Колонки

ОАСК ликвидирован. Что дальше?

Роман Бабий, украинский юрист, политик, народный депутат Украины IX созыва

 

13 декабря 2022 г. Верховная Рада приняла в первом чтении и в целом законопроект №5369, посвященный ликвидации Окружного административного суда г. Киева (ОАСК). Вместо него создается новый Киевский городской окружной административный суд (КОАС). За это решение проголосовало более 300 депутатов. В этот же день законопроект подписал Президент Украины. С 15 декабря 2022 г. соответствующий Закон (№2825-ІХ) вступил в силу, и ОАСК прекратил отправлять правосудие.

Попробуем разобраться, что будет дальше. Какова судьба судей этого суда, работников аппарата суда? Что будет с десятками тысяч рассматриваемых в ОАСК дел и что делать тем, кто планировал обращаться в этот суд. К сожалению, этой проблематике посвящено всего несколько предложений в заключительных и переходных положениях Закона.

Что будет с судьями и работниками аппарата суда?

Начнем с судей. Будем откровенны – именно из-за них, а точнее, из-за некоторых из них и возник этот законопроект. Однако согласно действующему законодательству факт ликвидации суда никоим образом не влияет на статус судьи.

Согласно Конституции Украины ликвидация суда, где работает судья, не является основанием для увольнения этого судьи.

Поэтому все судьи ОАСК остаются судьями, сохраняют соответствующие гарантии и продолжают получать судейское вознаграждение. Единственное отличие – они перестают выполнять свою работу, то есть рассматривать дела.

Судьям ОАСК должны предложить перевод в другой административный суд. С должности их можно уволить только в том случае, если они не согласятся с таким переводом. Эта процедура проводится по решению Высшего совета правосудия (ВРП), который пока не работает, ожидая назначения новых членов.

Работники аппарата, которых в ОАСК насчитывалось около 200, должны быть уволены как работники любого органа госвласти или ликвидируемого предприятия. Еще несколько месяцев они смогут получать зарплату, но после этого становятся потенциально безработными. В идеале их должны перевести на аналогичные должности в другие суды, однако в нынешние времена вряд ли это будет работать именно так.

А как насчет дел, которые рассматривались в ОАСК или должны там рассматриваться?

С 15 декабря ОАСК перестал рассматривать все дела, независимо от стадии, на которой находилось разбирательство. Это касается и недавно поданных исков и дел, по которым состоялось несколько заседаний. И даже тех, где рассмотрены все доказательства и заслушаны все объяснения, а дело находится на стадии дебатов или судья вообще удалился в совещательную комнату для вынесения решения. Более того, если судья уже объявил краткий текст решения, но не успел подготовить полный текст, он уже не сможет его подписать.

ОАСК очень быстро, в течение двух календарных недель, должен передать все дела в областной админсуд. Не думаю, что это реально в такие сроки, однако, с другой стороны, никаких негативных последствий при нарушении этой нормы не установлено, поэтому фактически когда передадут - тогда передадут.

Пока актуальных дел в ОАСК более 50 тысяч, архивных – сотни тысяч.

До создания и начала работы нового суда все незаконченные дела и новые иски должен рассматривать Киевский окружной административный суд (областной админсуд).

В нынешних обстоятельствах запустить новый суд быстро не выйдет из-за неработающего с начала войны Высшего совета правосудия (ВСП) и отсутствия с осени 2019 г. Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККСУ).

По оптимистическим оценкам возобновить работу ВСП можно в феврале 2023 г. Затем ВСП должен образовать новую ВККСУ. Конкурсные процедуры по ВККСУ продолжаются, но еще не завершены. Далее ВККСУ должен объявить и провести конкурс по заполнению вакансий в новом суде. Это тоже займет несколько месяцев. И помним, что за более чем трехлетний срок, когда не работала ВККСУ, накопилось большое количество критических вопросов.

То есть, по самым оптимистичным прогнозам запустить новый суд реально примерно через год.

С учетом всего этого рассмотрение дел и защита прав и интересов лиц, обращающихся за судебной защитой, в течение хотя бы приемлемых сроков, не говоря уже о сроках, установленных Кодексом административного судопроизводства, в административной юрисдикции на территории г. Киева и Киевской области под большим вопросом. И вот почему.

В ОАСК фактически работало немногим более 40 судей. В течение года эти судьи рассматривали около 60 тысяч производств, а к концу года нерассмотренными оставались 30-35 тысяч.

В областном админсуде работает вдвое меньше судей – чуть больше 20. Нагрузка на них втрое меньше – около 20 тысяч производств в год, на конец года остается в производстве до 10 тысяч.

Если весь остаток нерассмотренных ОАСК передать судьям областного админсуда, нагрузка на одного судью сразу же возрастает в 4 раза!

Сколько дел при таких условиях успеет рассмотреть и вынести решение судья областного админсуда за условный год до создания нового суда? Очевидно, что немного. И это только по существующим делам, а еще будут следуют новые иски. Какова будет их судьба и скорость рассмотрения – представить не трудно.

Есть риск критического замедления отправления правосудия по административным делам во всем Киевском регионе.

После создания нового суда все дела, которые не успеет рассмотреть областной админсуд, будут сразу же переданы в вновь суд, и… их рассмотрение начнется заново новыми судьями.

Из-за всего этого может проявиться еще одна негативная тенденция – чувство безнаказанности у органов власти. Они будут знать, что через суд их решение быстро не отменят и не заставят соблюдать законодательство. На это могут уйти годы. Соблазн для органов власти принимать решения, совершать действия или вообще не делать того, что должен делать, получая от этого те или иные выгоды, весьма велик и очень опасен.

Поэтому уже сейчас органы полномочные судебной власти и народные депутаты должны нарабатывать решения и механизмы, минимизирующие все эти негативные последствия.

Какие варианты разрешения ситуации:

Эти и подобного рода механизмы следует реализовывать уже сейчас. Нельзя оставлять граждан, даже временно, без судебной защиты, тем более по спорам с органами власти.

 

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ