"Украинский институт будущего" предлагает новую либеральную налоговую реформу "4 по 10"
Концепцию либеральной реформы налоговой системы Украины, альтернативной Национальной стратегии доходов, которая предполагает переход к четырем основным налогам по ставке 10%, представил аналитический центр "Украинский институт будущего" в четверг.
"После проведения реформы у нас остается ЕСВ (единый социальный взнос) 10% и НДФЛ (налог на доходы физлиц) 10%", – сказал директор экономических программ Анатолий Амелин, представляя концепцию в агентстве "Интерфакс-Украина" в четверг.
По его словам, она также предполагает 10% налог с розничных продаж вместо 20% налога на добавленную стоимость (НДС) и 10% налог на распределенную прибыль вместо 18% налога на прибыль.
В представленных документах уточняется, что предусмотрен пятилетний переходной период: в течение него налог с розничных продаж будет снижен с 15% до 10% по 1 процентному пункта (п.п.) в год и НДФЛ с 20% до 10% по 2 п.п. в год.
Помимо того предусмотрена "брутизация" заработной платы, когда налоги с нее платит только работник, и ЕСВ, и НДФЛ начисляются на единую базу – оклад, тогда как сегодня ЕСВ начисляется на фонд оплаты труда и является налогом на работодателя. При "брутизации" нынешняя ставка ЕСВ 22% на фонд оплаты труда соответствует 18% ставке на оклад, а 18% НДФЛ – 16% НДФЛ.
Кроме того, представленная либеральная налоговая реформа предполагает сократить число групп в упрощенной системе налогообложения с четырех до двух: первая – это микробизнес, который платит фиксированную сумму патента, и вторая – остальной бизнес (оборот до 2000 минзарплат + 300 минзарплат на каждого наемного работника), уплачивающий только налог с продаж.
Среди других новшеств – упрощение правил акциза для легальных производителей и продавцов, минимизация контроля с помощью ликвидации акцизных накладных с осуществлением взамен непрямых методов контроля синхронизация ставок таможенных сборов в товарных группах - одна ставка для всей товарной группы, а также передача финансовых ресурсов сразу в регионы для самодостаточности и независимости местных бюджетов.
Амелин заявил, что необходимость такой либеральной реформ связана с тем, что украинская экономика находится на грани коллапса из-за полномасштабного вторжения РФ в Украину: потеряно почти 30% ВВП, большая часть промышленных регионов находится под оккупацией или полностью уничтожена, бизнес настроен на миграцию в другие страны, продолжается демографический кризис. Ссылаясь на исследование Advanter о состояния бизнеса в Украине, он подчеркнул, что налоговая система является одной из ключевых помех для восстановления и ведения бизнеса - 27% опрошенного бизнеса заявили, что ограничением для развития являются высокие налоги и сборы, а также помехи со стороны регуляторных и фискальных органов.
Как считает Амелин, либеральная налоговая реформа способна улучшить экономику Украины и запустить ее постепенный рост, так как она будет способствовать повышению реальной заработной платы, уменьшит мотивацию оптимизировать и выплачивать зарплаты в конвертах.
Эксперт экономических программ аналитического центра "Украинский институт будущего" Яна Лаврик подчеркнула, что среди ожидаемых от реформы эффектов - рост доверия к государству со стороны населения и снижение спроса на валюту, ускорение роста ВВП и приток дополнительных инвестиций в экономику.
Согласно представленным расчетам, рост ВВП Украины в случае реализации реформы ускорится до 6,3% в 2025 году и 8,1% в 2028 году вместо соответственно 5,5% и 4,3% без реформы, к 2030 году дополнительный эффект достигнет $92 млрд номинального ВВП в год, а теневая экономика сократится с 35% до 20%.
"Украинский институт будущего" также считает, что такая налоговая реформа позволит избежать снижения курса гривни до 42,5 грн/$1 в 2027 году и 46,8 грн/$1 в 2028 году, ограничиваясь соответственно ее ослаблением до 41 грн/$1 и 43,1 грн/$1.
В то ж время авторы концепции либеральной налоговой реформы признают, что ее внедрение увеличит дефицит госбюджета на 321 млрд грн, или $8 млрд в 2025 году и на 419 млрд грн, или $10 млрд в 2026 году и будет оставаться в пределах $6-8 млрд ежегодно в последующие четыре года, который можно будет частично уменьшить за счет компенсаторов.
Как сообщалось, летом 2022 года заместителем главы Офиса президента Ростиславом Шурмой была налоговая реформа "10-10-10": 10% – налог на прибыль, 10% – НДФЛ и 10% – НДС, в разработке концепта которой также принимал участие Амелин. Однако она так и не была воплощена, а Шурма признал, что в условиях войны, зависимости от международного финансирования и критики реформы со стороны МВФ ее практическая реализация маловероятна.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=wqCzsOkO9Sw
https://drive.google.com/file/d/1B9xUKIGFmiuhZ1TsH-afQQO0fm0Z-w1N/view