Колонки

Прежде чем судить, подумай, как не навредить

Роман Бабий, украинский юрист, политик, народный депутат Украины IX созыва

 

Несколько дней назад Президент Украины Владимир Зеленский инициировал срочную ликвидацию Окружного административного суда города Киева. Проект Закона № 5369 от 13.04.21 г. содержит всего 3 предложения в основной части, а также заключительные и переходные положения. Суть проста: ликвидировать ОАСК, создать новый - Киевский городской окружной административный суд. Далее с этим работать депутатам.

В обществе относятся к этой идее по-разному: от восстановления доверия к судебной системы благодаря ликвидации "опозорившегося" суда и создания на его месте нового, с вызывающим доверие составом судей, до "это просто переименование, а не ликвидация" и "это исполнение воли западных партнеров и война с неугодными власти и неподконтрольными судьями".

Однако, как всегда, "дьявол кроется в деталях", в нашем случае - в заключительных и переходных положениях.

Представим себе, что закон принят и вступил в силу. В тот же день ОАСК прекращает слушать все дела, независимо от стадии, на которой находится рассмотрение. Даже те, в которых все доказательства изучены и все пояснения заслушаны (сейчас этот процесс может продолжаться год или даже дольше).

Далее начнется процесс создания нового суда. Пока он будет продолжаться, незаконченные и новые дела должен рассматривать Киевский окружной административный суд (областной).

ОАСК очень быстро, в течение двух календарных недель, должен передать ВСЕ (и актуальные, и архивные) дела в КОАС, а тот должен их принять. Не думаю, что это реально, однако, с другой стороны, никаких негативных последствий при нарушении этой нормы не установлено, поэтому фактически "когда передадут - тогда передадут".

Но самое важное - как будет обеспечено относительно быстрое рассмотрение дел и защита прав и интересов лиц, которые обращаются за судебной защитой. В ОАСК работает 50 судей, в КОАС - 22 судьи при 25 штатных должностях, то есть вдвое меньше. В 2020 году в КОАС было около 20 тыс. производств, а в ОАСК - около 60 тыс. - втрое больше.

В случае принятия законопроекта в представленной редакции вся нагрузка от 50 судей ОАСК, которые и так очень условно придерживались сроков рассмотрения дел, одномоментно перейдет дополнительной нагрузкой к существующему областному суду. То есть, если брать за ориентир статистику прошлого года, то 22 судьи областного суда с того момента должны будут рассмотреть 80 тыс дел. Нагрузка на одного судью возрастет в 4 раза!

Решением могло бы стать временное увеличение штатной численности судей КОАС. Однако эти должности еще предстоит заполнить судьями. Проще и правильнее сосредоточиться на быстром создании нового суда. Однако при нынешней ситуации при отсутствии Высшей квалификационной комиссии судей Украины это невозможно в ближайшей перспективе.

Законопроект о возобновлении работы ВККСУ еще нужно поддержать во втором чтении, затем должна быть сформирована конкурсная комиссия для формирования ВККСУ, после этого - проведен конкурс в ВККСУ, а потом понадобится какое-то (надеюсь, непродолжительное) время для организации работы ВККСУ. Только после этого можно начать конкурсы для новых судей, и немало времени  обственно сам конкурс. К тому же, в ВККСУ за полтора года недееспособности образовалась целая серия нерешенных срочных вопросов. По самым оптимистичным оценкам это будет продолжаться около года.

Не думаю, что при такой нагрузке КОАС за год успеет рассмотреть много дел. Фактически отправление правосудия по административным делам практически остановится не только в Киеве, но и в Киевской области. Это лишит граждан возможности защищать свои права от действий, решений, бездействия органов центральной и местной власти. А все дела, которые не успеет рассмотреть за переходной период областной админсуд, будут сразу же переданы в новообразованный суд, и ... их рассмотрение опять начнется сначала.

Такая невеселая ситуация складывается в административном судопроизводстве в случае принятия переходных положений законопроекта №5369 именно в этой редакции.

И еще один нюанс. В законопроекте никак не объясняется дальнейшая судьба нынешних судей ОАСК. Согласно Конституции, сам факт ликвидации суда не является основанием для увольнения судей. Им должен быть предложен перевод в другой суд. И только в случае, если судья не соглашается на такой перевод - он увольняется.

Но куда надо переводить судей ОАСК? Вариантами могут быть новые суды или другие суды админюстиции, где есть вакантные должности. Дополнительным условием для перевода можно установить прохождение квалификационного оценивания (более половины судей ОАСК его так и не прошли). И эти процедуры также должны быть отражены в законопроекте.

Поэтому, по моему убеждению, необходимо разработать более совершенную модель передачи и рассмотрения дел ОАСК, чем та, которая предложена законопроектом. Вариантов может быть несколько:

 

Такая модель требует отдельного обсуждения, по результатам которого мы должны выбрать наиболее оптимальный вариант для обеспечения права граждан на доступ к правосудию.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ