Интерфакс-Украина
09:30 08.09.2025

Автор: ИРИНА ЕГОРЧЕНКО

Проблемы математического образования и влияние на экономику Украины

6 мин читать
Проблемы математического образования и влияние на экономику Украины
Фото: Ирина Волынчук

Ирина Егорченко, старший научный сотрудник Института математики Национальной академии наук Украины, популяризатор математики, кандидат физико-математических наук (математическая физика) 



Существует миф, что в Украине сохранились традиции хорошего математического образования из СССР (что касается хороших традиций — это тоже неправда), и поэтому никаких проблем нет.

Факт, что многие люди с инженерным образованием после распада СССР не смогли найти себя в 1990-е, и из этого делается неправильный вывод, что учить математику не нужно.

Факт, что многие люди вообще не понимают, что такое математика, и произносят тексты о ненужности ее изучения — хотя у них слово "математика" означает какие-то непонятные для них слова из программы старших классов. Но лозунг о ненужности математики (для юристов, журналистов, людей творческих профессий) реально превращается в лозунг о ненужности совсем базовых вещей, без знания и понимания которых люди нефункциональны даже в простых профессиях и обычной жизни. Я видела трех человек реально без арифметики за 1 класс — одна гуманитарная золотая медалистка элитной школы, мама которой гордилась оплатой за оценки с 1 класса, чтобы дочь не трогали вообще, и девочка не умела складывать числа в пределах 10. Ребенок точно без особых образовательных потребностей. Медалистка времен ВНО, 3 гуманитарных экзамена сдала на высокие баллы. За другие хорошие оценки мама заплатила, о чем откровенно рассказывала. Двое других таких людей – уличные продавцы зелени. Последние очень стеснялись неумения считать, совершали ошибки не в свою пользу (я, конечно, посчитала стоимость и сдачу правильно). Эти три человека не сильно влияют на экономику, но ситуация, когда большинство взрослых не имеет реального начального образования — трагедия для экономики и национальной безопасности.

Плохое знание базовой математики (программа примерно 6 классов) также является маркером функциональной неграмотности, и показатели проблем с чтением и математикой PISA и других исследований коррелируют. Этот комплект гарантирует проблемы с критическим мышлением, числовой грамотностью, легковерностью, уязвимостью для мошенников и пропаганды, и представляет угрозу для демократии. Лично не сталкивалась, но двое независимых незнакомых людей рассказывали о явно малограмотных молодых людях, которых родители устроили на работу в местные администрации, на руководящие должности типа начальников отделов — эти люди просили подчиненных читать им документы, явно не понимали о чем речь, и просто подписывали то, что им сказали подписать.

Сейчас нет барьеров для поступления в университет без реального начального образования — и у внешнего независимого тестировния (ВНО), и у независимого мультипредметного теста (НМТ) очень низкие проходные баллы на уровне угадывания. Набирают проходной бал не все, но не все выигрывают в лотерею. Многие поступающие — реально не имеют начального образования и учиться не могут, но политика сохранения контингента в университетах приводит к массовому получению дипломов о высшем образовании людьми без реально начального образования.

Это поддерживает круг демотивации школьников и студентов к обучению — зачем учиться, когда свидетельства об образовании будут и так. Толерантность к списыванию – официальная образовательная политика; учителя, который будет препятствовать списыванию, быстро уволят.

У Украины уже есть проблемы с инженерными кадрами. По данным НМТ-ВНО-PISA, реально изучают математику на достаточном уровне программы "стандарт" не более 10% старшеклассников, большинство которых настроены на информационные технологии или научную работу за рубежом (в Украине научная работа на уровне молодых ученых, даже кандидатов наук без стажа - это очень низкая минимальная зарплата, если есть полная ставка). На инженерные специальности поступают многие студенты без базового школьного образования, и они не могут учиться. Преподаватели максимально примитивизируют программы (сейчас они легче, чем в старых техникумах), сами пишут курсовые-дипломные вместо студентов, пытаются учить школьной программе и как-то тянуть студентов, но квалифицированных специалистов так не будет. Сейчас проблема с инженерами еще не так очевидна, потому что работают многие 50-70 летние. Еще 5-10 лет – и будет катастрофа. Большие возможности получить гранты за границей именно для инженерных специальностей – дополнительный стимул для более способных абитуриентов уезжать.

Нежелание учить математику не только украинская проблема, но в США или Финляндию инженеры приедут. Главная проблема – именно мотивация. К сожалению, в Украине демотивацией к изучению математики занимаются родители детей, журналисты, Министерство образования и науки (все действия МОН за последние приблизительно 8 лет с коротким перерывом на пребывание Анны Новосад на должности министра — демотивация всех участников образовательного процесса), издатели книг (книги по математике, кроме учебников и околошкольных, почти не издаются, научно-популярных книг для взрослых опубликовано 10, готовится еще 1. Подарить как приз школьникам-олимпиадникам сейчас нечего, не издано ни одной книги по математике для продвинутых старшеклассников). Издатели говорят, что невыгодно (выгодно только на возраст до 8 лет), что математика отпугивает покупателей более популярной литературы, и поэтому ее нельзя держать на полках. Организаторы всех книжных форумов 2024-2025 годов полностью проигнорировали негуманитарную научно-популярную литературу, зато провели много детских мероприятий по взращиванию магического мышления (обереги, заговоренные веночки и т.п.). С началом полномасштабного вторжения по радио убрали все существовавшие тогда научно-популярные программы (на телевидении их и не было). Учителей держат в состоянии нищих, при том вынужденных тратить много денег на курсы, сценарии праздников, тематические планы и подобное — у них нет средств на книги. Книги по математике и естественным наукам вообще не закупаются для библиотек — наоборот, библиотекари массово под предлогом устаревшестиизымают ранее изданные книги по математике на украинском языке (вовсе не устаревшие).

Последующие планы МОН (старшая профильная школа) приведут к уменьшению количества учащихся, которые будут изучать математику в старших классах, до 3-5%. На целые физмат классы нигде, кроме больших областных центров, учеников не наберут, а в других профилях математику де-факто не будут изучать. На мотивацию способных учащихся и лучших учителей негативно повлияют и новые правила проведения олимпиад. Приняты абсурдные стандарты для старшей профильной школы, соблюдение которых невозможно в принципе.

Сложившаяся ситуация содержит две угрозы: 1) нехватка кадров для промышленности и более сложных видов деятельности, даже относительно простые рабочие профессии нуждаются в базовой математике; 2) негативное влияние на критическое мышление и численную грамотность в обществе, что создает прямые риски для национальной безопасности. Более способные и мотивированные ученики и учителя без больших средств на покупку книг на английском языке пользуются русскими пиратскими сайтами — но даже научно-популярная современная русская литература содержит пропаганду. К сожалению, для украинской гуманитарной элиты собственный комфорт, для поддержки которого они не хотят даже слышать слово “математика”, важнее выживания страны. Развитие истории и художественной литературы это прекрасно, но без мотивирования будущих инженеров это будет происходить за пределами Украины.

Что делать – что-то пытаются делать небольшие группы людей. Без государственной поддержки, где есть разговоры о STEM на фоне уничтожения физико-математического и естественного образования. Воздействия на правительство, МОН, Парламент в нынешних условиях нет. Для медиа эта проблема неинтересна. Интереснее поддерживать безответственных людей, призывающих отменить математику для всех учеников, кроме небольшого процента очень мотивированных, чтобы иметь возможность купить своему ребенку диплом о высшем образовании, хотя ребенок не смог овладеть программой начальной школы.

ПОСЛЕДНЕЕ

ЕГОР ПЕРЕЛЫГИН

Отходы как новые месторождения: как Украина может раскрыть потенциал критических минералов через переработку отходов ГМК

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Больше работников на оборонных заводах - больше украинского оружия на фронте. Верховная Рада приняла законопроект

ВИКТОР СМАЛЬ

Лесная декоммунизация. Как мы создаём национальный природный парк, "репрессированный" почти сто лет назад

СЕРГЕЙ ЧУБУКОВ

Уроки дружбы. На что стоит обратить внимание, если ваш ребенок 1 сентября не сядет за школьную парту

ЕВГЕНИЙ КИРИЧЕНКО

Затерянные между границами: как Украине вернуть своих граждан

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Почему "Газпром" проигрывает Labubu

ОЛЬГА ЧЕПЕЛЮК

Учет социального измерения в энергоэффективности: новые инструменты и возможности для общин

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА