Более 80 миллиардов потерь: как война сменила украинский агросектор
Виталий Коваль, министр Минагрополитики и продовольствия Украины
На следующий день после третьей годовщины полномасштабного вторжения правительство Украины, Всемирный банк, Европейская комиссия и ООН презентовали Четвертую оценку убытков и потребностей в восстановлении после полномасштабного вторжения. Согласно этой оценке, общие потери агросектора оцениваются более чем в 80 млрд долларов, из которых прямые убытки в агросекторе составили – 11,2 млрд долларов, а потребности для реконструкции и восстановления сектора составляют 55,5 млрд долларов. Что это значит для украинского агросектора, и как это сравнивается с прошлой оценкой, представленной год назад?
Основные определения
В целом, отчет выделяет две категории потерь агросектора – прямые убытки и потери сектора.
Прямой ущерб – это разрушение активов и уничтожение производимой продукции. Косвенный ущерб – это недополученный доход сельскохозяйственных производителей. Отчет также выделяет две категории потребностей в восстановлении – потребности в реконструкции (стоимость замещения поврежденных и уничтоженных активов) и потребности в восстановлении – средства, необходимые для возвращения сектора к показателям до полномасштабного вторжения, учитывая принцип «Build back better» (необходимость восстанавливать лучше, качественнее, чем было) и с большей устойчивостью.
Прямой ущерб – 11,2 млрд долл.
В общем, прямые убытки составляют 11,2 млрд долл. Среди категорий прямых убытков наибольшую долю занимает разрушенная и поврежденная сельскохозяйственная техника и оборудование – 6,5 млрд долл., или 58% от всех прямых убытков, зернохранилища (1,9 млрд долл., 17% от всех прямых убытков) и продукция, хранившаяся на складах на момент вторжения и была уничтожена или украдена оккупантами (1,9 млрд долл., 17% от всех прямых убытков).
По сравнению с прошлогодней оценкой прямой ущерб вырос на 1 млрд дол. Эта цифра поражает масштабами, но в процентном значении прямой ущерб поднялся всего на 9,2%. Главным образом – из-за того, что большая часть активов, расположенных на оккупированных территориях и в зоне боевых действий, были уже разрушены по состоянию на момент прошлой оценки.
При этом настоящие прямые убытки агросектора, вероятно, больше этой оценки, поскольку они не учитывают прямые убытки вследствие террористических обстрелов припортовой аграрной инфраструктуры и утраченной во время таких обстрелов продукции, а также, как отмечают авторы исследования – уничтоженных сельскохозяйственных помещений (кроме зернохранилищ).
Согласно прямому ущербу были рассчитаны потребности в реконструкции (учитывая принцип «восстанавливать лучше, чем было»), составляющие 10,5 млрд долл. Эта цифра меньше прямого ущерба, ведь не учитывает необходимость в восстановлении уничтоженной и украденной продукции.
Чтобы понять масштабы потребностей в реконструкции – размер капитальных инвестиций аграрного сектора в 2021 году составлял около 1,8 млрд долл. Следовательно, замена поврежденных активов потребует удвоения уровня инвестиций в сектор в течение шести лет просто для того, чтобы вернуться к тому количеству активов, которые были до полномасштабного вторжения.
Косвенные убытки – 72,7 млрд долл.
Вторая часть – это косвенный ущерб, отражающий недополученный доход сельхозпроизводителей. Косвенные убытки составляют 72,7 млрд долл. и включают в себя несколько категорий. Наибольшей категорией является ущерб из-за снижения производства: так, вследствие снижения производства однолетних культур сельхозпроизводители потеряли 37,4 млрд долл., потери из-за снижения производства многолетних культур составили 1,4 млрд, а для животноводства - 3,5 млрд долл.
Вторая по размеру категория – это потери из-за нарушений экспорта, которые привели к снижению цен для производителей – 24,8 млрд долл. Остальные косвенные потери – это потери из-за повышения производственных затрат (4,5 млрд долл.), рекультивация (0,5 млрд долл.), потребность в демонтаже разрушенных зернохранилищ (0,3 млрд долл.) и потери рыболовства и аквакультуры (0,2 млрд долл.).
Если сравнить с показателями прошлой оценки, то косвенные убытки выросли всего на 4% (или на 3 млрд долл.). Однако это не означает, что украинские сельхозпроизводители не теряют доход из-за агрессии россии. Основная причина, почему рост косвенного ущерба сократился, – это изменение методологии для определенных категорий учета и уточнения информации. Главным образом это наблюдается для потерь из-за сокращения производства продукции животноводства. Если в прошлогодней оценке ущерб этой категории составил 5,6 млрд долл., то в этом году – лишь 3,5 млрд долл. из-за уточнения данных по производству продукции животноводства. Подобным образом из-за уточнения данных была пересмотрена оценка убытков из-за сокращения производства однолетних культур в 2023 г., с 12,2 до 10,1 млрд долл. Также был пересмотрен этот показатель для 2024 г. с 11,4 до 8,3 млрд долл. из-за смены методологии.
Если не считать эти пересмотры из-за уточнения методологии и появления более достоверных данных, то общие косвенные убытки из-за продолжения агрессии на самом деле выросли не на 3 млрд долл., а ориентировочно на 10,2 млрд долл.
Потребности в реконструкции и восстановлении – 55,5 млрд. долл.
Как уже отмечалось, потребности распределяются на потребности в реконструкции (10,5 млрд долл.) и потребности в восстановлении аграрного сектора (45 млрд долл.) и рассчитаны для горизонта в ближайшие 10 лет. При этом потребности в реконструкции из-за роста стоимости разрушенных активов по сравнению с прошлогодней оценкой выросли ориентировочно на 1 млрд долл., а потребности в восстановлении – наоборот, сократились на 2 млрд долл.
В целом, потребности в восстановлении распределяются на потребности в немедленной поддержке агросектора, поддержке долгосрочного устойчивого развития сектора, а также – поддержке институтов в аграрной и смежных сферах.
Срочная поддержка составляет 6,1 млрд долл. и распределяется следующим образом. Самая большая категория – это удешевление стоимости кредитов (3,2 млрд долл.), на втором месте – поддержка для малых сельхозпроизводителей (1,1 млрд долл.), потребность в рекультивации поврежденных земель (1,1 млрд долл.), частичные гарантии на кредиты для аграриев (600 млн долл.), а также зерновые. Объем немедленной поддержки в текущей оценке соответствует прошлогодней.
Что касается поддержки долгосрочного устойчивого развития сектора – общий объем этих потребностей составляет 35,8 млрд долл. и соответствует показателям прошлогодней оценки. Самая большая категория – это развитие технологий сельского хозяйства (15 млрд долл.), инвестиционные гранты (10 млрд долл.), развитие цепей снабжения (10 млрд долл.), другая поддержка (501 млн долл.) и потребность в демонтаже разрушенных зернохранилищ (289 млн долл.).
Последняя категория потребностей в восстановлении – это поддержка публичных институций для устойчивого развития агросектора, и общий размер потребностей этой категории составляет 3 млрд долл. Это единственная категория потребностей в восстановлении, претерпевшая существенные изменения по сравнению с прошлогодним показателем (составлявшим 5 млрд долл.). Это свидетельствует о том, что институты в аграрном секторе Украины функционируют гораздо лучше, чем раньше ожидали наши международные партнеры и не нуждаются в такой значительной поддержке, как это считалось ранее.
Эти оценки не являются всеобъемлющими
Самое главное - цифра общего убытка более чем в 80 млрд, хотя и является подсчетом потерь аграрного сектора, но, в силу особенностей методологического подхода, не отражает истинного влияния российской агрессии на АПК Украины. Эта цифра не учитывает потери ирригационной инфраструктуры и водных ресурсов (дополнительно 746 млн долл. прямых убытков и 872 млн косвенных), разминирование (общая стоимость разминирования, включающая не только сельскохозяйственные земли, составляет 30 млрд долл.) и потерь предприятий, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции (нет отдельніх подсчетов). Следовательно, реалистическая оценка влияния агрессии на АПК существенно выше, чем указана в отчете.
Но, несмотря на разрушения, потерю активов и дохода, сельское хозяйство продолжает функционировать, обеспечивая внутреннюю и мировую продовольственную безопасность.