Интерфакс-Украина
14:00 04.05.2020

Автор: ЭЛЛИНА ЮРЧЕНКО

Планирование использования земель: отход от целевого использования земель

5 мин читать
Планирование использования земель: отход от целевого использования земель

Эллина Юрченко, координатор земельного комитета Ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса"

В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект по планированию использования земель (реестр. № 2280 от 7.10.2019), который уже принят в 1-м чтении, и готовится ко второму чтению.     

Осуществляется отход от советских принципов использования земель в пределах категории по целевому назначению и виду целевого назначения земель. Вместо этого вводятся зонирования территорий (зонинг), соответственно будут устанавливаться функциональные зоны - часть территории территориальной общины, для которой определен набор допустимых видов целевого назначения земельных участков и в соответствии с законодательство установлены ограничения в использовании земли в сфере застройки. В рамках видов функционального назначения территории будут устанавливаться категории земель и виды целевого назначения. В свою очередь вид функционального назначения территории будет определяться в комплексном плане населенного пункта. Классификаторы видов целевого назначения земли, видов функционального назначения территорий, правила их применения и соотношение между ними разрабатывает Минрегион и должен принять Кабмин. Пока неизвестно как будут соотноситься виды функционального назначения и категории земель.

Важным для землевладельцев и землепользователей является то, что изменение функционального назначения территории не влечет за собой прекращение права собственности или права пользования земельным участком и не влечет обязательности изменения вида его целевого назначения. Застройка земельного участка осуществляется в пределах ее целевого назначения. А уже при смене собственника земельного участка нужно изменить целевое назначение соответствии с функциональным назначением.

Также нововведения в процедуре изменения целевого назначения земельного участка. Она будет происходить с момента внесения сведений в ГЗК. Кроме того, установление целевого назначения теперь не нуждается в: разработке документации по землеустройству; согласовании с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти. В то же время, потери с/х производства при изменении целевого назначения земельных участков с/х назначения на другую категорию составлять 30% между НДО земельного участка и после изменения его целевого назначения. Если целевое назначение земельного участка с/х назначения будет меняться на лесохозяйственное назначения, природно-заповедный фонд, историко-культурное назначение, то субъекты освобождаются от уплаты потерь с/х производства.

Законопроект №2280 предусматривает ряд изменений относительно земель водного фона, жилой и общественной застройки. Так, границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, пляжных зон будут указаны в документации по землеустройству, будут помечаться органами исполнительной власти и органами местного самоуправления на территории информационными знаками. Сведения о границах будут вноситься в ГЗК как сведения об ограничении в использовании земель. Относительно земель жилой и общественной застройки - с принятием законопроекта №2280 они смогут находиться и за пределами населенных пунктов.

Ряд значительных изменений вносится в сфере землеустройства, что в свою очередь теперь затрагивает и с/х земли. Главным градостроительным документом будет комплексный план пространственного развития территорий территориальной общины. Он будет разрабатываться на всю территорию территориальной общины или объединенной территориальной общины и не будет разрабатываться в случае, если территориальная община включает только территорию населенного пункта. Целью разработки комплексного плана является целостное пространственное развитие населенных пунктов и территорий общины за пределами населенных пунктов, обеспечения устойчивого развития территориальной общины с соблюдением принципа сбалансированности государственных, общественных и частных интересов. Комплексный план должны соблюдать субъекты градостроительной деятельности, в частности учитывать ограничения использования земель в сфере застройки в отношении:

- предельной допустимости высотности зданий;

- максимальной допустимой плотности населения в пределах жилой застройки соответствующей жилищной единицы;

- минимально допустимого расстояния от объекта до красной линии.

Комплексный план пространственного развития территорий территориальной общины включает:

1) генеральный план населенного пункта (административного центра);

2) генеральные планы населенных пунктов и детальные планы территории в пределах территории территориальной общины, утвержденные до принятия комплексного плана;

3) генеральные планы населенных пунктов в пределах территории территориальной общины, необходимость разработки которых установлена ​​решением об утверждении комплексного плана;

4) планировочные решения генеральных планов других населенных пунктов и детальных планов территорий в пределах территории территориальной общины;

5) детальные планы территории в пределах территории территориальной общины;

6) границы функциональных зон всей территории территориальной общины с требованиями к застройке и ландшафтной организации таких зон;

7) историко-архитектурные опорные планы исторических ареалов населенных пунктов.

Финансирование работ по планированию территорий АР Крым, областей, районов, территорий территориальных общин будет осуществляться за счет средств соответствующих местных бюджетов, средств международной технической и/или финансовой помощи, в том числе в виде грантов. По расчетам экспертов, разработка комплексного плана территории ОТГ будет стоить в 10 раз меньше чем разработка генеральных планов каждого отдельного населенного пункта.

Неоднозначными положениями законопроекту №2280, которые составляют значительные риски для землепользователей, есть новые положения о принудительном отчуждении земельных участков по мотивам общественной необходимости. В частности сведения о границах территорий, в отношении которых может осуществляться принудительное отчуждение земельных участков по мотивам общественной необходимости, будут указаны в комплексных планах пространственного развития территории территориальных общин, генеральных планах населенных пунктов, детальных планах территории. Срок таких ограничений не может превышать 10 лет, сведения о таких пределах и ограничениях вносятся в ГЗК. В рамках таких территорий:

- заключение договоров пользования земельными участками государственной и коммунальной собственности может осуществляться только в случае включения в такие договоры условий об обязательности их расторжения в одностороннем порядке по решению собственника земельного участка в случае необходимости использования земельного участка для размещения указанных объектов без возмещения землепользователю убытков, причиненных таким расторжением, а также без возмещения ему стоимости улучшений земельного участка;

- восстановление (продолжение действия) договоров пользования земельными участками государственной и коммунальной собственности может осуществляться только в случае включения в такие договоры условий указанных в предыдущем абзаце.

По нашему убеждению, такие нормы о расторжении договоров пользования земельными участками в одностороннем порядке по инициативе собственника земельного участка без компенсации убытков землепользователю, являются несправедливыми и требуют учета интересов не только общественной необходимости, но и землепользователей. Несмотря на это, нужно установить нормы относительно заблаговременного предупреждения землепользователя о расторжении договора не менее чем за 1 год и предусмотреть возмещения убытков, возможность собрать урожай. В случае, если это касается с/х земель, то убытками для землепользователей могут быть затраты на возделывание с/х угодий, затраты на удобрения, посадочный материал, средства защиты растений, стоимость с/х работ, стоимость несобранного урожая и тому подобное.

В общем, законопроект № 2280 имеет положительные черты относительно реформирования земельных отношений и разработки комплексных планов пространственного развития общин, который будет включающий землеустроительные и градостроительные аспекты. Кроме того, он будет способствовать рациональному использованию земель, уменьшит коррупционные риски при изменении целевого использования земель и их нецелевом использовании. Однако требуют ясности предлагаемые виды функционального назначения территорий и их соотношение с категориями земель и их целевому назначению.

ПОСЛЕДНЕЕ

ОЛЬГА ЧЕПЕЛЮК

Учет социального измерения в энергоэффективности: новые инструменты и возможности для общин

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА