12:39 24.12.2021

Автор: ВЛАДИМИР БУЖАН

Невидимая рука рынка или как не упустить очередную возможность прорыва?

6 мин читать
Невидимая рука рынка или как не упустить очередную возможность прорыва?

Владимир Бужан, эксперт по вопросам энергетики Центра экономического восстановления

Для портала Green Deal

Украинская энергосистема за последние пару лет пережила небывалый стресс, связанный с переходом на новые правила игры и приближающейся необходимостью обновлять всю энергосистему — начиная с генерации и заканчивая новой инфраструктурой. 

Отдельно стоит отметить значительное количество обязательств Украины по климатическим целям и рыночным реформам в рамках Парижского соглашения по климату и Соглашения об Ассоциации с ЕС.

Спустя 30 лет после падения экономики и устаревания всех активов советское наследие скорее стало уже не приносить благо, а тяжело «давить на шею» с точки зрения стоимости обслуживания развитой системы и ее большого износа.

Стоит отметить, что строить новую энергосистему, когда у тебя постоянно падает объем потребления, а значит и объем средств на рынке, практически невозможно, особенно учитывая, что падает потребление промышленностью и бизнесом, а доля электроэнергии, которая потребляется населением по льготному тарифу, наоборот, растет.

Сейчас многое меняется как на глобальному уровне, непременно влияя на Украину, так и внутри страны. Так, тенденция сокращения потребления электроэнергии меняется в противоположную сторону и все идет к тому, что объем потребления электроэнергии будет расти. Ключевой глобальный тренд — это электрификация разных сфер жизнедеятельности и производственных процессов. Для того, чтобы экономика оставалась конкурентоспособной, необходимо снижать углеродный след продукции за счет перехода на использование более чистого энергоресурса в производстве, транспорте и тд.

На глобальном рынке капитала формируется значительная часть климатических финансов, которые на довольно выгодных условиях направляются на финансирование проектов энергоэффективности, развитие новых «зеленых» мощностей, в инфраструктуру. Украина пока стоит в стороне от такого капитала, за исключением инвесторов в возобновляемые источники энергии (ВИЭ), которые привлекали на внешнем рынке финансирование для развития своих проектов в Украине.

ЕС ставки НДС

На фоне попыток отказа от угля – природный газ, который имеет углеродный след вдвое меньше, чем уголь, становится ключевым переходным ресурсом, а цена на него формируется не только рынком, но и геополитикой. При этом Украина является импортером газа, но с потенциалом наращивания собственной добычи. 

Отдельно стоит учитывать, что закрытие угольных шахт и тепловой генерации приведет к серьезным социально-экономическим последствиям, с которыми государству придётся столкнуться.

Украинская экономика будет расти следующие 10 лет, поскольку необходима модернизация всех мощностей, инфраструктуры, новых домов, что и формирует значительный спрос на внутреннем рынке в сфере металлургии, цементной отрасли и тд. Рост потребления электроэнергии составит порядка 25% в следующие 10 лет в силу вышеуказанных факторов, что и формирует потребность в развитии новых мощностей электрогенерации.

Вывод из эксплуатации старых мощностей уже близок. Это касается тепловых блоков, многие из которых будут закрыты в ближайшие 5-10 лет (в рамках НПСВ), что формирует потребность в обеспечении городов теплом, а также быстрого покрытия дефицита энергии на рынке.

Следовательно, необходимо инвестировать в развитие новых мощностей, а значит уже сейчас должна вестись работа по привлечению инвестора.

Действительно, государство может проинвестировать в развитие атомной генерации: выделить $1,5 млрд на достройку 3-го энергоблока Хмельницкой атомной электростанции (ХАЕС), а также найти средства для постройки 5 и 6-го энергоблоков ХАЕС. С другой стороны, для работы с тепловой генерацией в контексте модернизации и использовании технологий улавливания углерода, развития балансирующих мощностей, увеличения ветровой генерации на 3-7 ГВт, нужно привлекать инвестора. Речь идет о более чем $20 млрд инвестиций в следующие 10 лет для модернизации мощностей, а также постройки новых.

На данный момент мощности ВИЭ работают в рамках зеленого тарифа, но в среднесрочной перспективе они уже смогут конкурировать в рамках свободного рынка, и инвестор уже рассчитывает на прозрачный и понятный рынок, а не на зеленый тариф. Тем не менее сегодня государство выкупает зеленую электроэнергию у производителей и это единственный источник доходов для них. Большинство из них закредитованы в украинских или иностранных банках и находились на грани дефолта в 2020 году.

Поведение государства сегодня – это доступность и стоимость капитала, который бизнес сможет привлечь для новых проектов.

Подписание в 2020 году многострадального меморандума с производителями электроэнергии из ВИЭ дало надежду на то, что обязательства будут выполнены.

Однако недавняя блокировки средств на счетах Ощадбанка – еще один негативный сигнал как для бизнеса, так и инвестора. Сразу после выхода новостей относительно блокировки денег облигации компаний стали торговаться дешевле номинала, и какой-то спекулянт мог неплохо заработать на них.

Украину на фондовом рынке и так знают не с лучшей стороны, учитывая относительно недавний кейс агрохолдинга “Мрия” и постоянные «качели» в 2015-2016 гг. с преддефолтным состоянием по евробондам. Нынешняя ситуация с «зелеными» — это еще один минус к инвестиционной репутации Украины.

Все это грозит тем, что бизнес и иностранные инвесторы просто не будут инвестировать в долгосрочные проекты. Это касается как добычи газа, так и постройки новых объектов промышленности, реализации энергетических проектов. Любой из этих проектов имеет очень длинный срок окупаемости. Например, первый газ из скважины пойдет как минимум черед год после получения лицензии, а окупаемость проектов генерации электроэнергии составляет от 5-15 лет в зависимости от вида генерации. Окупаемость считается исходя из прогнозируемых условий на рынке, и, учитывая постоянно меняющееся регулирование энергетического сектора, прогнозировать окупаемость проекта невозможно.

Когда инвестор заходит в страну, то изначально «прощупывает» рынок небольшими инвестициями и только после этого начинает полноценные масштабные проекты. В случае с Украиной инвестор уходит, поскольку так и не может адаптироваться к внутренним условиям.

Задача государства заключается в создании условий, которые убедят инвестора, что Украина — это безопасная страна для инвестиций. Инвесторы и бизнес ждут установления порядка и последовательности в отношении развития каждого из векторов страны, чтобы не возникало разночтений у следующего поколения чиновников и политиков в отношении того, какой вид генерации в приоритете, какие производства мы развиваем в Украине, можем мы добывать газ или нет и тд. Именно постоянные сомнения и отсутствие консенсуса оставляет нас стоять на месте, а не действовать.

Верхнеуровневый консенсус был установлен в рамках Национальной экономической стратегии, но очевидно, что пока нет установленного порядка в отношении «красных линий», которые пересекать нельзя. А именно: соблюдение международных обязательств, защита прав граждан, бизнеса и инвестора, проведение структурных реформ, независимость контролирующих органов, прозрачность процессов государственного управления, недобросовестное использование экономических стимулов, высокий кредитный рейтинг государства.

Вызов, который реально стоит перед государством, и на котором государство должно фокусироваться, — это необходимость адаптироваться к изменениям, которые неминуемы и «хватать» возможности, которые проходят мимо. Такими направлениями должны быть:

  1. Локализация производства. На мой взгляд более целесообразным является работа над тем, чтобы обеспечить частичную локализацию производства новых мощностей. А именно: работа Турбоатома по постройке новых блоков Энергоатома совместно с Westinghouse, установка ветровой генерации в Украине и тд.
  2. Трансформация угольных регионов. В тех регионах нет ничего, что могло бы создать такое количество работы, как дают сегодня угольные шахты и тепловые станции. Одной из перспективных идей является размещение индустриальных парков на территории закрытых мощностей, поскольку там развита инфраструктура для производства.
  3. Мобилизация капитала. Повышение эффективности администрирования экологического налога и его эффективное использование позволят повысить темпы реализации энергоэффективных проектов на уровне местного самоуправления. Запуск эффективного фонда, который будет финансировать проекты по декарбонизации, позволит сформировать хорошие проекты и выйти с ними на переговоры с международными климатическими фондами и фондами ЕС. Помимо этого, Украина должна максимизировать потенциал использования европейских фондов, направленных на исследование новых технологий (в том числе водородных), а также на запуск пилотных проектов.

 

 

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

ЭДУАРД МКРТЧАН

Китайский излом. Как Украине перехватить уходящие из Китая инвестиции у Вьетнама и Таиланда

ЕЛЕНА ЖУКОВА

Офшоры: не паникуем, деньги останутся в Украине

ВИКТОРИЯ ГРИБ

Как Украина готовится адаптировать стандарты CBRN под военные реалии

ЭДУАРД МКРТЧАН

Кадровые индустрии. Какие направления станут актуальными в ближайшие 5 лет

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА