Интерфакс-Украина
11:14 03.10.2025

Морские пути обеспечили в 2024 г. 71% агроэкспорта и еще на четверть не достигли довоенных показателей - УКАБ

2 мин читать
Морские пути обеспечили в 2024 г. 71% агроэкспорта и еще на четверть не достигли довоенных показателей - УКАБ

Морские пути обеспечили в 2024 году 71% агроэкспорта, что на четверть меньше довоенных показателей, сообщил Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ).

Аналитики бизнес-объединения проанализировали динамику экспортных путей в 2021-2024 годах и отметили, что в довоенном 2021 году в аграрной экспортной логистике доминировали черноморские порты, через которые проходило 94% агроэкспорта.

В связи с полномасштабной войной в 2022 году произошла переориентация на альтернативные маршруты, напомнили в УКАБ. Доля черноморских портов тогда составляла 53% за счет отгрузок за январь-февраль, а также функционирования Черноморской зерновой инициативы ООН. В то же время выросла доля перевозок через дунайские порты - 20% экспорта, и начало работы "Путей солидарности" ЕС, которыми было проэкспортировано 25% всех агротоваров.

Аналитики отметили, что в 2023 году дунайские порты усилили свой потенциал как альтернативный экспортный канал, доля которого достигла 36%. В то же время черноморские порты обеспечивали 38%, а "Пути солидарности" - 24%.

Восстановление работы украинских морских портов в 2024 году обеспечило полноценную логистику для насыпной продукции, в то время как готовая и упакованная продукция все еще существенно зависит от функционирования "Путей солидарности" ЕС и дунайских портов. Украинский морской коридор обеспечил 71% экспорта. Доля "Путей солидарности" составила 15%, а дунайских портов - 13%, отметили эксперты.

Они сделали выводы, что украинская экспортная логистика является адаптивной.

"Украина вместе с международными партнерами продемонстрировала чрезвычайную гибкость, совместно в сжатые сроки построив альтернативные экспортные маршруты через ЕС, когда работа морских портов была парализована", - отметили аналитики и высоко оценили работу украинских военных, которая позволила вернуть экспорт морскими путями.

Они указали на важность диверсификации рисков через альтернативные маршруты: железнодорожный, речной и автомобильный транспорт остаются важной составляющей экспортной логистики.

"Аграрная экспортная логистика Украины демонстрирует адаптивность к вызовам военного времени. Однако наземные и речные маршруты, несмотря на свою критическую важность для выживания отрасли, не способны в полной мере заменить пропускную мощность и экономическую эффективность морских перевозок. Именно возможности морских портов позволяют Украине полноценно выполнять международные контракты и поддерживать статус глобального гаранта продовольственной безопасности", - резюмировали в УКАБ.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

Правительство выделило 8,4 млрд грн на импорт газа для отопительного сезона - Свириденко

Инвестиции в уставный капитал в рамках стимулирующей валютной либерализации в сентябре достигли $56 млн - НБУ

В НБУ видят среди возможных новых маяков с МВФ развитие рынка капиталов, детенизацию и приватизацию госбанков

Правительство предоставило "Укрзализныце" 8 млрд грн для бесперебойной работы в условиях военного положения

Ослабление гривни в октябре на 1,5% сезонное, с начала года она укрепилась на 0,65%, ситуация контролируемая - НБУ

ПриватБанк за 9 мес.-2025 увеличил чистую прибыль на 5%

Все отделения сети Power Banking работают в Чернигове, Киеве, многие из них также работают в регионах - Пышный

Украина начала отбирать газ из ПХГ

McDonald's планирует открыть 11 ресторанов в Украине в 2026 г.

НБУ ожидает внешнее финансирование $15 млрд до конца 2025 г. и $47 млрд в 2026 г. - Пышный

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА