Содержание и форма информационной безопасности
Николай Филонов, общественный деятель, журналист
Как сообщают западные аналитические центры (в частности, Institute for Strategic Dialogue), Москва значительно активизировалась по направлению максимального насыщения Интернета и социальных сетей материалами с собственными нарративами. Далее эти данные автоматически попадают в базы чат-ботов и генеративных систем искусственного интеллекта.
Вследствие этого, без человеческого вмешательства, ИИ сам будет продуцировать кремлёвские месседжи и доносить их до пользователей. Исследователи подчёркивают, что в РФ делают ставку на распространение фейковых новостей и дезинформации, но проблема, как кажется, глубже.
Пока единственным действенным способом противодействия российской пропаганде считается её ограничение путём блокировки деструктивных каналов и опровержений. Однако к каждой большой языковой модели (LLM) не поставишь надсмотрщика. А запрет одних источников информации немедленно приведёт к появлению многих других. Кроме того, распространение информационных вирусов происходит не только хакерским путём (хотя и такое имеет место), но и в открытых, доступных и, главное, вполне легальных сетях.
Твёрдого убеждения, каким образом этому противодействовать, пока нет. И не только в Украине — достаточно посмотреть на массив решений разных правительств о регулировании деятельности Telegram и TikTok. Однако понятно одно — решением проблемы формы информационную безопасность Украины обеспечить невозможно. ИИ этого и следующего поколений сможет с лёгкостью обходить новые запреты.
Другим аспектом этой проблемы является то, že на данный момент вражеская пропаганда классифицируется лишь в качестве «фейков» и «дезинформации». Хотя на самом деле целесообразнее говорить о моделирующих поведение акцентах — о том, что обычно называют «нарративами».
А они могут быть ни лживыми, ни ошибочными. Так что в такой ситуации даже технологически качественно осуществлённая фильтрация откровенно ложной информации вражескую спецоперацию не остановит.
Выход из этого один — генерировать собственный привлекательный для восприятия контент. И распространять его как на свою, так и на чужую аудиторию. В том числе с помощью ИИ. С конечной целью — утвердить украинскую точку зрения в массовом сознании.
Пока на информационном фронте Украина находится в глухой обороне. И похвастаться здесь особенно нечем — за восемь лет после запрета российских «ВКонтакте» и «Одноклассников» популярной национальной соцсети так и не появилось.
Однако в обороне войны не выигрывают. И если власть имеет целью активизацию работы в этом направлении, то очень многое следует менять: и в стратегии государственной информационной политики, и в методологии её реализации, и в институциональной модели, которая будет обеспечивать выполнение задач.