакия – Украина и выиграли грант по экологии на сумму EUR852 тыс.
В направлении внедрения проектов по энергоэффективности сотрудничаем с немецким проектом GTZ и скандинавской финансовой корпорацией НЕФКО.
В целом в этом году рассчитываем привлечь для решения проблем города 20 млн грн за счет международных доноров. То есть мы пытаемся использовать все возможные пути для того, чтобы покрывать разрывы между доходами и реальными нуждами городского бюджета.
Вопрос: Намерены ли городские власти в этом году привлекать банковские кредиты или совершать другие заимствования для решения местных проблем?
Ответ: Недавно мы погасили внутренний заем 5,5 млн грн, который брали в 2006 году на модернизацию внешнего освещения города.
Сейчас у нас действуют соглашения с Мировым банком о привлечении $7,7 млн на модернизацию водопроводного хозяйства Ивано-Франковска и кредит ЕБРР в EUR11,2 млн на модернизацию теплоснабжения города.
Безусловно, нужно реально оценивать возможности города на сегодняшний день, чтобы эффективно обслуживать кредит и не потерять свой рейтинг.
В этом году мы не планируем других заимствований, кроме кредита НЕФКО в сумме 3 млн грн под 3% годовых на реализацию проекта по энергосбережению в 9 школах и детсадах.
Все другие вопросы мы будем рассматривать, принимая бюджет 2012 года.
Вопрос: Ивано-Франковский горсовет принял ряд острых заявлений по поводу политической ситуации в Украине. Не отразились ли эти обращения горсовета на выделении средств с госбюджета на социально-экономическое развитие города?
Ответ: Я думаю, что у высшего руководства страны хватит здравого смысла, чтобы не отталкиваться при выделении или невыделении средств от позиции, кто что говорит. То есть политика политикой, а хозяйство - хозяйством. И если, например, горсовет сказал то, что не понравится высшему руководству, и оно возьмет это на вооружение как основной аргумент, чтобы не выделять средств для Ивано-Франковска, то, безусловно, это будет минусом для нашего города, но это будет минусом и для тех политических сил, которые сегодня находятся у власти в Украине.
Вопрос: В настоящее время общий налоговый долг жилищно-коммунальных предприятий Ивано-Франковска составляет более 40 млн грн, долг перед Пенсионным фондом - более 10 млн грн. Общая задолженность жителей города по жилищно-коммунальным услугам - более 60 млн грн. Как Вы намерены решать эти проблемы?
Ответ: Мы не идем по пути изобретения какого-то ивано-франковского велосипеда, а идем по пути, который прошли страны Европы, в частности, балтийские страны.
Я усматриваю два основных направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Первое – это разделение функций заказчика и исполнителя, особенно это касается жилого фонда. То есть у нас сегодня жилищно-эксплуатационные организации, занимая фактически монопольное положение, являются и заказчиками, и исполнителями, и контролерами своевременности и качества предоставляемых населению услуг. Мы хотим создать 5-6 управляющих компаний с небольшим штатом, по территориальному признаку, которые будут на конкурсной основе определять исполнителя услуг. Это принесет существенную экономию средств, которые мы сможем направить на улучшение жилого фонда и благоустройство территорий.
Второе направление, по которому город идет уже довольно эффективно и у нас практически самые лучшие показатели, – это создание домовых комитетов и объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). В Ивано-Франковске уже создано 156 ОСМД, действует ассоциация председателей домовых комитетов и ОСМД. Мы принципиально предоставляем преференции тем домам, где создаются органы самоорганизации жильцов.
Эти два направления, я считаю, и составляют реальный путь реформ.
Относительно долгов коммунальных предприятий. Из общей суммы долга в 10 млн грн перед Пенсионным фондом 7 млн грн составляют штрафы и пени. Поэтому, безусловно, мы должны идти путем банкротства и санации. Должен быть утвержден, как мы предусматриваем, пятилетний план санации.
Вопрос: Как городские власти планируют уменьшить негативные последствия повышения тарифов на жилкомуслуги, в первую очередь для малоимущих слоев населения?
Ответ: Я хотел бы отметить, что сегодня в Ивано-Франковске не самые высокие тарифы, особенно по квартплате. Поэтому мы считаем, что если пойдем по пути создания управляющих компаний и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, то нам на ближайшее время удастся сохранить нынешние тарифы.
Для социальной защиты малоимущих жителей Ивано-Франковский горсовет с 2007 года ввел муниципальные субсидии. То есть городской бюджет дополнительно компенсирует 5% тем, кто получает субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством. В этом году на муниципальные субсидии в горбюджете предусмотрено около 3 млн грн.
Вопрос: Как городские власти влияют на снижение цен на продукты питания? Будут ли созданы на городских рынках места для фермеров и агросервисных кооперативов, чтобы они непосредственно сбывали свою продукцию потребителям?
Ответ: Первое - мы предоставляем преференции местному производителю во время проведения тендеров, разрешаем установку малых архитектурных форм для торговли своей продукцией.
Второе - мы всегда проводим осенние, рождественские и пасхальные ярмарки для местных товаропроизводителей. А теперь есть еще и мое поручение, чтобы такие ярмарки, на которых сельхозпроизводители напрямую реализовывали бы свою продукцию покупателям, были постоянно действующими.
Кроме того, на всех городских рынках будут выделены места, где сельхозпроизводители могли бы продавать выращенную продукцию.
Мы также постоянно проводим мониторинг ситуации по сотрудничеству наших производителей с крупными торговыми сетями, представленными в городе. Вопрос: Какая политика города в отношениях с крупными розничными сетями? Будете ли привлекать новых игроков для усиления конкуренции? Ответ: В Ивано-Франковске сейчас присутствуют такие мощные торговые бренды, как METRO Cash & Carry, «Арсен», «Сильпо», «Фуршет». Если еще кто-то будет заходить, то мы, безусловно, будем рады, поскольку это конкуренция, а в конкурентной борьбе снижаются цены. К тому же это новые рабочие места. Вопрос: До кризиса по темпам жилищного строительства Ивано-Франковск занимал второе место после Киева. По итогам последних 2 лет объемы строительных работ в городе падают. Как городские власти планируют поднимать строительный рынок? Хватает ли свободных земельных участков для строительства? Ответ: Что касается строительства, то ситуация здесь непростая. С одной стороны, все-таки финансово-экономический кризис нанес самый большой удар именно по строительной отрасли, с другой стороны - есть серьезная проблема с наличием, а вернее, с отсутствием свободных земельных участков, поскольку город территориально зажат пятью селами, которые его окружают. Если в ближайшее время не будет административно-территориальной реформы, которая существенно расширит границы Ивано-Франковска, и город не получит свободные земельные участки, то, конечно, развивать строительную отрасль будет чрезвычайно сложно. Да, в последние годы строительная отрасль в Ивано-Франковске существенно расширилась. Около 800 предпринимателей и предприятий работали в городе на этом рынке. Но без расширения границ Ивано-Франковска и появления новых земельных участков для строительства и освоения строительная отрасль будет падать, к большому сожалению. Вопрос: В прошлом году горисполком обратился в Кабинет министров по поводу предоставления Хриплинской промышленной зоне статуса свободной экономической зоны для привлечения инвесторов. Какие новые инвестиционные проекты планируете реализовать? Будет ли создан здесь индустриальный парк? Ответ: Что касается Хриплинской промзоны, то существует два вопроса. Во-первых, более 300 га земельных площадей, прилегающих к Хриплинской промзоне, не используются, заросли сорняками, но они имеют статус земель сельскохозяйственного назначения. Мы обратились в Кабмин, чтобы изменить целевое назначение этих земель на земли для промышленного строительства, потому что в Хриплинской промзоне имеются все необходимые инженерные сети: водопровод, канализация, газ, электричество. Второй вопрос довольно серьезный. В настоящее время в Хриплинской промзоне есть неработающие предприятия, корпоративными правами на которые владеют различные собственники. Однако здания разрушаются, территории зарастают сорняками, а реальной работы нет. Я думаю, что эту проблему можно решить только на государственном уровне путем внесения изменений в соответствующее законодательство, чтобы, к примеру, можно было изъять эти незадействованные производственные территории в собственность местных советов, а собственникам корпоративных прав выплачивать из бюджета или за счет инвестора, который согласится на это, компенсацию по остаточной или балансовой стоимости. После решения этих двух проблемных вопросов можно будет говорить и о создании индустриального парка. Сейчас в Хриплинской промзоне работает завод по производству стиральных машин шведской компании Electrolux и завод электрокабельной продукции для автомобилей американской корпорации Tyco Electronics. Здесь отведены земельные участки для развития их производств. Кстати, недавно у меня был председатель Тлумачской райгосадминистрации в связи с тем, что площадка, которая была ранее выбрана под строительство завода по производству гипсокартона французской компании Saint-Gobain, не подходит инвесторам. А вот площадка в Хриплинской промзоне им как раз бы подошла. Но вышеуказанные проблемы мешают реализации этого инвестиционного проекта. Поэтому мы сейчас ведем переговоры с некоторыми фирмами, которые имеют в Хриплинской промзоне соответствующие территории, по поводу их продажи или кооперации. Вопрос: Ивано-Франковск находится недалеко от Львова, где будут проходить матчи Евро-2012. Как город намерен воспользоваться этим шансом, чтобы привлечь побольше туристов и гостей футбольного чемпионата? Ответ: Безусловно, мы планируем получить от этого выгоду, тем более, что Ивано-Франковск входит в 150-километровую зону от города Львова, где будет проведен групповой турнир. Поэтому мы надеемся, что во время Евро-2012 серьезно увеличится поток туристов в Ивано-Франковск и область. Уже сейчас мы разрабатываем городские туристические маршруты для гостей футбольного чемпионата, в том числе велосипедный. В рамках проекта по развитию туристической инфраструктуры при поддержке Европейского Союза областная туристическая ассоциация разрабатывает маршрут на известный горнолыжный курорт «Буковель». Шесть лучших гостиниц Ивано-Франковска будут отобраны для проживания туристов, приехавших в наш город. Но, по моему мнению, кроме развития спортивной инфраструктуры, заведений общественного питания (у нас есть прекрасные заведения общественного питания), большое значение имеет состояние дороги между Львовом и Ивано-Франковском. Эту проблему, я думаю, нужно решать на государственном уровне. Вопрос: В 2012 году Ивано-Франковск будет праздновать 350-летие со дня предоставления тогдашнему Станиславу (в 1962 году по случаю 300-летия города его переименовали на Ивано-Франковск) Магдебургского права. Какие важные для территориальной громады проекты городские власти рассчитывают реализовать к юбилею? Ответ: Мы запланировали возобновить, то есть провести капитальный ремонт и реконструкцию 17 памятников архитектуры в центре города, которые были построены еще во времена Австро-Венгрии и Польши. Рассчитываем реконструировать и улицу Шевченко, для чего нужно не менее 8 млн грн. В планах – реконструкция наших скверов, а также доведение до логического завершения реконструкции городского парка отдыха им. Т.Шевченко. Ну и все же мы не отказываемся от намерений по реализации проекта под названием «Дворец Потоцких». Но этот вопрос будем решать совместно с облгосадминистрацией и с тем собственником, который на сегодняшний день владеет комплексом. Для реализации всех наших планов нужно около 125 млн грн. В прошлом году горсовет уже обращался в Кабмин с просьбой о выделении из госбюджета этих средств. Вопрос: Будет ли восстановлен бывший Дворец семьи Потоцких - основателей города? Ответ: Во-первых, в этом году мы предусмотрели в городском бюджете 150 тыс. грн на сохранение ворот въезда во Дворец Потоцких, которые являются аутентичными. Во-вторых, что касается других зданий, то нужны заключения экспертов, которые определят степень износа этих строений и можно ли их реанимировать, то есть капитально отреконструировать. Или все-таки на этой территории, а я думаю, что это преимущественно так и будет, построить новые здания, парковые сооружения в духе того времени, когда был построен Дворец Потоцких. В принципе, у меня и у главы облгосадминистрации видение такое, что на этом месте должен функционировать мощный культурно-историческо-туристический Галичский центр. Вопрос: В июле прошлого года Ивано-Франковский горсовет решил выступить соучредителем хозобщества "Профессиональный футбольный клуб "Прикарпатье", создаваемом при участии ООО "Скорзонера", владельца известного туркомплекса "Буковель". При этом горсовет, в частности, передал в уставный фонд стадион "Рух" и земельные участки вокруг него. А "Скорзонера" обязывалась реализовать инвестиционный проект по строительству гостиницы и спортивной инфраструктуры и ежегодно в течение 5 лет выделять "Прикарпатью" 12 млн грн. Как обстоят дела с реализацией этого проекта? Ответ: Процесс этот нелегкий, конечно. В целом реализация этого инвестиционного проекта предусматривает привлечение не менее 500 млн грн. На сегодняшний день приняты решения сессии, горисполкома, подготовлены уставы, учредительные соглашения. Но у нашего партнера возникли некоторые вопросы и предложения относительно внесения определенных изменений в решение горсовета. Одно из таких изменений, которое предусматривает, что достройка и реконструкция стадиона «Рух» будет продлена до 2015 года, мы уже приняли на сессии горсовета. Что касается других изменений и дополнений, то они будут рассмотрены на ближайших заседаниях исполкома и горсовета. Вопрос: Находясь в Калуше, президент Украины пообещал «открутить головы» мэрам, если они будут заниматься политикой, а не городским хозяйством. Вы – председатель Ивано-Франковской облорганизации Украинской народной партии, заместитель председателя партии. Как Вам удается совмещать политическую деятельность с управлением городом? Ответ: Давайте так: мухи - отдельно, котлеты – отдельно. Я говорил и говорю, что если ты пошел на должность городского головы, то должен отдавать себе отчет в том, что ты должен быть, в первую очередь, хозяйственником, а не политиком. Вот, собственно, этой позиции я и придерживаюсь в своей деятельности. В демократическом обществе каждый человек имеет право исповедовать те или иные политические взгляды. И я надеюсь, что смогу выражать свои политические взгляды. Но, безусловно, это не должно отражаться на работе. Вопрос: В новоизбранном городском совете большинство принадлежит представителям ВО «Свобода» - 34 из 60 депутатов. Удовлетворены ли Вы уровнем сотрудничества с новым горсоветом? Как сотрудничаете с губернатором? Ответ: Председатель областной государственной администрации Михаил Вышиванюк – человек не новый в области, и должность, которую он занимает, для него не новая. Поэтому он владеет ситуацией, и сегодня, слава Богу, есть взаимопонимание и сотрудничество. Что касается нового депутатского корпуса, то он новый, и нужно определенное время для того, чтобы абсолютное большинство депутатов, которые избраны впервые в городской совет, прошли определенную адаптацию, обучение, вхождение в проблематику с тем, чтобы в дальнейшем не возникали ненужные дискуссии или недоразумения, а было действительно конструктивное сотрудничество и совместная ответственность. На данном этапе я удовлетворен сотрудничеством с депутатами. Вопрос: Ивано-Франковск делает первые шаги по развитию современной кардиохирургии. Расскажите, что уже сделано. Ответ: Кардиохирургия – это чрезвычайно прогрессивное направление в развитии медицины. Недавно я смотрел сюжет о развитии кардиохирургии в США и Японии. Это суперсовременные технологии. Такую суперсовременную технологию мы планируем применить и в Ивано-Франковске. Уже закуплен мощный аппарат – ангиограф для проведения кардиохирургических операций, есть договоренность с Вильнюсским кардиоцентром о бесплатном обучении наших врачей-интернов. Поскольку это чрезвычайно сложные и точные операции, на первом этапе мы планируем обучить наших специалистов в Вильнюсском кардиоцентре, где есть опыт проведения таких операций. Мы также нашли опытного кардиохирурга из Закарпатья, который согласился работать у нас. Кардиохирургическое отделение будет функционировать на базе городской центральной клинической больницы. А в перспективе мы планируем вместе с областным кардиодиспансером создать в Ивано-Франковске современный кардиохирургический центр. Сейчас, к сожалению, для проведения оперативных вмешательств на сердце жители города вынуждены ездить во врачебные клиники Киева и за границу. Вопрос: В январе на российском телеканале ОРТ показывали сюжет о проблемах Музея боевой славы, поскольку территорию военного городка, на которой он находится, горсовет якобы в 2007 году передал в аренду строительной компании для застройки нового микрорайона. Хозяйственный суд Ивано-Франковской области запретил снос здания музея. Российские журналисты обвинили городские власти Ивано-Франковска в том, что они якобы не заботятся о ветеранах Великой Отечественной войны, а предпочитают ветеранов УПА, Степана Бандеру и Романа Шухевича. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию. Ответ: Безусловно, мы чтим Бандеру, Шухевича, ветеранов УПА, потому что это наши герои, и будем это делать и в дальнейшем. Но это никоим образом не означает, что мы не заботимся о других ветеранах. Ведь каждый пожилой человек, каждый ветеран, независимо от его взглядов, – это в первую очередь пожилой человек, и ему нужно уделять внимание и уважение, что мы и успешно делаем. Я в Ивано-Франковске не делю для себя людей по политическим взглядам, по вероисповеданию. Люди избирают городского голову для всей громады Ивано-Франковска, а не для какой-то узкой прослойки. Что касается музея «Герои Днепра», то тут упреки в сторону городской власти безосновательны. Этот музей находится на территории бывшего военного городка, который был не решением городского совета, а по договору мены передан Министерством обороны Украины частной структуре. Мы просто констатировали этот факт.