Эксклюзивное интервью народного депутата, лидера фракции НУ-НС, председателя комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Верховной Рады, руководителя избирательного штаба партии "Фронт Змин" Николая Мартыненко агентству "Интерфакс-Украина"
Вопрос: Известны ли вам, как главе профильного комитета, подробности газовых переговоров между Украиной и Россией? Насколько соответствует действительности появившаяся информация, что достигнута договоренность о цене за газ для Украины 220-230 долларов США за 1000 метров кубических? На какие уступки пошла Украина в обмен на снижение цены на газ?
Ответ: Украинская власть допустила серьезный стратегический просчет еще в начале газовых переговоров с Россией, избрав политический формат решения коммерческого спора. Ведущие европейские компании E.ON (Германия), Eni (Италия), GdF Suez (Франция), Botas (Турция) в 2010 году, используя лишь правовые аргументы и обращение в суд, получили от "Газпрома" существенное снижение цены на газ. Без малейших экономических или политических уступок для своих стран. Кроме того, для корректировки цены на газ украинская власть отказалась использовать возможность давления на Россию в процессе ее вступления в ВТО.
Сегодня переговоры Киева и Москвы проходят в обстановке совершенной секретности. Украина политически слабее России, и мы бы имели преимущество, если бы все происходило открыто и понятно для общества.
К сожалению, "харьковскими соглашениями" наша власть показала, что готова решать хозяйственные вопросы в политической плоскости. Без оглядки на наши национальные интересы. По этой же причине мы и сейчас находимся в заведомо проигрышной ситуации.
Допустим, если цена - 220 долларов, что Россия захочет за это получить? Очевидно, контроль над нашей ГТС и на своих условиях. При этом Россия не возьмет на себя обязательства загружать нашу газотранспортную систему и продолжит строить обходные маршруты в направлениях "Северного" и "Южного потоков", через приватизированную уже ГТС Белоруссии. Таким образом, Россия хочет монополизировать все возможные пути поставки газа.
России могут быть интересны также наши стратегические предприятия, такие как "Турбоатом", "Энерготяжмаш", николаевская "Заря" и некоторые другие - их не так много осталось в государственной собственности.
К сожалению, очевидно, что законодательно украинская власть в энергетической отрасли будет идти в сторону Таможенного союза. Напомню о Третьем энергопакете ЕС - компании, которые одновременно занимаются добычей, транспортировкой и продажей газа, не имеют права участвовать в приватизации газотранспортных сетей. То есть, мы уже отходим от европейских правил.
Получается, что опять переговоры идут в политической плоскости. И можно предположить, что Украина снова за это заплатит гораздо большую цену, чем сумма той скидки за газ, которую может получить наша страна.
Вопрос: Как вы расцениваете договоренности о расчетах за российский газ в рублях?
Ответ: Это выгодно не нам. Поскольку у Украины довольно большие платежи за газ, мы обязаны формировать в Национальном банке рублевые резервы - то есть, жестко связываем себя с российским эмиссионным центром. При этом, по международной классификации эти резервы не будут относиться к золотовалютным резервам страны, их никто не будет учитывать, в том числе и МВФ...
Но почему мы не рассматриваем одновременно расчеты в рублях и гривнах, почему здесь не делаем баланс? Наша власть опять идет на уступки.
Еще один важный момент по газу есть в договоре о зоне свободной торговли Украина со странами СНГ. Согласно ему, мы не получаем доступа к российской газотранспортной сети. Предположим, Украина договорится о поставках газа с Туркменистаном, сегодня у нас есть один маршрут доставки газа в Украину – по территории России… Но нет доступа к этой сети...
Надо хотя бы балансировать наши интересы, если власть не умеет или не хочет их отстаивать. А так все идет нам в минус. Не исключено, что в результате нынешних переговоров мы получим вариант "харьковских соглашений" номер два. Хотя все может оказаться еще хуже.
Я не исключаю, кстати, что к переговорам о цене на российский газ подключены коммерческие структуры, которые не заинтересованы и не могут работать по абсолютно прозрачной схеме. Если есть такая схема, то там нет места для их, так называемого, бизнеса… Вспомним RosUkrEnergo…
Вопрос: Вы критически высказывались о подписании Украиной соглашения о зоне свободной торговли со странами СНГ…
Ответ: Я высказывал свои предостережения касательно ратификации Верховной Радой соглашения о зоне свободной торговли со странами СНГ. Я не вижу там никаких преимуществ для Украины. А некоторые меры, которые зафиксированы в договоре, просто дискриминационные. Например, арбитражная комиссия заседает в Санкт-Петербурге. Не в Стокгольме, а в Санкт-Петербурге. И кто имеет преимущество?
С чего начинала объединенная Европа? В 1951 году с договора об угле и стали, в 1957-м она расширилась до Европейского экономического союза. В зоне свободной торговли СНГ начали с ограничений и в будущем обещают их снимать… Концепция очень странная. Все поставлено с ног на голову. Если зона свободной торговли начинается с исключений и ограничений, а также нарушений процедурных и нормативных условий, то такая зона уже не является свободной. С моей точки зрения, такой договор не может эффективно работать. Повторяю - для нашей страны там нет преимуществ.
К тому же, мы даже не знаем, прошел ли документ необходимую процедуру в Кабмине накануне подписания. Согласно закону о международных договорах, Минюст перед подписанием должен провести комплексный анализ договора. Договор уже парафирован премьером, но мы не имеем ответа, есть ли соответствующее заключение Минюста по этому вопросу. Все в отношениях с Россией проходит почему-то в рамках секретности.
Для сравнения давайте посмотрим, как проводятся переговоры Украины с ЕС о зоне свободной торговле и договоре об ассоциации. Мы все видим, все публично, идут открытые дискуссии о поставках украинской сельхозпродукции за соответствующие квоты… – вот это нормальный подход. Почему здесь (в переговорах с Российской Федерацией – ИФ) власть все прячет?
Вопрос: Как вы оцениваете принятие парламентом закона о выборах народных депутатов? Какие минусы и плюсы у этого закона? Почему все-таки оппозиция решила не настаивать на участии блоков в избирательной кампании, ведь по словам представителей большинства, они готовы были уступить…
Ответ: Это победа. Впервые при этой власти (после 2010 года). Речь идет о столь серьезном документе, как закон о выборах. А оппозиция, не имея большинства, смогла убрать заложенные там возможности для фальсификаций. Мы (оппозиция - ИФ) не имеем 226 голосов, чтобы принимать любой закон, 226 голосов у них (большинства – ИФ).
Мы с самого начала отстаивали ныне действующий закон, который предусматривает пропорциональную систему выборов. Нельзя подгонять закон под каждую власть. Дважды в 2006 и 2007 годах Партия регионов одерживала победу по этому закону - получала большинство голосов в парламенте. И внутри страны и за рубежом выборы признавались демократическими.
Но мы также прекрасно понимаем, что если бы остался действовать этот закон, то власти еще до выборов пришлось бы расписаться в том, что она их проиграла. Способна ли на это наша власть? Нет. Она цинична. У нее свое понимание "демократии", "свободы слова", "верховенства права". Она бы на это никогда бы не пошла.
Создать специальную комиссию по работе над законопроектом – это была наша инициатива. Мы не могли иметь в комиссии большинства, потому что она создается по пропорциональному принципу, но мы настояли на нашем представителе во главе этой комиссии. Оппозиционные фракции совместно выставили публичные требования к закону, которые подписал я, как глава фракции, и Андрей Кожемякин (первый заместитель руководителя фракции БЮТ-Батькивщина – ИФ). Из 20 пунктов – три были политическими, 13 – новые пункты, которых не было в законе, прошедшем экспертизу Венецианской комиссии, и который мы предложили принять за базовый, а 4 пункта касались норм, которые категорически нельзя было менять. Мы заблокировали возможности для фальсификаций, которые власть собиралась зафиксировать для себя законодательно. Она это даже не скрывала.
Альтернативой нашим предложениям был законопроект Ефремова (Александр Ефремов – лидер фракции Партии регионов – ИФ) и других представителей большинства, который был готов к голосованию. Этот проект, по сути, копировал процедуру голосования закона о местных выборах, на котором власть "обкатала" схемы фальсификаций. Когда, например, за грамматические ошибки в документах кандидата в депутаты можно было снять с регистрации или не допустить к ней…
Мы все эти нормы убрали. Так, регистрация кандидатов в мажоритарных округах сейчас будет проходить только в Центризбиркоме, а не в окружных комиссиях. Теперь будет создан баланс в самих комиссиях – точнее, большинство в этих комиссиях не будет только от власти. Мы предусмотрели, что будут печатать номерные бюллетени, с соответствующей защитой. Мы поставили преграды фальсификациям при голосовании на дому… И многое другое.
А эти все рассказы представителей Партии регионов, что большинство якобы готово было поддержать участие блоков в выборах… Это они сейчас говорят. Тогда, во время работы комиссии, до голосования, они были категорически против этой нормы.
Мы поставили условие - голосовать закон в первом и втором чтениях одновременно…
Вопрос: А почему оппозиция выдвинула такое требование?
Ответ: Чтобы никто ничего не поменял между первым и вторым чтением… Если бы оппозиция не голосовала за этот закон, между первым и вторым (чтениями – ИФ) большинство бы вернулись к формулировкам законопроекта Ефремова.
Если бы оппозиция вышла из переговорного процесса по закону, в тот же день за основу был бы взят законопроект Ефремова. И тогда это было бы назначение депутатов, а не их избрание.
Нравится ли мне мажоритарная система в наших условиях? Нет. Можем ли мы побеждать на мажоритарке? Да, если оппозиция будет консолидирована. Избирательный закон 2001 года, в котором тоже была заложена смешанная система - 50 на 50 - позволил оппозиции практически получить баланс – равное количество голосов представителей власти и оппозиции. Да, тогда власть путем подкупа нескольких депутатов поставила своего спикера. Но мы достигли успеха на выборах - несмотря на то, что тот избирательный закон давал возможности для фальсификаций, и власть это активно использовала.
Новый закон прописан более грамотно. В конце концов, наша задача - защитить голос каждого избирателя. Как он проголосует - так это и должно быть отражено в протоколах.
Что делать дальше? Кое-кому из наших коллег по оппозиции пора перестать заниматься спекуляциями по этому вопросу. Демарши некоторых политиков я расцениваю как безответственность в политике. Да, это вызвано их тревогой за свое прохождение в парламент, но воевать надо против власти.
Оппозиции необходимо наконец консолидироваться. Мы - четыре политических силы (партии "Батькивщина", "Фронт Змин", "Народная Самооборона" и "Реформы и порядок") призвали к этому всех коллег. Я уверен, что к нашему призыву присоединиться абсолютное большинство оппозиционных партий. Мы обязаны определить единый список кандидатов на мажоритарных округах, подобрать честных людей в избирательные комиссии и совместно контролировать выборы. Это задача-минимум.
Вопрос: Говоря о демаршах, Вы имеете в виду комментарии лидера партии "Гражданская позиция", народного депутата Анатолия Гриценко, и выход его партии в знак протеста против принятого закона о выборах из Комитета сопротивления диктатуре?
Ответ: Всех, кто демонстрирует политический эгоизм и ради попадания в парламент готов обливать грязью оппозицию, делить ее на "правильную" (себя) и "неправильную" (остальных). Лучше бы думали об объединении усилий для преодоления избирательного барьера. В политике надо иметь силу воли брать ответственность на себя. И верить в победу - тогда победа будет. А говорить о том, что все пропало и ничего делать не надо, что ничего изменить нельзя – это сеять в обществе безысходность. Такое власти лишь на руку.
Вопрос: Вы верите в победу на выборах?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Ваш прогноз – каковы будут итоги парламентских выборов 2012?
Ответ: Оппозиция имеет все шансы получить большинство в парламенте. Мы, как "Фронт Змин", приложим к этому максимум усилий,
Вопрос: Сможет ли оппозиция, попав в парламент, остаться единой и стать большинством?
Ответ: Мы уже начали действовать консолидировано. Если мы так пройдем избирательный этап, в чем у меня сомнений нет, то будем совместно действовать также и в парламенте.
Вопрос: Сколько процентов на выборах наберет "Фронт Змин"?
Ответ: Много. Конкретные цифры давайте не загадывать, но я уверен, что "Фронт Змин" имеет серьезные шансы стать лидером парламентской гонки. Мы нацелены на победу на выборах – другого пути быть не может.
Наша партия уже несколько недель по всей стране проводит акцию "Украина против Януковича". Мы собрали больше миллиона подписей. Это говорит о том, что люди не боятся. Они не только свои подписи ставят – сами оставляют адреса, телефоны. Готовы бороться за страну вместе с нами. Я не говорю, что все они - наши сторонники, но это люди, которые готовы показывать свою гражданскую позицию. Власть пытается напугать народ, но ничего у нее не выйдет. Украинцы готовы двигаться по пути смены власти.
Вопрос: Лично вы для себя уже решили - как будете баллотироваться в парламент – по партийным спискам, или по мажоритарному округу, или и по спискам, и по мажоритарке?
Ответ: Решения партии пока нет. "Мажоритарки" не боюсь, на округе я дважды побеждал. По поводу списка…. У нас список уже сформирован очень "длинный". Первый номер – Яценюк Арсений Петрович (лидер партии "Фронт Змин" – ИФ), а дальше – везде вакансии. В наши списки попадут только те, кто достойно проявит себя в партийной и политической деятельности и докажет свою готовность к эффективной работе в будущем парламенте.
Вопрос: Будут ли в списке какие-то сюрпризы?
Ответ: Будет абсолютное большинство новых людей, профессиональных и патриотичных, которые смогут делать новую политику в нашем государстве.
Вопрос: Легко ли идут переговоры об общих кандидатах в мажоритарных округах?
Ответ: Ведем пока консультации по общим подходам. Мы ждали закона о выборах. Он принят, но еще надо, чтобы его подписал президент.
Мы обязательно найдем компромисс между оппозиционными силами. У меня есть уверенность, что в мажоритарных округах оппозиция может получить очень хорошие результаты. Кого власть будет там выдвигать? Посмотрите, например, перечень людей, которые участвуют в эфирах и ток-шоу от Партии регионов? Сколько их? И все ли они нравятся нашим гражданам?
Спектр ярких политиков у оппозиции намного больше. И не все будет решать только админресурс, который власть будет пытаться использовать.
Вопрос: Возвратиться ли парламент к декриминализации статьи, по которой осудили Тимошенко, насколько это реально? И в результате выпустят ли Тимошенко и будет ли она участвовать в выборах?
Ответ: Такие решения принимаются не в парламенте, а в кабинете президента. Если бы об этом хотя бы объявили на Банковой (и то, в полной мере нельзя было бы верить), тогда можно что-то прогнозировать. А так власть сказала свое слово, когда большинство в Верховной Раде показательно провалило декриминализацию статей по Тимошенко и Луценко.
Поэтому я верю в освобождение Тимошенко и Луценко только после победы оппозиции на парламентских выборах. Нет оснований думать, что власть сама пойдет на этот шаг.
Вопрос: Вы зарегистрированы в социальных сетях?
Ответ: Нет. У меня, к сожалению, почти не остается свободного времени. Но я не хочу, чтобы за меня там писали. Это надо делать самому, только так.
Вопрос: Какие книжки последнее время читали?
Ответ: У меня всегда лежат 3-4 книги на разные темы: философия, детектив, монографии мировых политиков... Недавно перечитывал двухтомник Маргарет Тэтчер. Очень интересно и актуально для сегодняшнего дня.