Для выполнения рекомендаций ЕС Украине не нужны исторические инновации, их можно воплотить во время войны – посол ЕС
Эксклюзивное интервью Посла ЕС и Главы Представительства ЕС в Украине Матти Маасикаса для информационного агентства "Интерфакс-Украина":
Беседовали: Александр Мартыненко, Наталия Пушкарук
– Недавно Украина получила статус кандидата в ЕС. Каковы ваши личные чувства после этого исторического решения? Вы разделяете мнение, что это был аванс для Украины?
– Я ощутил огромную радость, я был очень счастлив. Когда я приехал в Украину в 2019 году, я вручил верительные грамоты президенту Зеленскому. После церемонии у вас есть 20 минут с президентом, так что Зеленский меня спросил, когда Украина станет членом ЕС. Я думал, каким будет мой ответ. Тогда я сказал: "Господин президент, мы оба доживём до этого дня". Теперь это гораздо конкретнее, и это произойдёт, пока мы ещё молоды.
Все произошло гораздо быстрее, чем я тогда думал. Конечно, катализатором этого очень быстрого головокружительного развития событий стала ужасная война для Украины – совершенно неcпровоцированная и неоправданная. Но это исторические переломы в истории человечества, и это один из них. Вы все помните эти действительно драматические обстоятельства, когда президент Зеленский вместе с премьер-министром и председателем Верховной Рады подписали заявление на пятый день войны. Это очень хорошо отражает исторический момент.
Я сам, будучи молодым государственным служащим в Эстонии, пережил пятое расширение в 1990-х и в начале этого века. Это также после падения Берлинской стены – действительно было ощущение, что произошла история. Сейчас в Украине произошла история, и я невероятно счастлив.
– Есть список из семи требований к Украине относительно реформ, которые мы должны осуществить, чтобы и дальше быть страной-кандидатом на вступление в ЕС. По вашим наблюдениям, после принятия решения, какие шаги уже предпринимают украинские власти?
– Сначала должен вас с уважением поправить, это не требования, это рекомендации. В решении саммита Совета ЕС говорится, что над этими определенными направлениями ведётся работа. Если бы я разрабатывал это решение, то употребил бы слово вера, что по этим семи направлениям работа ведётся. Это проявление доверия к Украине. Вы знаете, что обычно происходит наоборот, как, кстати, тот метод, который был применён по отношению к Грузии: сначала вы делаете это, это и это – потом мы рассматриваем статус кандидата. Доверие к Украине в ЕС сейчас настолько высоко, что наши лидеры смогли принять такое решение. Опять же, я очень горжусь этим.
Все это было бы невозможно без Соглашения об ассоциации, которое фактически стало толчком к Революции Достоинства, а также стало причиной того, что Путин начал войну против Украины в 2014 году. Реализация соглашения за последние 5 лет сблизила нас, научила нас работать вместе, а также помогла Украине двигаться по направлению ЕС в нескольких сферах.
По всем тем направлениям, которые сейчас есть в этих рекомендациях, работа уже сделана, дело идёт. Возьмём судебную реформу. Летом прошлого года Верховная Рада приняла два новаторских закона: о Высшем совете юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей, фактически предусматривающие полную перестройку судебной системы. Этот вопрос тоже близок мне лично, я очень тесно работал с несколькими украинскими политиками и лидерами, чтобы достичь этих законов. Реализация началась, и теперь её следует завершить. Я очень горжусь тем, что Высший совет юстиции очень быстро возобновился после начала войны, также Высшая квалификационная комиссия судей объявила о возобновлении работы.
Я не говорю, что нужно делать немного, но мы очень хорошо знаем, что ЕС готов помочь вам, а украинские власти знают, что нужно сделать. Для выполнения этих рекомендаций не требуются исторические инновации. Я очень горжусь тем, что на моих встречах сейчас после 23 июня с украинским руководством, министрами и советниками Зеленского есть понимание срочности и искреннее желание выполнить эти рекомендации. Возможно, в некоторых сферах со стороны ЕС большей проблемой будет поддерживать темп, чтобы как можно скорее начать обсуждение деталей относительно некоторых из этих рекомендаций, но по большинству у нас также есть детали.
– Вы сказали о шагах, которые сделала Украина. Что вы думаете о проблеме антикоррупционного прокурора? Насколько это критично для Украины и поддержки Украины ЕС?
— Я бы не хотел проводить такую связь, на которую вы намекаете в вопросе. Я не хочу устанавливать такую связь между помощью ЕС и конкретными шагами. Мы не хотим и не должны действовать с нашими украинскими коллегами так, что "если вы этого не сделаете – этой помощи не будет". Нет, это не способ нашего сотрудничества.
Ещё в декабре завершила работу комиссия по назначению САП. Так что действительно, если спросить меня, что технически самое простое из этого списка, то это точно должен быть этот пункт. Ждём дальнейших шагов украинской власти.
– Как вы считаете, война является столь большой преградой на пути к реформам, в частности, судебной реформе и реформе Конституционного суда? Можно ли считать войну России оправданием для Украины в затягивании реформ?
– Конечно, война не только убивает людей, но и усложняет многие вещи. Это понятно. Кто-то может оправданно сказать: "Как можно реформировать службу безопасности, пока идёт война?" Одним из огромных достижений Украины во время этой войны является сохранение правительства и демократии в Украине. Так что даже в марте в очень тяжёлые дни, первые недели Верховная Рада собиралась и принимала реформы и законы. Это даёт мне надежду и уверенность в том, что проблемы, которые я указал относительно рекомендаций, можно решить. На мой взгляд, в этом списке нет особых проблем, по которым можно было бы утверждать, что это невозможно во время войны.
- В каких областях ЕС может помочь Украине в проведении реформ? Может, об этом уже идут переговоры с украинскими властями?
– Да. Возьмём ту же судебную реформу, о которой мы годами ведём не только разговоры, но и оказываем помощь, техническую помощь, экспертизу и выдвигаем экспертов в совет по этике, например. Я очень рад, что моя соотечественница Лавли Перлинг, бывший главный прокурор Эстонии, там, как это предлагал ЕС и как это приняла украинская сторона. Поэтому мы постоянно работаем почти над каждой из рекомендаций. Сотрудничество уже продолжается.
– Расскажите, пожалуйста, о первой оценке прогресса Украины, которая будет в конце года? Как она будет выполняться?
- У меня нет деталей, но у ЕС многолетний опыт оценки стран расширения. Я прошёл через это как государственный служащий Эстонии, в 1990-х годах я работал с комиссаром ЕС по вопросам расширения Олли Реном, 12-13 лет назад над такими странами, как Албания, Черногория, поэтому у нас есть методология.
В этих семи сферах прогресс в большинстве своём достаточно легко оценить. Могут возникнуть вопросы, например с антиолигархическим законом: куда приведёт Украину внедрение этого закона. Но обычно особых вопросов возникать не должно.
– Можете ли вы сообщить нам о последней финансовой помощи ЕС Украине? Правда ли, что Германия блокирует пакет помощи Украине на общую сумму 9 млрд евро?
– С начала российской агрессии ЕС мобилизовал около 4,1 млрд евро для поддержания общей экономической, социальной и финансовой устойчивости Украины в форме макрофинансовой помощи, бюджетной поддержки, экстренной помощи, реагирования на кризис и гуманитарной помощи.
Меры военной помощи также были предоставлены в рамках Европейского фонда мира на общую сумму 2 млрд евро, которые будут использованы для возмещения государствам-членам военной поддержки Украины в натуральной форме.
В период с марта по май 2022 года Украине было выделено 1,2 млрд евро макрофинансовой помощи. ЕС также оказывает дополнительную грантовую поддержку в размере 120 млн евро для поддержки государства и укрепления устойчивости. 348 млн евро выделено на проекты гуманитарной помощи гражданскому населению, пострадавшему от войны в Украине. Это 335 млн евро для Украины и 13 млн евро для Молдовы соответственно на помощь бегущим от агрессии людям. Эта гуманитарная помощь ЕС обеспечивает еду, воду, медицинское обслуживание, убежище и помогает удовлетворить основные потребности людей.
Кроме того, в мае Европейская комиссия предложила предоставить Украине дополнительную макрофинансовую помощь в виде ссуд в размере до 9 млрд евро ещё в 2022 году. Обычно Комиссия только выдвигает предложение, а страны-члены коллективно принимают решения, консультируясь с Европейским парламентом и другими двусторонними и многосторонними международными партнёрами, включая G7. И правда заключается в том, что эти дискуссии продолжались дольше, чем в некоторых случаях. Но я на 100% уверен, что ЕС выполнит свои обещания, включая это.
Относительно обычной помощи ЕС, мы в Представительстве имеем портфель в 250 миллионов евро в год – на все проекты ЕС. Всем им разрешили перепрофилироваться для поддержания устойчивости Украины. Возьмём флагманскую программу ЕС Антикоррупционная инициатива ЕС (EUACI). Люди, которые до 24 февраля боролись с коррумпированными судьями, в марте закупали тем же судьям бронежилеты и шлемы, чтобы помочь Украине выстоять.
– Прокомментируйте, пожалуйста, результаты Луганской конференции для Украины. Как вы думаете, когда начнётся восстановление Украины посредством ЕС и отдельных стран ЕС?
– Некоторое восстановление уже продолжается, в том числе с помощью ЕС. Все ещё небольшой, но существует фонд, куда страны-члены ЕС платят, например, для восстановления линий электроснабжения. Когда речь идёт о восстановлении, реконструкции, то автоматически думаешь – когда закончится война и Украина победит. На самом деле, реконструкцию нужно делать параллельно, и Украина это делает достаточно эффективно, восстанавливая мосты. Несколько раз я ездил по дороге из Киева во Львов и обратно, сначала через временный мост в Ирпене, а последние несколько раз его уже восстановили.
Я считаю, что главным результатом конференции в Лугано было объединение этих стран и институций, в том числе международных финансовых институций, которые будут помогать Украине. Это было проявление солидарности. Денежные переводы – это приятно, и обещания, и заявления отдельных политиков, сюда приезжающих лидеров и тех, к кому президент Зеленский обращается по видеосвязи – это, конечно, хорошо и нужно, но также очень хорошо собраться в одном зале (слава Богу, мы можем сделать это снова после Covid) и ощутить эту солидарность. Это я считаю главным достижением. Несколько стран, партнёров и институций, таких как Комиссия ЕС, взяли на себя обязательства. Это тоже очень важно. Премьер-министр Шмыгаль представил подготовку Украины – тоже очень важно, потому что это должны делать украинцы, это не может быть кто-то другой. Финансирование идёт, но работа будет выполняться здесь и должна быть прочная украинская структура. Нам кажется, что Украина достаточно хорошо готова к этому.
И тоже есть принципы, например прозрачность. Какими бы ни были обстоятельства, налогоплательщики пришедших на помощь стран захотят знать, что коррупционные риски уменьшены, а прозрачность, нормальная конкуренция приходит в процесс создания лучшего и более экологичного.
Значительная часть экономики Украины не только инфраструктура, но и экономика разрушена и уничтожена. Это тоже теперь выбор, как начать её восстановление. И одним из вариантов является внедрение новых технологий, чтобы стать более экологичными, устойчивыми. Мы знаем, по каким принципам будет проходить будущая реконструкция.
Относительно финансирования. Справедливо, что агрессор должен заплатить. Для этого следует использовать российские активы, конфискованные у ваших партнёров. Это очень простой принцип, который здесь не так-то легко реализовать. Что касается ЕС, то существует разное национальное законодательство. Италия, например, имеющая опыт конфискации денег людей в борьбе с мафией, имеет надёжную правовую базу, в других странах её может не быть. И, конечно, гораздо большей проблемой, чем конференция в Лугано, является удел конфискованных российских государственных активов, таких как активы Национального банка. Это совсем другая дискуссия.
Кроме того, какой бы вклад это ни обеспечило – понадобятся взносы стран, учреждений, финансовых учреждений. Эти дискуссии ещё продолжаются: как это будет выглядеть, как будут направляться деньги, через сколько разных платформ или фондов. Правда также состоит в том, что суммы, потребности растут каждый день, но мы в любом случае говорим о сотнях миллиардов евро. Управление этими очень разными источниками и очень большими деньгами требует опыта, которого на самом деле нет, поскольку дело настолько уникально. Поэтому все это ещё требует времени.
– Вы отмечали солидарность с Украиной в Лугано и других форумах – это правда. Но вы знаете, что есть точка зрения, что, возможно, некоторые органы власти, некоторые страны или налогоплательщики устали от Украины, украинского кризиса. Чувствуете ли вы это в своих разговорах с дипломатами, официальными лицами разных стран?
– Нет. Я знаю, что для руководства Украины это есть в одном из расчётов, одно из опасений. Действительно, люди невероятно адаптивны, и это в человеческой природе, что люди привыкают ко многим вещам. Даже во время войны люди тоже влюбляются, женятся и продолжают свою жизнь. Это также означает, что то, что считалось вчера абсолютно неприемлемым и беспрецедентным, теперь становится частью реальности. Мы оказались в ситуации, когда ядерное государство в Европе атакует своего соседа без всякой причины с чётко сформулированной целью разорвать его территорию. Это слишком большая и слишком серьёзная угроза безопасности всей Европы, чтобы о ней просто так забыть. Действительно, украинское руководство делает очень хорошую работу, чтобы украинский вопрос, война против Украины не исчезала с радаров, и пока они делали это очень успешно.
Для вас не секрет, что одной из главных причин, если не основной причиной решения о предоставлении статуса кандидата для открытия дверей ЕС для Украины, было общественное мнение в государствах-членах ЕС. Конечно, не только это, политический класс, политическое руководство также чувствуют и понимают всю серьёзность ситуации и серьёзность угрозы своим странам. Но во всех странах ЕС, кроме одной, более 50% придерживались мнения, что Украина должна быть членом ЕС, и это помогло. Пока поддержка общественного мнения однозначно есть.
– Что касается платформы восстановления, предложенной Еврокомиссией. Когда он будет запущена на практике? Какие механизмы контроля будут запущены и на каких уровнях будут контролироваться поступление средств на реконструкцию?
– Это вопрос, на который я не могу ответить, дискуссии внутри институтов ЕС и дискуссии с нашими партнёрами продолжаются, но мы поддерживаем хороший контакт с украинским руководством по этому поводу.
Я могу только добавить, что понадобятся серьёзные глобальные финансовые усилия, чтобы восстановить Украину после военных разрушений. Усилия по восстановлению должны возглавить украинские власти в тесном партнёрстве с ЕС и ключевыми партнёрами, такими как G7 и G20 и другими третьими странами, а также международными финансовыми учреждениями и международными организациями.
Чтобы поддержать план реконструкции, Европейская комиссия предложила создать механизм "RebuildUkraine" как основной юридический инструмент для поддержки ЕС путём сочетания грантов и займов. Он будет заложен в бюджет ЕС, обеспечивая таким образом прозрачность, подотчётность и надёжное финансовое управление этой инициативе с чёткой связью с инвестициями и реформами.
- По вашей информации, когда ЕС согласует 7-й пакет санкций ЕС против России, до летних каникул или нет? Что в нем будет?
– Европейская комиссия ещё не предложила его. Прогнозировать что-либо – это на самом деле не то, на что я имею право или чего хочу как ответственная сторона в этом разговоре. Но мне трудно это предположить. Сегодня 12 июля, а пакет ещё не предложен. Я не уверен, можно ли его принять до летних каникул. В то же время, первые пакеты были предложены и приняты в течение нескольких дней, поэтому я также не могу полностью отвергать это.