21:28 26.07.2023

Автор: СЕРГЕЙ КЛЮЦА

Электронные аграрные расписки — альтернатива для привлечения кредитных ресурсов в агробизнес

9 мин читать
Электронные аграрные расписки — альтернатива для привлечения кредитных ресурсов в агробизнес

Сергей Клюца, управляющий партнер АО "Дарина"

 

С целью стимулирования привлечения агропроизводителями кредитных ресурсов под залог их будущего урожая 06.11.2012 г. Верховной Радой Украины принят Закон Украины "Об аграрных расписках".

Данный закон создал новый инструмент для привлечения агропроизводителями кредитных ресурсов под залог будущего урожая / продукции, которая будет получена в будущем, высокая эффективность которого доказывается объемами привлечения дополнительного финансирования в отечественный аграрный сектор через инструмент аграрных расписок.

На данный момент аграрные расписки — действенный инструмент привлечения кредитных ресурсов, который устраняет дефицит товарного и классического банковского кредитования агропроизводителей, однако который не требует выделения бюджетных средств и/или государственной поддержки и позволяет покрыть потребность агропроизводителей в оборотных средствах и производственных ресурсах для продолжения деятельности в текущем маркетинговом году.

Разработка и внедрение инструмента аграрных расписок осуществлялись при содействии Всемирного Банка в лице Международной Финансовой Корпорации и Европейского Банка Реконструкции и Развития, которые таким образом распространили на Украину лучший опыт частного кредитования аграрного производства Бразилии как страны с наиболее динамичным развитием рынка сельскохозяйственной продукции.

Итог впечатляет: по состоянию на начало широкомасштабного вторжения оборот инвестиций в сельское хозяйство Украины с использованием аграрных расписок достиг $2 млрд.

Не потерял этот инструмент привлекательности и с началом широкомасштабного вторжения — за период действия военного положения было выдано аграрных расписок на 59 млн грн.

На сегодня аграрные расписки используются в качестве квази-обеспечения исполнения договоров: кредиторы приобретают права по распискам и удерживают их до выполнения агропроизводителем договорного обязательства (то ли поставить продукцию, то ли вернуть кредит и уплатить проценты, то ли оплатить приобретенный товар и услуги), а в случае невыполнения договора — обращаются к принудительному взысканию, получая на основании исполнительной надписи нотариуса средства или продукцию (в дополнение к долгу по договору или с зачислением таких обязательств — это зависит от условий договоров).

Инструмент аграрной расписки уверенно занял свою нишу — инструмента "последней надежды" для кредитора, который не желает ограничиваться "бланковым" кредитованием, или же инструмента, с помощью которого дистрибьюторы предоставляют своим поставщикам дополнительные гарантии погашения их долгов за них агропроизводителями — потребителями их продукции, которые выдают аграрные расписки.

Впрочем, аграрные расписки так и не сформировали прозрачного рынка сельскохозяйственной продукции, не стали массовым инструментом для фиксации цены и объемов сбыта зерна. Не позволили аграрные расписки и привлечь какие-то заметные кредитные ресурсы от инвесторов, которые ранее не занимались кредитованием агробизнеса.

Исправить указанное, используя узнаваемое имя "аграрные расписки", нацелен законопроект "Об электронных аграрных расписках" (9266), поддержанный парламентом в первом чтении 13 июля 2023 года.

К сожалению, общего в аграрных расписках и электронных аграрных расписках гораздо меньше, чем различий. Кроме собственно названия, безусловности обязательства, его обеспечения залогом будущего урожая и правил мониторинга — все остальные отношения отличаются: где-то незначительно, где-то кардинально.

В чем же ключевая разница?

1.       Электронная аграрная расписка будет ценной бумагой, что меняет процедуру их выдачи, передачи и погашения.

Для процессов выдачи аграрной расписки вместо нотариуса те, кто выдает электронные аграрные расписки, будут привлекать Национальный депозитарий Украины. Технические детали такого привлечения будут отработаны на уровне подзаконных нормативных актов — но однозначно такое привлечение будет на платной основе (средства из бюджета на обслуживание Реестра электронных аграрных расписок не выделяют) и будет предшествовать получению агропроизводителями права доступа к Реестру электронных аграрных расписок; дальнейшее взаимодействие участников отношений с Реестром электронных аграрных расписок будет приравниваться к электронному взаимодействию с Национальным депозитарием Украины.

При выдаче аграрных расписок нотариус проверяет наличие у лица, которое как должник выдает аграрную расписку, полномочий ее выдавать, прав на земельные участки, урожай с которых передается в залог, и отсутствие других обременений на такой залог, вносит информацию об аграрной расписке и созданном ею обременении в соответствующие реестры. Нотариусы делают это несовершенно (пример — судебное дело №914/2848/20, в котором нотариус неправильно описал предмет залога по товарной аграрной расписке, породив спор о последствиях добросовестного приобретения зерна покупателем залога), но в целом они выступают эффективными посредниками между всеми государственными реестрами и имеют возможность человеческим языком описывать в соответствующих реестрах все процессы и последствия выдачи аграрных расписок и других действий с этим инструментом, разъясняя значение действий для участников отношений.

Вместо этого при выдаче электронных аграрных расписок приведенные проверки придется самостоятельно делать кредитору, который приобретает в собственность такую ценную бумагу, или же доверять результатам автоматизации работы соответствующего Реестра электронных аграрных расписок и его интеграции с другими реестрами.

Кроме выдачи, индоссаменты и погашение электронных аграрных расписок также будут осуществляться во взаимодействии с Реестром электронных аграрных расписок и Национальным депозитарием Украины — без нотариусов, но далеко не бесплатно. Также только через счета Национального депозитария Украины будут происходить процедуры выполнения обязательств по финансовым электронным аграрным распискам: вместо прямой уплаты суммы обязательства со счета должника на счет кредитора, должники по электронным аграрным распискам будут перечислять средства на счет Национального депозитария Украины, который в дальнейшем будет осуществлять их перечисление кредиторам.

2.       Электронная аграрная расписка будет ценной бумагой, что меняет бизнес-процессы использования этого инструмента.

Электронные аграрные расписки будут существовать исключительно в бездокументальной форме как запись в реестре и на счете, все операции с ними будут происходить исключительно с отражением результатов в балансе предприятий (для сравнения, "обычные" аграрные расписки, приобретаемые без цели получить выполнение зафиксированного в них безусловного обязательства, могут отображаться на внебалансовом счете предприятия и не влияют на финансовый результат ни должника, ни кредитора).

Законопроект предусматривает, что электронные аграрные расписки могут рассматриваться как средство платежа или самостоятельный финансовый инструмент — но это не решает проблему с бюджетным возмещением НДС для экспортеров, которые будут приобретать товар во исполнение электронной аграрной расписки или осуществлять оплату товара передачей электронной аграрной расписки. Таким образом, сохраняется ограничение для использования такого инструмента с целью выполнения обязательств или как средства платежа компаниями-экспортерами аграрной продукции, для которых отсутствие оплаты денежными средствами полученного от агропроизводителя товара (в цену которого входит НДС) неприемлемо, ведь лишает права на получение бюджетного возмещения НДС. Эта проблема не дала "обычным" аграрным распискам выйти за пределы текущей ниши использования, сохранится и для электронных аграрных расписок.

Применение электронных аграрных расписок как ценной бумаги приведет к обязанности кредиторов вести особый учет таких операций и осуществлять отчетность по ним. В частности, по правилам п. 134.1.1, 141.2.1, 141.2.2 НКУ у кредиторов возникнет обязанность осуществлять корректировку финансового результата компании, переносить возможный отрицательный результат от таких операций на уменьшение налогооблагаемого дохода компании только от других операций с ценными бумагами (п. 141.2.4 НКУ).

Корректировка не затронет операции только:

- компаний с доходом за предыдущий год до 40 млн грн, сообщивших о неприменении корректировок (134.1.1 НКУ);

- должников по электронным аграрным распискам (пп. 1 п. 141.2.6 НКУ);

- операций РЕПО и других операций с ценными бумагами, которые в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета признаются кредитными (пп. 2 п. 141.2.6 НКУ).

Наконец, как ценные бумаги, электронные аграрные расписки будут подпадать под правила их оценки, проведения уценки/дооценки по правилам бухгалтерского учета финансовых инструментов, в частности в части их переоценки, амортизации и т.п. Это открывает налоговикам широкое поле для доначисления кредиторам сумм налогооблагаемого дохода, исходя из сумм таких корректировок.

3.       Сокращаются возможности использования залога будущего урожая / собранной сельскохозяйственной продукции.

Как и в Законе Украины "Об аграрных расписках", нормы законопроекта об электронных аграрных расписках содержат положения об автоматическом распространении статуса предмета залога с заложенного будущего урожая на собранную сельскохозяйственную продукцию и о возложении на должника обязанности доказывания происхождения его продукции.

Такая норма правовыми позициями Кассационного хозяйственного суда по делам №914/2848/20 и №906/708/20 была оценена как установление презумпции того, что любая продукция должника является предметом залога, пока должник не опровергнет ее предоставлением надлежащих доказательств.

При продаже залога по аграрной расписке кредитор, руководствуясь ч. 4 ст. 13 ЗУ "Об аграрных расписках", имеет право удовлетворить свои требования за счет имущества покупателя такой продукции, и этот процесс становится еще легче в результате изложенных в делах №914/2848/20 и №906/708/20 выводов Верховного Суда, что покупатель наравне с должником несет обязанность опровержения презумпции приобретения им предмета залога.

Другое дело — электронные аграрные расписки. При продаже собранной продукции ее залог по электронной аграрной расписке в момент перехода права собственности к покупателю будет прекращаться — и все споры о залоге будут сводиться только к отношениям между должником и кредитором.

4.       Дополнительные возможности для взыскания с должников.

Могло сложиться впечатление, что электронные аграрные расписки имеют сплошные недостатки по сравнению с действующими аграрными расписками (которые остаются действовать без изменений после вступления в силу ЗУ "Об электронных аграрных расписках" как практическая им альтернатива). Это не так — есть немало сфер, где регулирование по электронным аграрным распискам будет более эффективным, в частности для процедур взыскания.

Например, должник с момента выдачи электронной аграрной расписки будет терять право свободного распоряжения земельными участками и другими правами на землю, урожай с которой передает в залог. Это сделает невозможным переоформление земли на другую компанию, которая свободно продолжит деятельность при невыполненной аграрной расписке — прецеденты чего, к сожалению, существуют.

Другой пример — возможность предусмотреть автоматическое конвертирование обязательства поставить продукцию по электронной товарной аграрной расписке в обязанность уплатить средства и взимать их по правилам взыскания долга по электронной финансовой аграрной расписке, прямое предвидение взимать долг по электронной финансовой аграрной расписке за счет всего имущества должника, а не только предмета залога, что незаконно определило Министерство юстиции Украины в Инструкции по организации принудительного исполнения решений.

Наконец, возможность включать штрафные санкции в электронные товарные аграрные расписки и взимать их параллельно с принудительной передачей определенного в такой расписке товара.

Некоторые положения — абсолютно инновационные, например, формирование по запросу кредитора в автоматическом режиме специальных выписок из Реестра электронных аграрных расписок как исполнительных документов в форме электронных документов.

В целом принятие проекта Закона "Об электронных аграрных расписках" не приведет к немедленному созданию инструмента, альтернативного аграрным распискам. Это будет лишь первый шаг на пути к созданию Реестра электронных аграрных расписок, его автоматической синхронизации с другими реестрами, выстраиванию эффективного взаимодействия пользователей с Национальным депозитарием Украины, решению вопросов бухгалтерского учета и налогообложения операций, торговли стандартизированными электронными аграрными расписками на биржах и т.д. — того процесса, который занял три года при введении гораздо более простой в техническом плане системы использования аграрных расписок.

В проект закона предложены многочисленные изменения, но все они касаются только технических нюансов работы системы, которые не меняют принципов и ключевых особенностей электронных аграрных расписок.

Что можно сказать с уверенностью: независимо от таких технических изменений, принятие этого закона создаст основу для удобного торговцам ценных бумаг дополнительного альтернативного инструмента привлечения кредитных ресурсов в агропроизводство, что в силу своей простоты оборота позволит привлечь новых кредиторов и при определенных условиях позволит сформировать организованный рынок сельскохозяйственной продукции.

 

 

 

 

РЕКЛАМА

ПОСЛЕДНЕЕ

ЭДУАРД МКРТЧАН

"План-Б". как избежать блокады фермеров ЄС

НАТАЛЬЯ АЛЮШИНА

Когда из "хат скраю" вырастут украинские "зубы дракона"

СЕРГЕЙ ТАБАКОВ

Два года трансформации: как Украина реформирует сферу окружающей среды вопреки вызовам войны

ИРИНА МУДРА

Настойчивость дает результат: решение о конфискации активов РФ приближается

АНДРЕЙ ЕРМАК

А.Ермак о гарантиях безопасности для Украины: "От скепсиса до подписания 8-го соглашения"

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

Запретить в Украине проведение охоты в присутствии детей

СЕРГЕЙ МАГЕРА

Экоцид мирового масштаба: ответит ли Кремль за преступления против окружающей среды

АНДРЕЙ ГРИЩУК

Фондовый рынок на пике: насколько стабильны текущие котировки?

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ТИХОХОД

Качественное обучение большого количества пилотов беспилотных комплексов является одним из приоритетов

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

По созданию заповедных объектов Украина занимает одно из последних мест в Европе

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новости со всей Украины

РЕКЛАМА