Интерфакс-Украина
16:30 09.07.2025

Автор: ОЛЬГА ЧЕПЕЛЮК

Учет социального измерения в энергоэффективности: новые инструменты и возможности для общин

4 мин читать
Учет социального измерения в энергоэффективности: новые инструменты и возможности для общин

Ольга Чепелюк,  советница проекта "Содействие энергоэффективности и имплементации Директивы ЕС по энергоэффективности в Украине"
 

Сегодня энергоэффективность в общинах — это уже не только технические решения или экономия ресурсов, но и необходимость учитывать человеческое измерение.

Интеграция такого подхода в местное планирование позволяет учитывать реальные потребности жителей и принимать обоснованные решения, особенно в условиях восстановления. Этот подход соответствует обязательствам Украины в рамках евроинтеграции. Вместе с тем, война существенно усложнила сбор данных и работу с уязвимыми группами, поэтому общины остро нуждаются в новых аналитических возможностях и поддержке при внедрении современных инструментов.

1. Гендерное равенство как требование евроинтеграции

Интеграция гендерного подхода в муниципальную политику энергоэффективности — важная составляющая евроинтеграционного курса Украины. Это соответствует требованиям Европейского Союза, закреплённым в Директивах, политиках Европейского зелёного курса и положениях Соглашения об ассоциации. Применение гендерно-чувствительных подходов в местном энергопланировании — это практическая реализация европейских принципов устойчивого развития, социальной справедливости и ориентированности на потребности граждан.

Учет потребностей различных социальных групп, в том числе уязвимых, улучшает качество услуг, способствует эффективному управлению ресурсами и снижает уровень энергетической бедности. Это, в свою очередь, позволяет повысить качество управления — одного из ключевых критериев сближения с европейскими стандартами.

Такой подход формирует новую управленческую культуру в общинах, где планирование исходит из потребностей человека, а не только фокусируется на инфраструктуре. Эта практика также полезна и для европейских партнёров, поскольку демонстрирует, как украинские общины, несмотря на вызовы, внедряют решения, соответствующие техническим и социальным стандартам ЕС.

2. Гендерный профиль общины: стратегический инструмент нового качества управления

Ключевым инструментом гендерного мейнстриминга на местном уровне является гендерный профиль общины. Это комплексный документ, содержащий как количественную, так и качественную информацию о демографической структуре, занятости, доступе к услугам, распределении ролей между женщинами и мужчинами, их участии в принятии решений, доходах и вызовах. Его функция — не просто фиксировать данные, а создавать аналитическую базу для эффективного, инклюзивного и обоснованного планирования.

Гендерный профиль позволяет:

  • выявить уязвимые группы населения;
     
  • определить неравенство в доступе к энергетическим и социальным ресурсам;
     
  • обозначить приоритеты для местных инвестиций;
     
  • обеспечить прозрачную и справедливую политику на основе реальных, а не предполагаемых потребностей.
     

Однако в условиях войны его подготовка стала значительно сложнее. В некоторых регионах отсутствует доступ к статистическим данным из-за боевых действий или оккупации; часть населения мигрировала без официальной регистрации; трудно идентифицировать потребности мужчин призывного возраста — всё это усложняет анализ гендерного баланса. Лишь 30% ВПО регистрируются официально, что создаёт серьёзный дисбаланс при планировании услуг.

Также значительно расширился круг уязвимых категорий: к традиционно уязвимым добавились женщины, оставшиеся с детьми, семьи с ранеными ветеранами, незарегистрированные ВПО. Поэтому подход к разработке гендерного профиля требует гибкости, локальной адаптации и глубокого анализа — общины не могут использовать шаблонные подходы, а должны работать "от конкретного к системному".

Общины получают поддержку консультантов и аналитическую помощь при адаптации инструментов под реальные вызовы. Только динамичный, адаптированный гендерный профиль позволяет принимать обоснованные решения — например, нужно ли восстанавливать школу, если в общине практически не осталось детей.

3. Укрепление потенциала общин: знания, практика, внедрение

Проект "Содействие энергоэффективности и имплементации Директивы ЕС по энергоэффективности в Украине", который реализует Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH, инициировал системное обучение муниципалитетов. На тренингах представители общин знакомятся с инструментами анализа уязвимости, гендерного маппинга, методиками оценки воздействия и гендерно-ориентированного бюджетирования.

Спрос на внедрение свидетельствует о том, что общины не просто интересуются, а уже обращаются за поддержкой в разработке гендерных профилей.

Отдельный блок был посвящён анализу проектов общин в системе DREAM на предмет учёта гендерной составляющей при их подготовке. Это вызвало большой интерес среди представителей местного самоуправления, поскольку такие подходы в проектном управлении являются законодательным требованием и условием получения ресурсов на восстановление.

Также планируется выбрать пять муниципалитетов, которые получат аналитическую поддержку от проекта. Это позволит им сформировать полноценный гендерный профиль, соответствующий требованиям международных партнёров и платформ финансирования.

В целом участники тренингов проявляли активность, поскольку уже частично применяли гендерные инструменты ранее. Однако основной вызов — способность общин собирать количественные и качественные данные для формирования гендерного паспорта. Следующий шаг — принятие решений на основе этой аналитики.

4. Человекоцентричный подход к энергоэффективности — не только социальное новшество

Гендерный подход в энергетической политике формирует новую модель управления, при которой инфраструктура создаётся не по инерции, а под реальные потребности пользователей. Энергоэффективность перестаёт быть исключительно технической темой и становится социально-ориентированной политикой.

Такая практика становится ценной и для европейских партнёров: она показывает, как даже в сложных условиях украинские общины внедряют инструменты, соответствующие европейскому пониманию устойчивого управления. Это позволяет партнёрам, особенно в Германии, видеть не только соответствие техническим стандартам, но и социальное воздействие — через усиление локального потенциала, ориентацию на потребности жителей и повышение прозрачности процессов.

Этот подход особенно актуален в период восстановления Украины. Чтобы восстановление было эффективным, нужно исходить не только из планов финансирования, но и из анализа того, для кого и что восстанавливается. Без живой, динамичной гендерной статистики восстановление может стать формальностью — вместо того, чтобы соответствовать реальным изменениям в жизни общин.

 

 

 

 

ПОСЛЕДНЕЕ

ЮРИЙ ЩУКЛИН

Сигнал, от которого не удастся отмахнуться: без реформы железнодорожного транспорта железнодорожные перевозки не устоят перед новыми вызовами

МАКСИМ ТКАЧЕНКО

Риски безопасности или поддержка Украины? Упрощаем законодательство для иностранных волонтёров

ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

ГАЛИНА ЯНЧЕНКО

Рада приняла реформу ГЧП — что изменится для бизнеса

ВИТАЛИЙ КОВАЛЬ

Украина создает Выплатное агентство

ВИКТОР СМАЛЬ

Лес по-европейски. Украина получила самую высокую оценку для экспорта древесины в ЕС: что это даст отрасли и бизнесу

ВЛАДИМИР БОРЕЙКО

КП "Плесо" уничтожило Синее озеро, превратив его в котлован с грязной водой

МУСА МАГОМЕДОВ

Отсрочка CBAM для Украины: не прихоть, а вопрос выживания

МИХАИЛ МИЩЕНКО

Лавров и русскоязычное население Украины

ИГОРЬ КОПЫТИН

Шансы на развитие. Что мешает росту оборонной отрасли и каких изменений требует ВПК

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА