Интерфакс-Украина
11:14 03.10.2025

Морские пути обеспечили в 2024 г. 71% агроэкспорта и еще на четверть не достигли довоенных показателей - УКАБ

2 мин читать
Морские пути обеспечили в 2024 г. 71% агроэкспорта и еще на четверть не достигли довоенных показателей - УКАБ

Морские пути обеспечили в 2024 году 71% агроэкспорта, что на четверть меньше довоенных показателей, сообщил Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ).

Аналитики бизнес-объединения проанализировали динамику экспортных путей в 2021-2024 годах и отметили, что в довоенном 2021 году в аграрной экспортной логистике доминировали черноморские порты, через которые проходило 94% агроэкспорта.

В связи с полномасштабной войной в 2022 году произошла переориентация на альтернативные маршруты, напомнили в УКАБ. Доля черноморских портов тогда составляла 53% за счет отгрузок за январь-февраль, а также функционирования Черноморской зерновой инициативы ООН. В то же время выросла доля перевозок через дунайские порты - 20% экспорта, и начало работы "Путей солидарности" ЕС, которыми было проэкспортировано 25% всех агротоваров.

Аналитики отметили, что в 2023 году дунайские порты усилили свой потенциал как альтернативный экспортный канал, доля которого достигла 36%. В то же время черноморские порты обеспечивали 38%, а "Пути солидарности" - 24%.

Восстановление работы украинских морских портов в 2024 году обеспечило полноценную логистику для насыпной продукции, в то время как готовая и упакованная продукция все еще существенно зависит от функционирования "Путей солидарности" ЕС и дунайских портов. Украинский морской коридор обеспечил 71% экспорта. Доля "Путей солидарности" составила 15%, а дунайских портов - 13%, отметили эксперты.

Они сделали выводы, что украинская экспортная логистика является адаптивной.

"Украина вместе с международными партнерами продемонстрировала чрезвычайную гибкость, совместно в сжатые сроки построив альтернативные экспортные маршруты через ЕС, когда работа морских портов была парализована", - отметили аналитики и высоко оценили работу украинских военных, которая позволила вернуть экспорт морскими путями.

Они указали на важность диверсификации рисков через альтернативные маршруты: железнодорожный, речной и автомобильный транспорт остаются важной составляющей экспортной логистики.

"Аграрная экспортная логистика Украины демонстрирует адаптивность к вызовам военного времени. Однако наземные и речные маршруты, несмотря на свою критическую важность для выживания отрасли, не способны в полной мере заменить пропускную мощность и экономическую эффективность морских перевозок. Именно возможности морских портов позволяют Украине полноценно выполнять международные контракты и поддерживать статус глобального гаранта продовольственной безопасности", - резюмировали в УКАБ.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

Европейский Совет и Европарламент согласовали план прекращения импорта российского газа

ЕБРР предоставил Креди Агриколь банку гарантию для кредитования бизнеса на EUR150 млн

Швеция выделяет новый пакет гражданской помощи Украине на сумму EUR100 млн

ЕБРР предоставит "Укргидроэнерго" EUR75млн и рассчитывает на дополнение его инвестгрантами на EUR20 млн

Торговые площади первого и минус первого этажей ТОК "Gulliver" откроют с 12 декабря 2025 года

Урожай картофеля в сезоне-2025 в Украине на 50% выше прошлогоднего - Институт картофелеводства

Минюст опровергает информацию о "новых правилах" покупки недвижимости с 1 января 2026 года

Клиенты банков получили возможность в режиме 24/7 отслеживать прохождение своих платежей - НБУ

Бизнес в ноябре ухудшил оценки деловой активности ниже нейтрального уровня - НБУ

Повышение "Укрзализныцей" тарифов на грузоперевозки критически повлияет на агроэкспорт - ВАС

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА