Колонки

Украина против агрессора в ЕСПЧ: перспектива и важность межгосударственных дел

Ирина Мудра, заместитель министра юстиции Украины

 

Масштаб и регулярность преступлений россии настолько велики, что впечатляют. Но каждый раз ужасаясь из-за новых действий агрессора, люди, к сожалению, забывают о предыдущих. Так работает наша память, которая не способна удерживать всю информацию одновременно. Но система правосудия работает по-другому.

Инструмент справедливости

Правоохранительные органы и юристы последовательно и планомерно собирают доказательную базу, чтобы привлечь РФ к ответственности. И речь идет не только о кейсах после 24 февраля 2022 года, но и о всех событиях с февраля 2014 года. Более того, многие дела по искам граждан Украины против действий россии за последние 8 лет получили положительные вердикты. Только россияне не торопятся выполнять предписания украинского суда. Инструментом влияния в такой ситуации является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Международный институт возник после Второй мировой войны. Европейцы, столкнувшиеся с преступлениями нацистов, осознали, что необходимо определить хотя бы минимальный набор правил и совместно контролировать их соблюдение. Так возникла Европейская конвенция по правам человека, а ЕСПЧ стал инструментом контроля. Независимая Украина подписала конвенцию в 1995 году.

При этом ЕСПЧ не стал дополнительным объединенным судом, он не заменяет систему национального правосудия. Однако суд имеет возможность действовать в тех ситуациях, когда инструменты национальных судов исчерпаны, а справедливость так и не достигнута. Насколько это эффективно? Всё зависит от ситуации и контекста. Да, дела о нарушении прав граждан, как правило, оказываются результативными, а вот межгосударственные разбирательства сталкиваются с рядом проблем. Основная причина – ЕСПЧ считает приоритетом иммунитет иностранного государства.

Позиция относительно государственного иммунитета

Формирование этой позиции ЕСПЧ во многом началось с решения по делу "Калогеропула против Греции и Германии" (2002). Тогда заявление подали 257 граждан Греции – все они были родственниками жертв массовых казней, проведенных нацистами в селе Дистомо в 1944 году. Они требовали выплат компенсаций и добились соответствующих решений в судах Греции. Однако для исполнения судебного решения против иностранного государства в Греции требуется разрешение министерства юстиции. Истцы обратились за ним, но подтверждения не получили, и решение суда осталось неисполненным в Греции. Как результат, люди обратились в ЕСПЧ, указывая, что Греция и Германия нарушают их права, однако ЕСПЧ отклонил иск.

Суд постановил, что, хотя права истцов на справедливое правосудие были ограничены, это было сделано ради сохранения отношений между двумя странами. Если бы Греция принудительно изъяла имущество Германии и ее граждан на своей территории для обеспечения выплат, это подорвало бы взаимодействие двух стран. Фактически, ЕСПЧ принял сторону правительства Греции.

Еще по одному делу — "Джонс и другие против Соединенного Королевства" (2014) — ЕСПЧ не нашел нарушений в отказе суда Великобритании рассматривать иск против пыток в Саудовской Аравии. ЕСПЧ отметил, что такое решение обеспечивает поддержку дружеских отношений между странами, уважающими суверенитет друг друга. Но что интересно в этом кейсе — ЕСПЧ также отметил, что ситуация меняется, поэтому вопросы суверенного иммунитета могут быть пересмотрены странами-участницами договора. Иными словами, судьи считают, что исключения по поводу государственного иммунитета могут возникнуть в будущем.

Еще одно дело, требующее внимания, касается непосредственно россии. В 2004 году ЕСПЧ установил несколько нарушений Конвенции по делу "Илашку и другие против Молдовы и России". Суть иска касалась несправедливого ареста и жестокого обращения с заключенным на территории непризнанного Приднестровья. Суд признал власти россии и Молдовы виновными и принял решение о выплате компенсаций. Так, россия была обязана заплатить более 500 тыс. евро четырем истцам, а Молдова — по 70 тыс. евро трем истцам. Фактически этим решением суд подтвердил захват россией Приднестровья. И что еще интересно — россия согласилась выплатить компенсации, хотя и выразила протест по поводу решения суда.

Кроме того, уже принято два решения по межгосударственным делам Грузии против россии, где ЕСПЧ установил нарушение Конвенции россией. Речь идет о делах "Грузия против россии (№1)", касающихся массового выселения грузин в 2006 году, и "Грузия против россии (№2)" о событиях войны в августе 2008 года. В последнем деле ЕСПЧ четко установил, что в результате военных действий россия оккупировала территории Южной Осетии.

Также на рассмотрении ЕСПЧ есть еще одно заявление Грузии против россии, которое Грузия подала в 2018 году в связи с преследованиями, арестами, нападениями и пытками, убийствами и запугиванием этнических грузин, пытающихся пересечь или проживающих рядом с разделяющими территорию административными границами, контролируемыми Грузией с захваченными россией территориями Абхазии и Южной Осетии.

Возможности ЕСПЧ сегодня

Страна-агрессор в 2015 году объявила, что не будет выполнять решения ЕСПЧ, если они противоречат ее конституции. Как результат, по состоянию на 2022 год, россия не выполнила более 2000 вердиктов суда – самый высокий показатель среди всех стран. Более того, как известно, еще 15 марта 2022 г. россия приостановила свое участие в ЕСПЧ, а в июне парламент страны проголосовал за непризнание решений Европейского суда по правам человека. Многие могут задать вопрос: какой смысл продолжать рассмотрения дел?

Решения ЕСПЧ являются важным фактором для других международных инстанций, а также фактическим подтверждением совершенных преступлений. Кроме того, вердикты ЕСПЧ не имеют срока давности, а потому их исполнение потребуется от россии в любом случае.

Сейчас на рассмотрении ЕСПЧ находится пять межгосударственных дел, где Украина выступает истцом, а РФ ответчиком. Список включает: кейс, связанный с оккупацией Крыма; дело о нарушении прав на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей (сюда же включено рассмотрение дела о сбитом самолете МН17); дело о нарушении прав украинских политических заключенных; дело о захвате украинских моряков и кораблей в Керченском проливе; дело о преступлениях российских военных во время полномасштабного вторжения россии в Украину. Последний из названных кейсов был зарегистрирован в июне 2022 года, когда россия уже отказалась признавать юрисдикцию ЕСПЧ. Однако сам суд подтвердил, что будет рассматривать все иски, связанные с россией, поданные до 16 сентября 2022 года. Здесь следует отметить, что россия не только один из лидеров по количеству индивидуальных дел (в настоящее время более 17 тыс. заявлений), но и держит первенство по межгосударственным делам против нее – кроме пяти исков Украины еще три упомянутые межгосударственные дела Грузии против россии.

Перспективы рассмотрения дел достаточно оптимистичны. В международных институтах понимают, что россия манипулирует положениями законов для достижения своих целей и готова принести в жертву всю послевоенную систему права для реализации имперских амбиций. Конечно, решения по межгосударственным искам будут требовать от судей ЕСПЧ смелости, ведь для достижения справедливости нужно сделать исключение в вопросе государственного иммунитета. Но это позволит действительно обеспечить правосудие и подтвердить силу демократического общества.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ