Председатель правления СК ARX: наш опыт страхования военных рисков впоследствии будет очень важен для возвращения западных перестраховщиков на украинский рынок
Эксклюзивное интервью главы правления страховой компании ARX Андрея Перетяжко агентству "Интерфакс-Украина"
Текст: Лидия Гришан
- Украина уже больше года живет в состоянии войны, что изменилось в этот период на страховом рынке?
- Можно сказать, что рынок адаптировался. Он продолжает восстанавливаться, и мы видим хорошие темпы роста, особенно в последние месяцы. 19.1 млрд грн страховых премий за 6 месяцев, что на +24% больше аналогичного периода предыдущего года, согласитесь, очень хороший результат. Если экономические параметры, которые сегодня прогнозирует правительство, останутся на обозначенном уровне или будут улучшаться, то есть большая вероятность, того, что рынок уже в этом году достигнет "довоенных" объемов. Но чтобы достичь их в долларовом эквиваленте, по которому падение более существенное, понадобятся если не годы, то многие месяцы.
Наша компания, как и большинство ведущих компаний рынка, была во многом подготовлена к работе в сегодняшней ситуации, поэтому мы не видим сегодня рисков серьезного ухудшения для нашего сектора.
- А изменился ли спрос на страховые продукты в период войны?
- Те клиенты, которые остаются экономически активны, продолжают страховаться, воспринимая страхование, как хороший инструмент защиты своих экономических интересов. Безусловно, есть часть клиентов, как юридических, так и физических лиц, которые серьезно пострадали от агрессии, и, соответственно уменьшили объемы страхования.
Пострадали целые направления, такие как страхование авиационных рисков, туристическое страхование. Более медленными темпами восстанавливается страхование жизни, но уже показывает позитивную динамику к прошлому году.
Но еще раз - подавляющее большинство клиентов со стандартными годовыми полисами КАСКО, ОСЦПВ, ДМС, Имущество и т.д. продолжают страховаться. Это хорошая новость для всех, для всего рынка.
Большинство застрахованных клиентов, в отличии от 2014 года, понимают, что ущерб, нанесенный войной, не покрывается стандартным договором, поскольку это является специальным покрытием, и его необходимо покупать отдельно.
- Насколько реальна в Украине сейчас реализация страхования военных рисков?
- Если говорить профессионально на эту тему, то, конечно, надо сделать шаг назад и напомнить, что военные риски – это, в первую очередь, часть специального покрытия PVI (political violence risks), в которое входят военные, политические риски, в том числе такие как гражданские волнения, незаконная национализация и т.д. Этот рынок, с одной стороны, очень распространен во всем мире, с другой - он все-таки является достаточно нишевым. То есть количество перестраховщиков, которые принимают эти риски, достаточно ограничено.
И, конечно же, как в любом страховании, они используют статистику для ценообразования. Когда начинается война, такая статистика теряет свой смысл, потому что вы не можете больше прогнозировать, как будет развиваться события и какие убытки в будущем принесут военные действия. Соответственно, любой рынок реагирует на это одинаково, фактически прекращается покрытие для таких стран до стабилизации ситуации.
Кроме того, война в Украине и связанные с этим события, очень сильно повлияли на, как мы говорим, риск-аппетит рынка перестрахования. Потому что убытки, связанные напрямую или косвенно с агрессией России (например, национализация зарубежных самолетов в РФ), уже исчисляются миллиардами долларов и сейчас это убыточный бизнес в глобальном масштабе, который нужно как-то компенсировать другими доходами. Соответственно, сегодня количество игроков, которые готовы рассматривать рынок страхования PVI в широком смысле и отдельно непосредственно покрытие военных рисков, достаточно ограничен.
- Т.е пока идет война, Украина не получит перестраховочные емкости, а значит и возможность страховать многие рисков. Какой выход?
- Действительно, вряд ли можно ожидать в ближайшие месяцы, что перестраховочные рынки откроют свое покрытие для Украины. То есть простыми словами застраховать завод, который находится в непосредственной близости к военным действиям или объект, находящийся рядом с критической инфраструктурой, которая уже обстреливалась неоднократно российскими ракетами, вряд ли будет возможно. Потому что этот риск просчитать сложно, а стоимость такого страхования может приближаться к страховой сумме, соответственно, экономически это не будет работать.
Мы все знаем, что есть проекты, в которых наше государство совместно с международными донорами пытается создать специальную систему страхования и перестрахования рисков для Украины. Это очень сложная задача для нашего правительства и НБУ. Найти капитал, создать инфраструктуру, адаптировать законодательство, привлечь страховые компании, убедить участвовать мировых перестраховщиков….
Но в то же время мы, как локальные страховщики, которые знают ситуацию не из новостей CNN, понимая, как сегодня эти риски выглядят в Украине, можем понемногу предлагать эти покрытия определенным категориям наших клиентов.
- Значит, несмотря на все вышесказанное, ваша компания сейчас может предоставлять клиентам страхование военных рисков?
- Начнем с того, что мы уже давно запустили, продукт Бронезахист. Это страхование от несчастных случаев, в котором есть покрытие от военных рисков для лиц, не принимающих непосредственного участия в боевых действиях. И это достаточно популярный продукт.
Мы понимаем, что у нас нет перестрахования. Но мы можем выделить более или менее рисковые зоны, объекты и т.д. Мы можем проводить андеррайтинг для объектов, которые могут получить покрытие, но пока только в рамках нашего собственного удержания.
Мы являемся самой большой страховой компанией с точки зрения не только премий, но и капитала, который составляет около 2 млрд грн. А наше собственное максимальное удержание по одному объекту, согласно нашему риск-аппетиту - это 20 млн грн.
Месяц назад мы сделали предложение рынку и начали страховать предприятия от военных рисков с лимитом 10 млн грн. по событию. Пока это скорее пилотный проект. Естественно, это не будет массовым продуктом, который можно будет купить на сайте компании. Андеррайтеры оценивают отдельно риски каждого такого объекта. Первые договора уже заключены. Есть также позитивный опыт страхования грузов с включёнными военными рисками.
Уверен, что наш опыт страхования военных рисков со временем будет очень важен в будущем, для возврата западных перестраховщиков на украинский рынок.
- А что касается автострахования КАСКО, возможно в военное время получить полное покрытие от рисков войны?
- Мы также первыми на рынке запустили новый продукт страхование КАСКО Залізний купол, с покрытием военных рисков для автомобилей. Летом сделали опрос среди своих клиентов и увидели, что есть спрос на эту услугу, поскольку, к сожалению, даже нахождение далеко от линии фронта не защищает от повреждений в результате атак ракетами и дронами-камикадзе.
Важно, что этот продукт можно купить без основного КАСКО в нашей компании.
- У вас много клиентов по КАСКО, часть из них находится за рубежом. Как происходит процесс их обслуживания?
- К сожалению, мы не знаем точное количество наших клиентов, находящихся в той или иной стране, потому что происходит постоянная миграция. Некоторые люди живут на две страны. Но мы видим, что за рубежом происходят убытки примерно у 10% наших клиентов по КАСКО.
Главное на сегодня - нам достаточно быстро удалось достигнуть того, что наши клиенты за рубежом работают по такому же алгоритму, как и в Украине. То есть для них практически ничего не меняется. Они точно так же обращаются по телефону или онлайн в нашу службу урегулирования и получают или организацию ремонта на месте за границей, или компенсацию за фактический ремонт на банковские карты. Это очень удобно. И могу с уверенностью сказать, что для большинства наших клиентов просто невозможно получить более дешевое КАСКО за рубежом.
- Вы страхуете новых клиентов по КАСКО, если машина и человек находятся за рубежом?
- В принципе у нас есть внутренние и регуляторные требования, в том числе и финмониторинга. Поэтому главный вопрос, который нам удалось решить недавно, это удаленная идентификация, верификация наших клиентов. То есть благодаря системе удаленной верификации клиента плюс удаленной системе осмотра автомобиля мы можем застраховать нашего клиента-украинца в любой точке.
- Новым драйвером рынка во время войны стала "Зеленая карта", многие компании быстро нарастили большие портфели, но и выплаты могут быть немалые, поскольку это долгосрочный бизнес. Может ли это негативно отразится на МТСБУ и его членах?
Давайте так - в принципе, история нас всему учит. И чудес не бывает. Я очень хорошо помню все кризисы с 97-го года, когда появилась украинская "Зеленая карта". И всегда после каждого экономического кризиса, тем более после такого, с которым мы столкнулись сейчас, есть компании банкроты. Как вы правильно заметили, это долгосрочный бизнес. Так называемый бизнес "с длинными хвостами". Проходит какой-то период, чтобы все убытки были заявлены в полном объеме. И очень часто именно большие убытки приходят с опозданием. Опыт показывает, что процесс банкротства некоторых компаний начинается через два-три года после начала кризиса. Поэтому я уверен, что этот кризис не будет исключением, к сожалению.
Остается вопрос, достаточно ли денег в фондах Моторного бюро для того, чтобы покрыть обязательства таких компаний. Если у компании сильные профильные стратегические инвесторы, западные компании, то они имеют возможность покрыть этот убыток из своего капитала. Если же это компания, где акционеры -украинские физические лица, то, конечно, всегда есть вопрос, готовы ли они поддержать свою компанию, заплатить за свою ошибку агрессивного поведения на рынке.
Мы прекрасно понимаем, что "Зеленая карта" - это обязательный продукт, который продается по единой цене и что комиссионное вознаграждение для продавцов является главным двигателем продаж.
- Сколько должно быть "Зеленой карты" в страховом портфеле компании, чтобы не было негативных последствий?
- Вы знаете, я отвечу на этот вопрос просто. У нас есть стратегия, есть операционная политика, и мы четко понимаем нашу цель - каждый продукт без исключения должен быть прибыльным.
Мы внимательно наблюдаем за каждым продуктом и очень быстро реагируем на появление отклонений в плановой убыточности в каждом из них. Это задача номер один. Каждый продукт, даже если он занимает 5% в нашем портфеле, должен быть прибыльным. Поэтому я не дам тут никакого совета - 10%, 20% или 30%. Чем более диверсифицированный у вас продуктовый портфель, тем более вы устойчивы к разного рода кризисам, причем диверсификация должна быть как продуктовая, так и с точки зрения каналов дистрибуции. Все должно быть сбалансировано.
- Давайте поговорим теперь о вашей компании: как ARX завершила полугодие?
- Мы очень довольны своими показателями по двум причинам. Во-первых, мы перевыполнили план и выросли более чем на 40% в страховых платежах. Премии по нон-лайфу составили более 1.7 млрд, в лайфе – 152 млн. грн. Конечно, мы понимаем, что, в прошлом году, начиная с 24 февраля, было сильное падение показателей, но мы видим устойчивый тренд на рост нашего бизнеса и на рост нашей рыночной доли, укрепления лидерской позиции. Наши платежи последние месяцы превышают уровень 2021года.
Во-вторых, мы очень довольны, так как нам удается удерживать прибыльность операций на достаточно высоком уровне. Поскольку финансовое положение компании очень хорошее, сегодня мы можем не просто предлагать такие новые покрытия, как военные риски, но и продолжать активно инвестировать в будущее, в развитие компании. В первую очередь мы говорим об инвестициях в IT системы, в новые сервисы. Так, например, недавно вышел новый релиз нашего мобильного приложения My ARX, где наши клиенты могут получить много новых удобных сервисов.
С первого дня войны мы поддерживаем своих сотрудников и их семьи. Этот приоритет у нас остается, и мы видим, что сотрудники ценят заботу компании. У нас есть специальные программы по поддержке тех, кто нуждается в жилье, для вынужденных переселенцев в Украине и за рубежом, пострадавших от военных действий, тех, кто нуждается в психологической помощи и безусловно, сотрудников, которые служат в ВСУ.
Мы поддерживаем нашу армию с первых недель полномасштабной войны и делаем это на регулярной основе. Сумма помощи непосредственно на армию уже превысили 50 млн.грн.
- С 1 января 2024 года вступает в действие новый закон "О страховании", который меняет почти все правила игры на рынке. Вы готовы к этому?
- Вы затронули очень важный вопрос. Мы должны перейти на европейские стандарты, если мы идем в Европу и хотим иметь по-настоящему европейский рынок страхования.
Мы обязаны имплементировать все эти новшества, которые есть в законе, в указанные там сроки. Так получается, что в последнее время количество изменений на страховом рынке огромное. К требованиям нового закона добавились внедрение нового стандарта МСФО-17, очень серьезные правила по финансовому мониторингу и многие другие новые требования регулятора. Получается, что страховщики в ближайшее время должны будут существенно увеличить свои административные расходы и в какой-то мере даже сместить свой фокус с развития бизнеса на имплементацию новых норм.
В общем, это вызов для нас и всего рынка. Безусловно, мы уже многие годы являемся международной компанией и практически все европейские требования для нас хорошо знакомы и являются внутренними корпоративными правилами ведения бизнеса. Риск-менеджмент, комплаенс, актуарная служба, внутренний аудит, независимые директора и т.д. давно являются стандартами управления компанией. Но скажу честно, у нас есть в проектном офисе целый план имплементации всех требований закона, и он выглядит, как один из самых больших проектов в этом и следующем году.
- А как это отразится на клиентах?
- Увеличение расходов компании, соответственно, приводит к уменьшению прибыли компании. Если не будет существенного роста бизнеса для компенсации, то часть новых постоянных расходов на администрирование, конечно, отразится на цене наших услуг.
- Помимо увеличения цен для клиентов, в связи с переходом на новые классы страхования, надо будет менять старые договора или они будут действовать?
- Вы знаете, что мы очень клиентоориентированные, поэтому сделаем все для того, чтобы страхователи это не почувствовали. Уверен, что наши клиенты здесь не пострадают, они не заметят этого перехода.
- Каким вы видите рынок после того как он переживет законодательные новшества?
- Я оптимистично настроен с точки зрения перспектив реформирования нашего рынка. Вспомните, как такие же реформы в 2014-16 годах проходил банковский рынок. Банкопад, АТО, жесточайший экономический кризис, критика действий НБУ в парламенте… Зато сейчас это островок стабильности в нашей экономике.
Единственное, конечно, у меня нет иллюзии, что это произойдёт быстро, по щелчку пальцев. Во время войны, в условиях отсутствия ресурсов, для многих компаний какие-то нормы, которые напрямую не влияют на способность компании выполнять свои обязательства, наверное, возможно переносить или давать временные послабления. Но это вопрос профессиональной дискуссии на уровне рынка (ассоциаций) и НБУ.
После того, как изменения реально заработают, страховой бизнес получит позитивный толчок. Потому что рынок станет прозрачным, капитализированным, прогнозируемым и интересным для инвесторов. Комплексный надзор со стороны НБУ сможет больше не допускать банкротств страховых компаний, что сделает рынок с одной стороны более конкурентным, с другой – более прибыльным. Запрос на профессионализм менеджмента страховщиков будет расти, поскольку требования акционеров, будут направлены на органический рост, качество сервиса, финансовую стабильность и прибыльность.