Интерфакс-Украина
14:13 20.06.2025

Автор: ВЯЧЕСЛАВ БУТКО

Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

4 мин читать
Как Россия изменила экономическую модель под нужды войны

Вячеслав Бутко, экономист, экономический советник Киевского форума безопасности

За цифрами, свидетельствующими о существенном ухудшении экономической ситуации в России, скрывается изменение ее экономической модели, которая теперь настроена на удовлетворение потребностей войны.

Статистические данные по российской экономике настраивают на оптимизм. Рост ВВП в І квартале (в годовом измерении) составил 1,4%, в то время как в І квартале прошлого года - 5,4%. В январе-мае дефицит бюджета составил 3,4 трлн. руб., что на 2,67 трлн. руб. или в 4,7 раза больше, чем за первые пять месяцев прошлого года. Доходы бюджета РФ за январь-май выросли на 3,1%, а расходы выросли почти в семь раз более высоким темпом - на 20,7% - из-за массированного авансирования расходов на ВПК и снижения нефтегазовых доходов, которые за первые пять месяцев сократились на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем производства гражданской продукции снижался в I квартале в среднем на 0,8% в месяц. Есть признаки стагнации экономики, не исключен и переход к рецессии. Что и подтвердил 19 июня министр экономики Решетников на Санкт-Петербургском экономическом форуме - "По цифрам у нас охлаждение. По текущим ощущениям бизнеса и индикаторам мы в целом уже, мне кажется, на грани перехода в рецессию".

Впрочем, то, что происходит в экономике РФ - закономерное следствие политики структурной трансформации экономической модели, запущенной три года назад. Властям РФ надо было:

- увеличить выпуск в ВПК и смежных секторах и обеспечить переток туда ресурсов;

- сделать это так, чтобы избежать заметного качественного и количественного спада потребления, и так, чтобы по крайней мере немалая часть бремени легла на население (в несколько завуалированной форме).

То есть обеспечить мощный бюджетный импульс и перераспределение ресурсов в пользу ВПК. Рассматривая ретроспективно за последние три года это выглядело так:

- открывается мощное бюджетное финансирование ВПК и некоторым другим секторам и одновременно снижается ключевая ЦБ РФ (в апреле 2022 года - 20%, в сентябре - 7,5%);

 - сниженная ставка ведет к тому, что население берет потребительские, авто- и ипотечные кредиты и совершает соответствующие покупки за заемные средства;

- денежный поток приводит к всплеску инфляции;

- ЦБ РФ поднимает ставку. Первый шаг в июле 2023 года - до 8,5%, и далее в несколько шагов ставка растет сначала до 16% в январе прошлого года и до 21% с октября (в начале июня этого года символически снизили до 20%);

- вместе с этим власти РФ продолжают накачивать бюджетными деньгами ВПК и связанные с ним сектора (а также строительство), увеличивая выпуск и обеспечивая работающим в этих секторах резкий рост доходов;

- инфляция не снижается потому, что правительство РФ закачивает деньги в экономику и ресурсы идут в ВПК и связанные с ним сектора, создавая дефицит денег и других ресурсов в остальной части экономики, и этот дефицит компенсируется ростом цен;

- рост цен "съедает" избыточные доходы занятых в отраслях, финансируемых из бюджета и это балансирует потребительский рынок - никаких товарных дефицитов нет.

Такая политика в определенный момент не могла не привести к замедлению или падению во всех секторах, за исключением финансируемых правительством - ВПК и смежные. Но, это является элементом выполнения задачи структурной трансформации. Не должно было быть ни роста экономики РФ на долгосрочном горизонте, ни роста благосостояния населения - должен был быть рост производства в узком секторе отраслей и опережающий производительность рост доходов тех, кто в этом секторе занят. Те, кто не работает на ВПК и смежные сектора, и не может поддерживать привычный уровень жизни, а после роста ставок еще и не в состоянии платить кредиты, будет вынужден уйти работать на ВПК или искать вторую, третью работы. То есть, либо увеличивать выпуск в ВПК и связанных секторах, либо сокращать потребление (тем самым балансируя спрос и предложение на потребительском рынке), если нет возможности найти дополнительную работу.

Экономика РФ разделилась на две части - одна часть (ВПК и связанные отрасли, а также сектора, которые их обеспечивают и обслуживают) поглощает ресурсы другой (гражданские отрасли) и будет поглощать дальше для финансирования войны. Сокращение невоенных секторов экономики РФ идет на пользу военным потребностям - меньший спрос на ресурсы (капитал и труд) в гражданской экономике делает эти ресурсы дешевле для ВПК и смежных отраслей. И побуждает тех, у кого уменьшается доход, идти в армию или в ВПК.

Рост экономики РФ в течение двух прошлых лет произошел преимущественно благодаря бюджетной экспансии, средства для которой были аккумулированы от экспорта энергоресурсов - правительство РФ нарастило бюджетное стимулирование на фоне экспортных доходов, выросших в 2021-2022 годах. Это привело к высоким темпам роста в 2023-2024 годах и перегреву экономики, что спровоцировало инфляционный всплеск. Перегрев экономики вследствие мощного бюджетного стимулирования был таким сильным, что возвращение на естественную траекторию роста (для России за пятнадцать предвоенных лет среднегодовой рост ВВП - 1,1%) неотвратимо потребует сильного замедления экономики, ее сокращения до предыдущих периодов.

Однако, вместе с оптимистичными для нас тенденциями и цифрами надо отдавать себе отчет - Россия перестроила экономику на военные рельсы. Это, мягко говоря, не добавляет оптимизма. Но продуктивнее видеть реальность, чем тешить себя надеждами на близкий экономический крах РФ.

 

 

ПОСЛЕДНЕЕ

НИКОЛАЙ ФИЛОНОВ

Содержание и форма информационной безопасности

ДМИТРИЙ ГРУБА

Страхование военных рисков в Украине: что нужно знать бизнесу

ВЛАДИМИР КРЕЙДЕНКО

Аренда без привилегий: почему пора вернуть честные правила пользования государственным и коммунальным имуществом

ВАДИМ НЕПОСЕДОВ

Современные тренды и перспективы развития рынка торговой недвижимости Украины - UTG

ЕГОР ПЕРЕЛЫГИН

Когда технологии становятся геополитическим оружием

ДАНИИЛ ГЕТМАНЦЕВ

ВВП Польши превысил 1 триллион долларов: роль пенсионных накоплений в этом успехе

АЛЕКСАНДР ГАВВА

Как АО "Оператор рынка" помогает энергетикам понять логику рынка электроэнергии

АЛЕКСАНДР КРАМАРЕНКО

Два инструмента финансового суверенитета

ТАРАС ЛЫЛЫК

Как цифровые сервисы и конкуренция меняют строительную отрасль

ВЛАДИМИР ХАУСТОВ

Государственная аттестация украинской науки: что дальше? Обзор и оценка

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА

UKR.NET- новини з усієї України

РЕКЛАМА