Закон о привлечении юрлиц к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц угрожает бизнесу в Украине?
Яна Корнийчук, адвокат отдела правового сопровождения объектов инвестирования АО "Инвестмент Лойер Груп"
Практически на пороге Нового года, а именно, 26 декабря 2024 года, вступил в силу Закон, который наделал много шума в юридическом и бизнес сообществе Украины. Речь идет о Законе № 4111-IX об усовершенствовании механизмов привлечения юридических лиц к ответственности за подкуп должностных лиц иностранных государств от 4 декабря 2024 года.
В частности, ряд экспертов подвергли критике нормы Закона, дающие право следователям и прокурорам ограничивать работу бизнеса "при наличии оснований полагать", что бизнес может "помешать" расследованию. По их мнению, таким образом, Закон предоставляет возможность правоохранительным органам ускорить блокирование деятельности юридического лица.
На шаг ближе к ЕС
Как было заранее анонсировано, цель принятия Закона № 4111-IX – обеспечение выполнения Украиной взятых на себя обязательств по имплементации Рекомендации Совета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относительно дальнейшей борьбы с подкупом иностранных должностных лиц в международных деловых операциях и внедрения эффективного механизма привлечение юридических лиц к ответственности, отвечающей Конвенции ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных деловых операциях.
Ратификация Конвенции ОЭСР является одним из обязательных шагов на пути членства в ОЭСР. Кроме того, Конвенция является одним из самых высоких антикоррупционных стандартов, необходимых для приближения Украины к членству в ЕС.
Уголовная ответственность юридического лица в виде мер уголовно-правового характера, которую в нашем государстве ввели в 2014 году, не удовлетворяла требованиям Конвенции. Именно поэтому и возникла необходимость кардинально изменить подход к привлечению к ответственности юрлица за совершение от его имени и/или в его интересах уголовного правонарушения.
В то же время, этот механизм предусмотрен только для уголовных правонарушений, определенных статьями Закона: 209 (легализация (отмывание) имущества, полученного преступным путем), 369 (предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу) и 3692 (злоупотребление влиянием) УКУ, совершенных лиц, предусмотренных в части 4 статьи 18 УКУ. Это поможет проверить эффективность механизма на практике этой конкретной категории преступлений.
В дальнейшем, с учетом полученного практического опыта и в случае эффективности предложенного механизма уголовной ответственности юрлица, его действие будет расширено и на другие категории уголовных правонарушений.
Что нового предлагает Закон
Во-первых, Закон несколько расширил список лиц, определенных должностными лицами. Так, кроме лиц, указанных в части 3 статьи 18, часть 4 той же статьи УКУ указывает, что должностными лицами также признаются должностные лица иностранных государств (лица, занимающие должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, в том числе присяжные заседатели, в органе местного самоуправления или автономном образовании на территории государства), иностранные третейские судьи, лица, уполномоченные решать гражданские, коммерческие или трудовые споры в иностранных государствах в порядке, альтернативном судебном, должностные лица международных организаций, а также члены международных парламентских ассамблей, участником которых является Украина, а также судьи и должностные лица международных судов.
Во-вторых, целесообразно отметить установление оснований для применения к юридическому лицу мер уголовно-правового характера независимо от привлечения к уголовной ответственности физического лица.
Речь идет, в частности, об установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о:
• совершение уполномоченным лицом юрлица, его учредителем, конечным бенефициарным собственником или членом наблюдательного совета от имени и/или в интересах юридического лица общественно опасного деяния, подпадающего под признаки деяния, предусмотренного ст. ст. 209, 369, 3692 в отношении должностных лиц, предусмотренных ч. 4 ст. 18 УКУ;
• необеспечение осуществления возложенных на уполномоченное лицо юрлица законом или учредительными документами юридического лица обязанностей по принятию мер по предотвращению коррупции, что привело к совершению от имени и/или в интересах юрлица общественно опасного деяния, подпадающего под признаки деяния, предусмотренного ст. ст. 209, 369, 3692, в отношении должностных лиц, предусмотренных ч. 4 ст. 18 УКУ и т.д.
Применение к юридическому лицу мер уголовно-правового характера по основаниям, предусмотренным этой частью, не требует установления физического лица, действия или бездействие которого подпадают под признаки деяния, предусмотренного ст. ст. 209, 369, 3692 УК Украины (ч. 2 ст. 963 УК).
В-третьих, меры уголовно-правового характера при совершении общественно опасного действия в отношении должностных лиц иностранных государств в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 963 УКУ могут быть применены к субъектам частного и публичного права резидентов и нерезидентов Украины, включая предприятия, учреждения или организации, а также международные (неправительственные) организации, другие юридические лица, созданные в соответствии с требованиями национального или международного права. Кроме органов государственной власти, властей АР Крым, органов местного самоуправления, фондов общеобязательного государственного социального страхования и Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
Также, согласно новому Закону, УКУ дополнена ст. 9610-1, которая предусматривает дополнительные (нефинансовые) меры уголовно-правового характера, а именно:
1. Временное ограничение деятельности юрлица. То есть компании запрещается в течение определенного судебным решением срока:
• участвовать в публичных и оборонных закупках;
• пользоваться лицензией;
• участвовать в приватизации или аренде государственного и коммунального имущества;
• получать новый или продлевать срок действия специального разрешения на пользование недрами;
• покупать облигации внутренних государственных займов Украины;
• создавать и участвовать в работе саморегулирующихся организаций;
• производить и распространять рекламу о собственной деятельности и осуществлять спонсорство;
• участвовать в государственно-частном партнерстве и деятельности совместных предприятий.
2. Временное ограничение в получении прав и/или преимуществ. А именно, юридическому лицу запрещается:
• получать любые льготы и активы от государства и территориальной общины;
• привлекать, использовать, осваивать средства международных технических и международных финансовых операций;
• получать государственную помощь;
• приобретать статус резидента Дія Сіті;
• получать государственную и другую финансовую поддержку экспортной деятельности.
3. Суд может назначить дополнительную (нефинансовую) меру уголовно-правового характера в отношении юридического лица сроком от шести месяцев до трех лет.
Кроме того, УПК Украины дополнен отдельной главой 37-1, регламентирующей уголовное производство по применению мер уголовно-правового характера к юридическим лицам в специальном порядке, устанавливающем особенности участия представителя в таких производствах, особенности досудебного расследования и общие положения применения ограничений к юридическому лицу.
Не так страшен черт…
Даже анализ части изменений, вводимых новым Законом, позволяет с уверенностью утверждать, что документ направлен исключительно на борьбу с подкупом иностранных должностных лиц в международных деловых операциях и внедряет эффективный механизм привлечения виновных юридических лиц к ответственности.
Что же касается беспокойства ряда экспертов относительно негативного влияния этого Закона на бизнес в Украине отмечу: если компания осуществляет деятельность исключительно в пределах нашего государства, то вряд ли она почувствует действие новых норм на себе. Поскольку деятельность такого юридического лица скорее всего не пересекается с должностными лицами иностранных государств.
Если же деятельность компании распространяется на международные рынки, и правоохранительные органы смогут доказать в суде ее причастность к вышеуказанным уголовным правонарушениям и будут настаивать на необходимости применения к такому юридическому лицу мер уголовно-правового характера, тогда данный Закон позволит ускорить блокирование деятельности такой компании.
Хотя, обращаю внимание, что и до внесения законодательных изменений правоохранительные органы имели право инициировать в судебном порядке применение мер уголовно-правового характера в отношении юридических лиц, подозреваемых в совершении соответствующих уголовных правонарушений. И даже тех видов мер уголовно-правового характера, которые уже есть в Уголовном Кодексе Украины, достаточно для того, чтобы заблокировать деятельность таких компаний.