10:30 29.12.2021

Автор: ДМИТРИЙ СЕННИЧЕНКО

Приватизационный путь длиной в два года: много или мало

8 мин читать
Приватизационный путь длиной в два года: много или мало

Дмитрий Сенниченко, глава Фонда государственного имущества Украины


Два года назад я дал свое первое интервью в статусе главы Фонда государственного имущества Украины.

В этом интервью кроме рассказа о планах и констатации актуального на тот момент состояния госактивов, я сказал, что ставлю себе на этом посту планку в два года. Если искусственно не затягивать пребывание в высоком кресле, это адекватный срок, в течение которого процессы должны быть отлажены, конкретные результаты показаны и ФГИУ должен быть способен работать без меня.

Сегодня все эти условия выполнены.

Два года прошли, а Фонд госимущества стал эффективным институтом с прозрачными и четкими процессами, способным к работе независимо от того, кто находится у его руля.

Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить журналистов за первую и все дальнейшие возможности рассказывать о приватизации, доносить до общества информацию о госпредприятиях и отчитываться о проделанной работе. Ваша компетентность, критический контроль и интерес были неоценимы и внесли свой вклад в реформу приватизации в Украине, благодаря вам и она стала возможной.

Еще одно искреннее спасибо я хочу сказать своей команде. Коллеги, вы были и остаетесь лучшими.

Чтобы привлечь высококлассных профессионалов и переманить их из шикарных бизнес-центров в этот мир потертых ковровых дорожек, мне пришлось хитрить, убеждать, уговаривать. Но потом у меня не возникало повода пожалеть о затраченных усилиях – все они многократно компенсированы рекордными показателями, которые смогла показать эта команда.

Поэтому сейчас, оглядываясь на последние два года, за которые мы наверстали государству три десятилетия, я чувствую только гордость и покой.

Мы совершили прорыв, разорвали круговую поруку в сфере госсобственности, сделали невозможным возврат к коррупционным практикам. Процессы отлажены, команда сформирована, ориентир понятен, примеры представлены – важно не сбавлять темп.

Я всегда был и остаюсь уверенным, что альтернативы приватизации в Украине не существует. Готов подтвердить, что это понимают на всех уровнях власти – уменьшение количества госпредприятий зафиксировано в экономической стратегии Украина-2030, и никто от этой цели за последние два года ни разу не отступил.

В Украине 50% ВВП формируется госсектором. Даже в Китае, считающемся воплощением госрегулирования, этот показатель составляет 32%.

Отягощенная государственными предприятиями страна не может двигаться вперед, точнее делает это катастрофически медленно. Мы тянем этот груз, ремонтируем его, заделываем, платим за поддержку иллюзии его работы, не желая признаться самим себе, что он нам не нужен.

Так вот – он нам не нужен.

Госпредприятия – это не более чем ностальгия по прошлому, которое никогда не вернется. Надо смотреть в будущее и стремиться к максимально эффективному использованию активов. А абсолютное большинство активов могут быть эффективными только в частном статусе.

Государство – крутой стратег, но плохой управленец.

И как только каждый возьмется за свое дело: бизнесмены – за предпринимательскую деятельность, а государство – за созданию условий для него, все быстро наладится, в том числе и в части борьбы с коррупцией. Не секрет ведь, что госпредприятия – основной ее источник, и некоторые из них побуждают идти во власть не для определения политики, а для назначения директоров.

 

730 дней, изменивших все

Срок в два года – это совсем немного для человека, а в масштабах страны – вообще мгновение.

Но если смотреть на результат двух лет, то в финансовом плане он превышает показатель за 10 лет, а в институциональном – за все три десятилетия приватизации в независимой Украине.

Зафиксирую лишь несколько основных параметров, которые были достигнуты Фондом госимущества за последние два года.

В первую очередь - приватизация была перезапущена.

Конечно, формально госимущество продавалось и раньше. Но это была "приватизация Шрёдингера" - то есть реально принять в ней участие могли лишь несколько человек, обладающие доступом к информации и имеющие формальное или неформальное влияние на процессы.

Мы изменили это.

Принцип "все знают все" разорвал круговую поруку, а запуск ресурса privatization.gov.ua сделал приватизацию прозрачной, конкурентной, честной и доступной всем желающим.

Перенос торгов в онлайн и максимальная автономность участников обеспечили очевидный финансовый эффект – за два года по результатам успешных аукционов приватизация принесет около 8 млрд грн (из которых в 2020 году госбюджет получил 2,25 млрд грн). Это рекордный показатель почти за 10 лет и это с поправкой на закрытые границы, карантин и Covid-19.

Среднее количество участников, которое годами не превышало двух (победитель плюс "карманный" конкурент), теперь в среднем составляет 5, но часто за объект борются 10, и даже 20 игроков, что было немыслимо еще несколько лет назад.

Средний рост цен на торгах достиг 107%. Для сравнения – в предыдущих периодах стартовая цена росла только на 20%, что опять же было следствием отсутствия конкуренции.

Новый формат приватизации, а фактически – релонч, сделали возможным то, что Украина не могла себе позволить 16 лет – Большую приватизацию. Она наконец-то разблокирована, сверхбольшие объекты возвращены под контроль государства, финансово и юридически оздоровлены и могут быть приватизированы.

Аренда госимущества на момент нашего прихода была более коррумпированной, даже чем непосредственно приватизация. Ведь если продажа госпредприятий привлекала хоть какое-то внимание общественности и заставляла оглядываться, то аренда активов существовала в абсолютной тени.

Это тоже изменилось.

Как и в случае с приватизацией, вся информация была перенесена в онлайн. Ресурс orenda.gov.ua наполнен актуальными и полными данными об объектах, а онлайн аукционы – всего мы провели их более 4000 – работая в полностью автоматическом режиме позволили повысить конкурентность и обеспечить равенство условий для всех участников.

Конечно, бизнес долго не мог перестроиться и поверить в перемены. Не раз и не два я просто клал трубку на предложение "порешать", но впоследствии такие звонки прекратились, поэтому я делаю вывод, что новые честные правила уже стали нормой в сознании.

Опять-таки, финансовый результат – на табло. Государство получило от аренды своего имущества в 2021 году 1,6 млрд. грн. Это больше, чем за аналогичный период любого, я подчеркиваю – любого! - года до этого.

При этом следует учитывать, что ФГИ придерживался принципа экономической справедливости, особенно в период вынужденного снижения бизнес-активности из-за карантина. Льготы для малого и среднего бизнеса, пострадавшего от пандемии, позволили предпринимателям сэкономить 160 млн гривен.

Мы исходили из того, что лучше уступить часть поступлений и поддержать бизнес сейчас, чем он рухнет под гнетом арендных платежей и государство потеряет партнера, рабочие места и налоговые поступления в перспективе. Это сработало.

Еще одно поле, на котором произошла тихая революция – оценка имущества.

Реформа оценочной деятельности была нашей первой полноценной войной на должности – помню, мне казалось, что сложнее уже быть не может. Каким же наивным я был.

Однако, всего за несколько ходов, мы сломали позвоночник одной из самых циничных и масштабных схем, из-за которой страдали миллионы украинцев - фактически все, кто нуждался в оценке своего имущества. Ликвидировав площадки-посредники, бравшие плату просто за факт своего существования и передачу данных в реестр, мы сэкономили людям 1,7 млрд грн.

А экономический эффект запуска автоматической системы оценки по понятным параметрам и мультипликаторам составляет уже 80 млн гривен.

При этом поступления в Пенсионный фонд, базой для расчета которых является оценочная стоимость имущества, выросли на 42% - 217 млн в третьем квартале текущего года.

Чтобы полностью перевести оценку на новые современные рельсы, мы подготовили всю необходимую законодательную базу. Законопроектом ликвидируется фракционная оценка, разрывающая объект и земельный участок, на котором он находится и внедряются лучшие международные стандарты оценочной деятельности. Все, что отделяет государство от этого – 226 голосов.

 

И наконец – реформа корпоративного управления.

ФГИУ – это инстанция последней надежды. Когда предприятие попадает к нам на баланс, то даже не изучая финансовые документы, можно заранее сказать, что из него за 30 лет выжали все соки, оно обременено долгами, а трудовой коллектив не видел зарплаты как минимум за последние 5+ лет. Почти обязательный элемент таких активов – многочисленные попытки рейдерских захватов и судебных дел.

Фонду передали около 700 предприятий и каждое из них, мягко говоря, не подарок. Однако мы начали очищать эти авгиевые конюшни, меняя директоров, внедряя финансовую отчетность и контролируя расходы, и достигли их существенного оздоровления.

✔Дивиденды увеличились в 3 раза – до 800 млн грн

✔Налоги выросли на 800 млн грн – до 8,4 млрд грн

✔Общий убыток сократился на 3 млрд грн всего за год – до 1 млрд грн

✔В госсобственность вернулось 2500 га земли и еще 15000 га находятся в процессе возвращения.

 

Помимо операционных задач мы работали над достижением стратегических целей. "Баланс "текучки" и стратегии" – прописное правило менеджмента и я всегда его придерживался, даже если текущие задания включали такие экзотические вещи как противостояние вооруженному захвату госпредприятия или три спецоперации НАБУ для разоблачения желающих попытаться подкупить главу Фонда госимущества.

В заключение хочу напомнить, что ни одна реальная реформа не получает поддержки сразу. За исключением коллег, я редко слышал одобрение, еще реже – слова поддержки, и почти никогда – благодарность. Это было сложно, но я достаточно взрослый и опытный, чтобы понимать – результаты станут очевидны через несколько лет.

Сделано много или мало – рассудит только время.

В начале своей работы в Фонде я обещал изменить саму сущность приватизации в Украине. Сейчас я хочу задекларировать, что это произошло.

Нужно только продолжать работу и не сбавлять темп.

Приватизация продолжается.

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

ЭДУАРД МКРТЧАН

Китайский излом. Как Украине перехватить уходящие из Китая инвестиции у Вьетнама и Таиланда

ЕЛЕНА ЖУКОВА

Офшоры: не паникуем, деньги останутся в Украине

ВИКТОРИЯ ГРИБ

Как Украина готовится адаптировать стандарты CBRN под военные реалии

ЭДУАРД МКРТЧАН

Кадровые индустрии. Какие направления станут актуальными в ближайшие 5 лет

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА