16:06
01.09.2010
Замглавы ЦИК: 3 сентября Центризбирком может объявить о старте с 11 сентября кампании по местным выборам
Эксклюзивное интервью заместителя главы Центральной избирательной комиссии Андрея Магеры информационному агентству «Интерфакс-Украина»
Вопрос: Когда должна начаться избирательная кампания по очередным местным выборам, которые намечены на 31 октября?
Ответ: Начало избирательного процесса у нас должно быть 11 сентября. А за пять дней до начала избирательного процесса ЦИК должна принять решение о его объявлении.
Исходя из этого, я предвижу, что самое позднее это может быть 3-го числа.
Вопрос: Согласно закону, ЦИК формирует состав областных, районных и городских территориальных избирательных комиссий. О каком количестве таких комиссий идет речь? Успеет ли ЦИК в отведенные законом сроки выполнить эту задачу?
Ответ: Речь идет фактически об около 700 территориальных избирательных комиссий на всей территории Украины.
Действительно, времени достаточно мало, и я бы сказал, что задание является достаточно сложным и проблематичным. Но в целом я считаю, что мы должны справиться с ним.
Вопрос: Насколько усложнит эту задачу новое положение, предусмотренное изменениями к закону о местных выборах, согласно которому в состав теризбиркомов путем жеребьевки включаются 3 члена из числа не парламентских партий, принимающих участие в выборах?
Ответ: Понятно, что жеребьевка займет определенное время для того, чтобы сформировать такие комиссии. Но в целом - я не думаю, что это значительно повлияет на возможность формирования этих комиссий.
Ну, и другого варианта у нас сейчас просто нет - времени очень мало, но мы должны все равно справиться.
Вопрос: Какие проблемы могут возникнуть при организации выборов?
Ответ: Есть немало вопросов, которые возникают во время того или иного избирательного процесса. Ну, во-первых - кадры, состав избирательных комиссий. Будем надеяться, что политические партии внесут качественные кандидатуры в состав территориальных избирательных комиссий.
Надеемся, что не будет никаких вопросов и проблем с финансированием избирательного процесса, что все средства своевременно будут поступать на счет ЦИК. Во всяком случае, до этого времени у нас таких проблем не было.
Что касается каких-либо других проблем, которые возникают – вы знаете, я неоднократно говорил, что закон о местных выборах, который был принят, во многих моментах был сырой, не готовый. И не удивительно, что Верховная Рада сейчас в авральном порядке намеревалась изменить много положений этого закона.
Понятно, что все недостатки устранить было невозможно, но то, что есть - то и есть.
Еще один момент: я не исключаю того, что закон может быть предметом рассмотрения в Конституционном суде, если не менее 45 народных депутатов Украины обратятся по вопросам его неконституционности.
Ожидать на 100% решения Конституционного суда о соответствии этого закона Конституции – я думаю, что об этом вряд ли можно говорить. Есть много вопросов, которые вызывают сомнения.
Например – это и раньше говорили – о том, что способ избрания районных и областных советов должен отвечать Конституции Украины. В соответствии с Конституцией, районные и областные советы – это не просто представительские органы местного самоуправления, а это те органы, которые должны представлять совместные интересы территориальных громад сел, поселков, городов.
Поэтому вопрос остается открытым – насколько могут депутаты, избранные по одному-единственному списку, быть представителями совместных интересов территориальных общин сел, поселков и городов отдельно взятого, к примеру, региона.
Вопрос: Это касается пропорциональной части?
Ответ: Да, именно пропорциональной части – тут есть вопрос, и я думаю, этот вопрос пока что не снят.
То же самое – я не знаю, как Конституционный суд отнесется к тому, что кандидаты на должность, например, городского головы не могут избираться путем самовыдвижения, насколько эта норма тоже является верной с точки зрения Основного закона.
В целом, я скажу, что закон, который недавно был принят Верховной Радой на внеочередной сессии, содержит больше позитивных моментов, чем негативных.
Так, устранена норма о необходимости регистрации не менее, чем за 365 дней местных организаций партий. Я думаю, это позитивная норма закона.
Является позитивным и то, что более уточнен способ формирования территориальных избирательных комиссий в отличие от предыдущего регулирования – тяжело было понять, кто же подает представления, от имени каких партийных организаций, которые имеют фракции в Верховной Раде в виде блока.
Раньше это можно было понимать, как хочешь - сейчас уже понятно, что каждая из парламентских партий является самостоятельным субъектом внесения представлений. Условно говоря, Христианско-демократический союз не должен спрашивать согласия у "Нашей Украины" для того, чтобы подавать кандидатуры в состав территориальных избирательных комиссий. И каждая из этих партий на уровне местных организаций действует самостоятельно.
В этом аспекте этот закон пошел на улучшения ситуации, которая сейчас есть.
Вопрос: В целом Вы можете сказать, сколько субъектов выдвижения от парламента будет на этих выборах?
Ответ: Как известно, в Верховной Раде зарегистрировано 5 парламентских фракций, и если говорить о парламентских партиях, то их количество в целом составляет 16: две партии, которые самостоятельно сформировали свои фракции – Партия регионов и Коммунистическая партия, и еще 14 партий, которые в виде блоков пришли в парламент и там сформировали свои фракции.
Вопрос: Была ли раньше норма о том, что избиратели, которые находятся в местах лишения свободы, а также военнослужащие и граждане, проживающие за границей, не меют права голоса на местных выборах?
Ответ: На самом деле эта норма была и в прошлых законодательных актах по этому вопросу, поскольку какая-то логика в этом есть. Ведь членство в территориальной громаде предусматривает какую-то стабильную правовую связь между гражданином и отдельно взятой территориальной громадой – он там должен стабильно проживать. И в частности, это касается тех случаев, когда гражданин проживает за пределами Украины, то есть за границей.
Яркий пример этого – дипломатические работники, которые работают за границей, и члены их семей, которые также не являются членами территориальных громад.
Поэтому я думаю, что эта норма является логичной в данном случае.