Интерфакс-Украина
19:05 02.07.2025

Автор: ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

5 мин читать
Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

Юрий Щуклин, эксперт рынка логистики, советник главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры при УСПП

 

Опубликованный в июне аналитический отчет Всемирного банка “Ukraine’s Transport and Logistics System” о состоянии железнодорожной отрасли Украины содержит сигнал, от которого невозможно отмахнуться: без ее незамедлительной реформы финансовая стабильность “Укрзализныци” в среднесрочной перспективе выглядит маловероятной. Истоки проблем лежат глубже, нежели в значительном ускорении физического износа активов из-за войны, а решение требует прежде всего системной трансформации логики управления железнодорожной логистикой в Украине.

Отчёт Всемирного банка выделяет несколько ключевых направлений, критически важных для выживания и развития “Укрзализныци”: модернизация парка локомотивов, автоматизация процессов, внедрение электронного документооборота и аналитики. Среди приоритетов — развитие логистических терминалов, улучшение качества обслуживания грузовладельцев и пассажиров, а главное — повышение операционной эффективности самой компании. Это не просто пожелания: речь идёт об актуальных вызовах и обязательствах Украины перед международными партнёрами. Любой рост производства и торговли упирается в пределы логистических возможностей. Таким образом, логистика выступает самой уязвимым и одновременно стратегически значимым звеном экономического роста.

Рекомендации Всемирного банка сфокусированы на цифровой трансформации. Действующая модель, при которой планирование перевозок осуществляется внутри внутренних систем одного монополиста — “Укрзализныци”, и не соответствует требованиям конкурентного рынка, существующего в ЕС с 1991 года. Вступление Украины в этот рынок предполагает, что на наши железные дороги смогут выйти перевозчики со своими локомотивами и получить равноправный доступ к инфраструктуре. Однако система планирования и управления движением “Укрзализныци”, развивавшаяся в течение 20 лет, построена по одной модели — централизованной, замкнутой и монопольной, не предусматривающей открытого доступа к инфраструктуре для других операторов. Сегодня в Украине отсутствует техническая и нормативная база для привлечения к перевозкам независимых игроков. Когда Закон “О железнодорожном транспорте” (на принятии которого Всемирный банк настаивает с 2019 года) вступит в силу, действующая система просто перестанет работать, так как не предусматривает взаимодействия с несколькими перевозчиками.

Украина ещё в 2014 году в рамках подписанного Соглашения об Ассоциации с ЕС обязалась согласовать законодательство о железнодорожном транспорте с европейскими стандартами. Несмотря на отведённый восьмилетний переходный период, никаких шагов в этом направлении сделано не было. Имплементация европейских норм в транспортной сфере, особенно в железнодорожной отрасли, продвигается наименее активно, а некоторые представители власти даже утверждают, что монопольная модель управления железной дорогой якобы помогла ей выстоять в тяжёлых условиях войны. Но это ошибочное представление, которое на самом деле лишь отдаляет нас от европейских практик. Всемирный банк справедливо предупреждает: даже если отстаёт только одна отрасль, от неё зависят все остальные. И чем быстрее будут развиваться другие сектора, тем сильнее железнодорожное отставание будет тормозить прогресс страны в целом.

На фоне общеевропейских вызовов ситуация выглядит ещё острее. Всемирный банк отмечает, что и “Укрзализныця”, и европейские операторы испытывают дефицит вагонов — в частности зерновозов, цистерн и рефрижераторов — соответствующих стандартам ЕС. И хотя необходимость обновления подвижного состава очевидна, инвесторы не спешат вкладывать в нее средства из-за неопределённости спроса и отсутствия прогнозируемой логистики. Это ещё больше усложняет способность железнодорожного транспорта обеспечивать экспорт украинских грузов в ЕС — особенно с учётом требований к быстрой перевалке и соответствию европейским нормам.

Именно поэтому Всемирный банк настаивает: открытие рынка, цифровая трансформация и институциональная перестройка — это не дополнительные опции, а базовые условия для превращения “Укрзализныци” из советского монополиста в эффективного и современного игрока европейского уровня. В Украине уже есть наработки, которые могут обеспечить реализацию обозначенных требований. Речь идёт о технологии, разработанной отраслевыми экспертами в сотрудничестве с учёными. Её суть — в изменении логики управления: когда не перевозчик диктует условия, а заказчик (владелец груза) инициирует перевозку и выбирает исполнителей. Все участники рынка — от элеваторов и терминалов до портов — работают в единой цифровой среде, где видны свободные мощности, графики, заказы и реальный статус перевозок. Эта система уже испытана, её прототип существует и полностью соответствует требованиям международных партнёров. Проблема лишь в одном: в Украине до сих пор не принято решение о запуске новой операционной модели.

Цифровизация логистики — это не технологическая прихоть, а основа прозрачного и эффективного рынка, в котором каждый видит цепочку добавленной стоимости и понимает, как на ней заработать. Это способ создать стабильность, которой не хватает инвесторам. Это инструмент, который позволит инфраструктуре работать с оптимальной нагрузкой, а бизнесу — планировать объемы, контракты и логистику. И это ответ на все ключевые вызовы, описанные в отчёте Всемирного банка. Отсутствие прогнозируемого спроса устраняется за счёт сквозного планирования. Неопределённость для инвесторов исчезает благодаря доступу к цифровым данным. Дефицит вагонов минимизируется через оптимизацию оборота и прозрачное бронирование мощностей.

Нужна лишь политическая воля, чтобы признать очевидное: реформу железнодорожной отрасли нужно начинать с головы, с логики, а цифровая трансформация — первый шаг к этим изменениям. Текущая технология организации перевозок “Укрзализныци” технологически исчерпала себя и не успевает за потребностями бизнеса, экономики и современных технологий. И это уже не просто проблема одной компании — это тормоз для всей цепочки перевозок и создания добавленной стоимости.

У Украины есть шанс: превратить самое уязвимое звено экономики в самый мощный мультипликатор. И начинать нужно не с лозунгов, а с запуска цифрового мозга для железной дороги и превращения её в цифровую, эффективную и открытую систему. Это не просто реформа транспортной отрасли, а ключ к изменению экономического ДНК: от полуофициальных договорённостей к прозрачным правилам.

 

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

ПОСЛЕДНЕЕ

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Почему "Газпром" проигрывает Labubu

ОЛЬГА ЧЕПЕЛЮК

Учет социального измерения в энергоэффективности: новые инструменты и возможности для общин

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА