Интерфакс-Украина
11:14 03.10.2025

Морские пути обеспечили в 2024 г. 71% агроэкспорта и еще на четверть не достигли довоенных показателей - УКАБ

2 мин читать
Морские пути обеспечили в 2024 г. 71% агроэкспорта и еще на четверть не достигли довоенных показателей - УКАБ

Морские пути обеспечили в 2024 году 71% агроэкспорта, что на четверть меньше довоенных показателей, сообщил Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ).

Аналитики бизнес-объединения проанализировали динамику экспортных путей в 2021-2024 годах и отметили, что в довоенном 2021 году в аграрной экспортной логистике доминировали черноморские порты, через которые проходило 94% агроэкспорта.

В связи с полномасштабной войной в 2022 году произошла переориентация на альтернативные маршруты, напомнили в УКАБ. Доля черноморских портов тогда составляла 53% за счет отгрузок за январь-февраль, а также функционирования Черноморской зерновой инициативы ООН. В то же время выросла доля перевозок через дунайские порты - 20% экспорта, и начало работы "Путей солидарности" ЕС, которыми было проэкспортировано 25% всех агротоваров.

Аналитики отметили, что в 2023 году дунайские порты усилили свой потенциал как альтернативный экспортный канал, доля которого достигла 36%. В то же время черноморские порты обеспечивали 38%, а "Пути солидарности" - 24%.

Восстановление работы украинских морских портов в 2024 году обеспечило полноценную логистику для насыпной продукции, в то время как готовая и упакованная продукция все еще существенно зависит от функционирования "Путей солидарности" ЕС и дунайских портов. Украинский морской коридор обеспечил 71% экспорта. Доля "Путей солидарности" составила 15%, а дунайских портов - 13%, отметили эксперты.

Они сделали выводы, что украинская экспортная логистика является адаптивной.

"Украина вместе с международными партнерами продемонстрировала чрезвычайную гибкость, совместно в сжатые сроки построив альтернативные экспортные маршруты через ЕС, когда работа морских портов была парализована", - отметили аналитики и высоко оценили работу украинских военных, которая позволила вернуть экспорт морскими путями.

Они указали на важность диверсификации рисков через альтернативные маршруты: железнодорожный, речной и автомобильный транспорт остаются важной составляющей экспортной логистики.

"Аграрная экспортная логистика Украины демонстрирует адаптивность к вызовам военного времени. Однако наземные и речные маршруты, несмотря на свою критическую важность для выживания отрасли, не способны в полной мере заменить пропускную мощность и экономическую эффективность морских перевозок. Именно возможности морских портов позволяют Украине полноценно выполнять международные контракты и поддерживать статус глобального гаранта продовольственной безопасности", - резюмировали в УКАБ.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

Цены на посуточную аренду жилья в Карпатах накануне праздников выросли на 67% - OLX

"Запорожсталь" аварийно остановила производство из-за блэкаута в результате массированных российских обстрелов по объектам энергоинфраструктуры Украины

РФ атаковала ТЭС "ДТЭК", в результате чего они получили повреждения

АЭС вынужденно снизили мощность из-за массированной атаки РФ - глава Минэнерго

Из-за массированной атаки РФ почти полностью обесточены Ривненская, Тернопольская и Хмельницкая области - глава Минэнерго

Нефть умеренно дешевеет, Brent торгуется чуть ниже $62 за баррель

Минразвития планирует на 2026г соглашение о международных автоперевозках с Албанией и начало перевозок с Марокко

Госбюджет-2026 в случае продолжения войны требует увеличения расходов минимум на 325 млрд грн - Пидласа

Корпорация "Эталон" планирует выход на рынок грузовиков полной массой до 3,5 тонн

Revolut предупредил о закрытии счетов украинцев с 22 февраля 2026 года

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА