Колонки

Ответственность рф: как добиться настоящих приговоров для руководства страны-агрессора

Ирина Мудра, заместитель министра юстиции Украины

 

Привлечь чиновников рф к ответственности за военные преступления в Украине — сложная задача. Международное право хоть и руководствуется законами, но на практике часто решения принимаются в зависимости от политической конъюнктуры и баланса сил в отношениях между странами. Тем не менее это задача выполнимая. Главное, разобраться, что требуется для ее решения.

Руководители рф уверены в своей безнаказанности и считают, что ядерный зонтик позволит оставить их действия без должного наказания. Еще одна причина их уверенности — решения Международного уголовного суда по итогам российского вторжения в Грузию в 2008 году.

Первичные следственные действия длились до 2015 года, потом началась стадия расследования. Завершилось оно лишь 16 декабря 2022 года. При этом в деле в качестве обвиняемых фигурируют исключительно представители сепаратистских групп из Южной Осетии, даже не высшие чиновники и тем более не лидеры рф. 

С чем это связано? Достоверно сказать сложно. Возможно, в распоряжении следствия действительно не было достаточно доказательств, чтобы привлечь к ответственности российских чиновников. Однако даже в таком случае выглядит странным отсутствие в списке обвиняемых Эдуарда Кокойты, который занимал должность президента непризнанной республики. При этом в материалах следствия он фигурирует. 

Сейчас мы видим разочарование со стороны грузинской стороны, которая не увидела решительных действий Международного уголовного суда. Возникает вопрос, может ли повториться подобная ситуация по расследованию преступлений рф в Украине? Скоро год, как Международный уголовный суд инициировал расследование военных преступлений, совершенных российскими солдатами в Украине, но пока ни одного приговора не вынесено. И вряд ли вынесение приговора солдату сильно напугает главу государства вместе с его самыми близкими подельниками. Действительно, проблема с эффективностью международных трибуналов существует. И Грузия тут не единственный пример. 

Один из самых известных трибуналов последних десятилетий — по бывшей Югославии — также отличился тем, что многие военные преступники сумели избежать наказания. Даже сейчас, после завершения работы самого Трибунала, продолжаются апелляции по делам сербских чиновников Франко Симатовича (бывшего командира подразделения специальных операций службы государственной безопасности Сербии) и Йовицы Станишича (бывшего руководителя службы государственной безопасности Сербии). 

Обоих обоснованно подозревают в создании и управлении отрядом «Скорпионы», причастного к военным преступлениям. В 2013 году их вина была доказана, но в 2015 году приговор был отменен. В 2017 году дело решили пересмотреть еще раз и в 2021 году подтвердили вину подозреваемых. Тем не менее сейчас, в 2023 году, процесс возобновился и снова есть вероятность, что обвинения снимут.

Такие ситуации показывают слабость международной системы права. Но также они демонстрируют, где именно Украина должна усилить свои позиции, чтобы добиться справедливых решений. Как в случае Грузии, так и Сербии, одной из основных проблемных точек стала неспособность национальных следственных органов качественно провести расследования. 

В Грузии это было связано со сменой власти. В Сербии — с ревизионистскими тенденциями последних лет. Но и то, и другое — риск для Украины. Именно поэтому так важно собирать все доказательства уже сейчас и делать это качественно. Важной составляющей также является давление гражданского общества — постоянное внимание к проблеме не позволит делам затеряться в будущем.

Немаловажный фактор — системная поддержка со стороны наших международных партнеров. Не так давно Великобритания предложила Украине квалифицированную поддержку в вопросах создания специального трибунала, который позволит привлечь к ответственности высшее руководство рф, включая владимира путина. Британское правительство совместно с другими партнерами работает над созданием механизмов, позволяющих сделать процесс над путиным и всеми военными преступниками из рф реальными. 

Это важный индикатор того, что приговор все же будет вынесен, а справедливость восстановлена. Агрессия рф против Украины — не спровоцированное нападение колоссальных масштабов, которое ставит под угрозу систему безопасности во всей Европе. Это наибольший вызов европейскому сообществу со времен Второй Мировой войны. Именно поэтому ситуация требует адекватной реакции, которой должен стать самый значительный и качественный трибунал над военными преступниками после Нюрнберга.

Украина последовательно ведет работу над созданием специального трибунала исключительно для расследования преступления агрессии против Украины. Признание акта агрессии уже звучало со стороны ООН в резолюциях «Агрессия против Украины» (от 2 марта 2022 года) и «Территориальная целостность Украины: защита принципов Устава ООН»  (от 7 октября 2022 года). Несколько раз Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов осудила российскую агрессию и попытки незаконной аннексии украинской территории. Это важный факт для будущего трибунала. Такой процесс не будет требовать сбора многочисленных доказательств, установления вины каждого конкретного военного и проведения длящихся годами расследований. Предложенный Украиной формат позволит сфокусироваться на инициаторах вторжения, т.е. именно тех, кто принимал главное решение о начале войны.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ